Выбор БД
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Синицына, Ю. В.
Юбилейная конференция "Звегинцевские чтения - 2020" : к 60-летию кафедры и отделения теоретической и прикладной лингвистики и 110-летию со дня рождения В. А. Звегинцева / Ю. В. Синицына. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 209-214. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822.
Авторы: Синицына, Ю. В.
Ключевые слова: конференции, юбилеи, теория языка, история языка, корпусная лингвистика, мультимодальность, системы письма, когнитивная лингвистика, социолингвистика, экспериментальная лингвистика
Рубрики: Языкознание
Теория и философия языка
Аннотация: Резюмируется содержание докладов, прочитанных в рамках конференции "Звегинцевские чтения - 2020", в работе которой принимали участие ученые из университетов и академических институтов России и из-за рубежа.
2. Статья из журнала
bookCover
Дин, Л.
Цикл очерков М. Пришвина "В краю непуганых птиц" : поиски жанра / Л. Дин, М. В. Михайлова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 122-131. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Дин, Л., Михайлова, М. В.
Ключевые слова: жанры литературы, очерки, путевые очерки, цикл очерков, духовные искания, сквозной мотив
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Аннотация: Объясняется особая роль в творчестве М. М. Пришвина дебютного цикла "В краю непуганых птиц", созданного на основе этнографических заметок. Выбор формы очерка стал началом поисков индивидуальных жанровых предпочтений. Жанр очерка, как демонстрируется в статье, позволяет создать впечатление доверительного разговора с читателем, соответствующего своеобразному художественному мироощущению автора. В первом цикле Пришвина присутствуют элементы и черты очерков различного типа. Типизация сочетается с изображением индивидуальностей и их внутреннего мира. Реальное путешествие по Северу России изображается в цикле в конкретных деталях и одновременно как духовное странствование; последнее и обеспечивает смысловое единство книги; так нащупываются основы монолитности дальнейшего художественного творчества Пришвина. "Край непуганых птиц" как символ пришвинского королевства станет сквозным мотивом почти всех произведений художника, обозначая поиск и надежду на обретение счастья. В цикле оказался уловлен тот жанр, который станет преобладающим в творчестве писателя.
3. Статья из журнала
bookCover
Оболенская, Ю. Л. (доктор филологических наук).
Х Юбилейная Международная конференция, посвященная 120-летию М.-Л. Гонсалес "Иберо-романистика в современном мире: научная парадигма и актуальные задачи" / Ю. Л. Оболенская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 206-208. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822.
Авторы: Оболенская, Ю. Л.
Ключевые слова: конференции, иберо-романистика, испанистика
Рубрики: Языкознание
Романские языки
4. Статья из журнала
bookCover
Рыбина, П. Ю. (кандидат филологических наук).
Сначала слова: возвращение внимания к сценарному тексту / П. Ю. Рыбина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 142-144. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822.
Авторы: Рыбина, П. Ю.
Ключевые слова: сценаристы, юбилеи, коллективное авторство, трансмедийность, конференции
Рубрики: Литературоведение
Литература Европы
Аннотация: В преамбуле к блоку статей, собранному по материалам международной конференции "Тонино Гуэрра: диалог искусств и диалог культур" (к столетию сценариста) куратор проекта пишет о замысле и реализации мероприятия, ключевых участниках, а также о проблематике статей блока, разрабатывающих вопросы сценарного творчества в современном культурном пространстве.
5. Статья из журнала
bookCover
Быстрова, Т. А. (кандидат филологических наук).
Свет и кружево: метафоры России в творчестве Гуэрры / Т. А. Быстрова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 174-180. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Быстрова, Т. А.
Ключевые слова: итальянская литература, поэмы, городская тема, образ Петербурга, образ Москвы, тема памяти, мотив памяти, русская тема, метафоры
Рубрики: Литературоведение
Литература Европы
Аннотация: Москва для Гуэрры - интимное, родное пространство, что связано с личными подробностями биографии поэта, упоминания Москвы возникают в связи с бытовыми, домашними обстоятельствами. Петербург - город русской культуры и колыбель русской классики, в Петербурге Гуэрра словно погружается в параллельное пространство и сосуществует в нем наряду с литературными героями. В образе Петербурга проступает итальянская тема: Гуэрра "сородственен" городу не только по праву поэта, но и потому, что Петербург создан итальянскими мастерами, архитектурные корни города позволяют лирическому герою Гуэрры ощутить гений места, проникнуться прошлым и прикоснуться к русской культуре через итальянскую. Тема России у Гуэрры вводится через метафорические образы снежного, музыкального и архитектурного кружева, а также слабого света, и через мотив памяти оказывается тесно связана с Италией.
6. Статья из журнала
bookCover
Сложеникина, Ю. В. (доктор филологических наук).
Письмо А. П. Сумарокова "О красоте природы" (1759) : традиция и новаторство / Ю. В. Сложеникина, А. В. Растягаев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 113-121. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Сложеникина, Ю. В., Растягаев, А. В.
Ключевые слова: журналы, письма, традиции, подражание, идиостиль, композиция письма
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XVIII в.
Аннотация: Большинство исследований журнала Сумарокова "Трудолюбивая Пчела" выделяют его сатирическую направленность. Предлагается новый взгляд на ансамблевую природу первого российского частного издания. Его цель - изучение каждого помесячного номера и отдельной публикации в единстве синтагматических и парадигматических связей. Исследование показало, что журнал "Трудолюбивая Пчела" стал важным событием в творческой жизни Сумарокова. Известный в России и за рубежом автор продолжил в нем писательскую и переводческую деятельность. Новая для него роль издателя журнала раскрыла иную грань этого талантливого человека. Майский номер оказался особым среди всех номеров журнала. В нем были опубликованы только оригинальные произведения. Объект исследования данной статьи - "Письмо о красоте природы" Сумарокова. Можно сделать вывод о том, что произведение опирается на несколько культурных традиций, охватывающих широкий временной интервал от золотого века древнеримской литературы до первой половины 18 в. Сумароков следует множеству лучших образцов, сплавляя их топосы и мотивы в оригинальный идиостиль. В основу идиостиля писателя положено остроумие не только в словах, но и в мыслях. Опираясь на общеевропейскую культурную традицию, Сумароков предлагает собственную текстообразующую модель, отличающую автора по следующим основаниям: эгоцентричности текста; специфике композиции и визуализации картины мира.
7. Статья из журнала
bookCover
Толмачев, В. М. (доктор филологических наук).
Парадоксы романтического искания Абсолюта и "Неведомый шедевр" О. де Бальзака. Ч. 1 / В. М. Толмачев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 93-112. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Толмачев, В. М.
Ключевые слова: французская литература, романтизм, рассказы, литературные персонажи, Френхофер, бессмертие, творчество, субъективность, самореференция, религиозность
Рубрики: Литературоведение
Литература Европы
Аннотация: Предложена интерпретация творчества Бальзака и его философского рассказа "Неведомый шедевр" в терминах романтической культуры и программного для нее поиска бессмертия в творчестве и через творчество. Этому поиску свойственны различные парадоксы, эффекты двойного видения, так как он опирается на субъективность, самореференцию, поэтизацию в качестве Объекта всего по своей сути субъективного. "Нерелигиозная религиозность" в рассказе Бальзака - поиск невыразимого, что является в случае Френхофера опытом его самопрезентации, проекции собственного изменчивого видения длиною в жизнь, с каждым шагом все более утончающегося и, подобно музыке, имматериального. Творчество и жизнь меняются местами, что символически обозначает встречу с самим собой, смерть, и, соответственно, создание абсолютного шедевра, не имеющего адресата. Бальзак модернизирует фаустовскую традицию. Его Френхофер - одновременно художник Ренессанса и эпохи романтизма. Изображение им прекрасных женщины и тела перерастает из страсти в искание Абсолюта, который не отделен от творца, женственного и женского в нем самом, в его субъективной манере.
8. Статья из журнала
bookCover
Князев, С. В. (доктор филологических наук).
О неполной диерезе в русском языке: частица ж / С. В. Князев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 23-34. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч. - 2 рис., 1 табл.
Авторы: Князев, С. В.
Ключевые слова: согласные, фонетические исследования, коартикуляция, способ образования согласных, частицы, диереза, неполная диереза
Рубрики: Языкознание
Фонетика. Фонология
Аннотация: Описываются результаты экспериментально-фонетического исследования коартикуляции по голосу конечного шумного согласного в постпозитивных частицах ведь, уж и ж в позиции перед сонорным согласным следующего слова в зависимости от наличия / отсутствия дублетных форм с конечным гласным, а также от места и способа артикуляции контактирующих согласных в современном русском литературном языке. На основании полученных данных формулируется вывод о том, что близость по твердости / мягкости, месту и способу образования между конечным в фонетическом слове шумным согласным и начальным сонорным следующего слова в случае с постпозитивными частицами представляется препятствием для их оглушения. Степень выраженности этого явления существенно выше в случае наличия у частицы дублетных форм с конечным гласным.
9. Статья из журнала
bookCover
Шмурак, Р. И.
Некоторые замечания по процедуре корпусного поиска формальных средств выражения упрека : (на материале конструкции "сам + небось + V") / Р. И. Шмурак. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 83-92. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч. - 1 табл.
Авторы: Шмурак, Р. И.
Ключевые слова: корпусная лингвистика, процедура корпусного поиска, алгоритм корпусного поиска, грамматика конструкций, формальные средства выражения упрека, упреки, контекст
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Аннотация: В современных работах упрек рассматривается как явление, для восприятия семантики которого непременное условие - контекст. Это понимание, однако, не учитывает возможных в русском дискурсе высказываний, воспринимаемых носителями языка как упреки вне зависимости от прагматической информации, растворенной в контексте. Существование в русском языке упреков данного вида позволяет предположить существование абстрактных конструкций упрека, реализуемых на конкретном уровне дискурса формальными средствами выражения упрека. Однако формальные средства выражения упрека, в отличие от системных языковых средств, трудно выявить методом прямого наблюдения и последующего лингвистического анализа, поскольку их употребительность несоизмеримо меньше. Решить эту задачу позволяет использование методов корпусной лингвистики. Поисковая машина Национального корпуса русского языка допускает создание сложных запросов, состоящих не только из лексем, но и из грамматических, семантических и синтаксических характеристик, что делает возможным ввод конструкций упрека с их неоднородной структурой. Исследуется ряд вопросов, связанных со всеми этапами процедуры корпусного поиска, а также предлагается экспериментальный алгоритм корпусного поиска формальных средств выражения упрека.
10. Статья из журнала
bookCover
Солопова, О. А. (доктор филологических наук).
Методология диахронического исследования политической метафоры в эпоху цифровизации: теоретическое обоснование / О. А. Солопова, А. П. Чудинов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 49-59. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч. - 2 рис., 1 табл.
Авторы: Солопова, О. А., Чудинов, А. П.
Ключевые слова: метафоры, политические метафоры, политический дискурс, диахронические исследования, метафорическое моделирование, оцифрованные архивы
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Охарактеризована методология диахронического исследования политической метафоры на материале оцифрованных архивов. Описаны специфика работы с оцифрованными архивами, виды фрагментации дискурса, использование инструментов корпусной лингвистики для формирования исследовательского корпуса текстов, элементы источниковедческого анализа, процедура выборки метафор из сформированного корпуса текстов. При анализе метафор, метафорических моделей и систем применяется метод метафорического моделирования. При диахроническом изучении проводится исследование структуры метафорических моделей и состава метафорических систем в политическом дискурсе в динамике. Описаны параметры квалитативного и квантитативного анализа, которые позволяют сделать выводы о стабильности или изменчивости метафорических систем в рамках дискурса одной страны, об универсализме и вариативности метафорических моделей в политических дискурсах разных стран при сопоставительном анализе, зафиксировать диахронические закономерности в эволюции отдельных метафор, метафорических моделей и метафорических систем как внутри одного дискурса, так и в сопоставительном ракурсе. Для объяснения исторических изменений на всех этапах исследования применяются когнитивно-дискурсивный анализ и лингвокультурологический анализ. Обобщены результаты десятилетней работы авторов в области теории и практики диахронического анализа политической метафорики; для иллюстрации приводятся данные исследований на материале отечественного и зарубежных дискурсов. Предложенный алгоритм анализа может быть успешно использован при диахроническом исследовании политической метафоры на материале оцифрованных текстов.
11. Статья из журнала
bookCover
Мухортов, Д. С. (кандидат филологических наук).
Марина Леонтьевна Ремнева - первый президент филологического факультета / Д. С. Мухортов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 220-224. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822.
Авторы: Мухортов, Д. С.
Ключевые слова: юбилеи, биографии, научные труды, филологические факультеты
Рубрики: Языкознание
Теория и философия языка
Аннотация: Статья посвящена юбилею президента филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, заслуженного профессора Московского университета, заведующей кафедры русского языка филологического факультета, доктора филологических наук Марины Леонтьевны Ремневой.
12. Статья из журнала
bookCover
Смирнова, Е. А. (кандидат филологических наук).
Каузативы на -ировать в семантико-грамматическом словаре русских глаголов / Е. А. Смирнова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 35-48. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч. - 7 табл.
Авторы: Смирнова, Е. А.
Ключевые слова: словообразование, морфология, лексическая семантика, синтаксис, глаголы, глагольная парадигма, каузативы, словари
Рубрики: Языкознание
Грамматика
Аннотация: Описывается группа каузативных глаголов на -ировать со значением побуждения к активности. На материале Национального корпуса русского языка выявлены парадигматические возможности данной глагольной группы и семантико-синтаксические запреты на образование тех или иных глагольных форм. Показаны явления в области глагольного словоизменения и словообразования внутри данной группы. Описываемый класс глаголов анализируется по следующим параметрам: словообразование, акцентология, морфология (объем парадигмы), лексическая семантика (количество значений), синтаксис (типы конструкций, набор валентностей), текстовые условия (коммуникативный регистр). Семантико-грамматический словарь, являясь словарем активного типа, отражает реальную, а не потенциальную языковую картину. Основная задача авторов Словаря - обоснование грамматической значимости лексико-семантических групп и выделение релевантных грамматических критериев для каждой глагольной группы в отдельности.
13. Статья из журнала
bookCover
Курбанова-Ильютко, К. И. (кандидат филологических наук).
К вопросу о статусе французского языка в регионе Валь д’Аоста (Валле д’Аоста): родной или второй? / К. И. Курбанова-Ильютко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 71-82. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Курбанова-Ильютко, К. И.
Ключевые слова: французский язык, статус французского языка, языковая ситуация, вальдостанский вариант французского языка, языковой сдвиг, языковая неуверенность, ревитализация языка, социолингвистические исследования, анкетирование, опросы
Рубрики: Языкознание
Романские языки
Аннотация: Исследуется статус французского языка в регионе, отличающемся развитым многоязычием. Анализируются результаты первых социолингвистических исследований, проведенных в на рубеже 20-21 вв., и представляется собственный исследовательский проект изучения вальдостанского варианта французского языка. На основе данных, выявленных в ходе устных и письменных анкетирований, делается вывод о сохранении незначительного пласта вальдостанцев, определяющих французский язык родным в паре с другим языком (итальянским или франкопровансальским). Для большинства вальдостанцев французский язык - второй, что, с одной стороны, объясняет высокую степень языковой неуверенности вальдостанских франкофонов, с другой - свидетельствует о смене языковой парадигмы - переходе от французского языка родного к французскому языку второму в современной Валь д’Аосте.
14. Статья из журнала
bookCover
Дымарский, М. Я. (доктор филологических наук).
Еще раз о связке в номинативном предложении / М. Я. Дымарский. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 9-22. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Дымарский, М. Я.
Ключевые слова: синтаксис, номинативные предложения, связка, глаголы, сказуемые, отрицание, нулевая форма глагола, повествовательная тактика
Рубрики: Языкознание
Грамматика
Аннотация: Работа продолжает дискуссию о составе категории номинативного предложения в русском языке. Выдвигаются три аргумента в пользу признания предложений типа Была жара номинативными. Первый состоит в том, что функционально предложения этого типа практически тождественны предложениям с нулевой формой связки и значением настоящего времени: они реализуют ту же нарративную тактику. Второй аргумент заключается в том, что как нулевые, так и ненулевые формы глагола быть в рассматриваемых предложениях не являются полнозначными: полнозначный глагол существования в двусоставных предложениях может опускаться только при определенных условиях. Таких условий в рассматриваемых предложениях нет, нулевая форма возникает в настоящем времени регулярно, что является главным признаком именно связки. Третий аргумент - невозможность сентенциального отрицания, которое требует позиции отрицательной частицы перед всем составом сказуемого.
15. Статья из журнала
bookCover
Маслова, А. К.
Дискурс и язык в эпоху "больших данных": пределы и возможности лингвокреативности / А. К. Маслова, А. Б. Танхилевич. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 215-219. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822.
Авторы: Маслова, А. К., Танхилевич, А. Б.
Ключевые слова: лингвокреативность, лингвистическая креативность, когнитивная поэтика, дискурс, конференции
Рубрики: Языкознание
Теория и философия языка
Аннотация: В рамках конференции "Дискурс и язык в эпоху больших данных" обсуждались проблемы лингвистической креативности в дискурсах разного типа, современная методология изучения языковых девиаций, философско-семиотические основания и когнитивные механизмы дискурсивной креативности, языковое творчество в диахроническом измерении, а также в поликодовом дискурсе и мультимодальной коммуникации, корпусный и компьютерный подходы к анализу динамики языковых новаций.
16. Статья из журнала
bookCover
Ибрагимова, К. Р.
Два подхода к термину "трагедия" в XIII-XIV вв. / К. Р. Ибрагимова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 132-141. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Ибрагимова, К. Р.
Ключевые слова: трагедия, трагическое, Средневековье, термины, теория жанров
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Аннотация: Статья посвящена исследованию различных подходов к теории трагедии и трагического в 13-14 вв. В эпоху Высокого Средневековья эти термины используются в разных контекстах: как при обращении к своеобразно понятому жанру античной драмы, так и при указании на господствующую модальность в произведении. Первый подход строится на желании средневековых мыслителей и поэтов воскресить античный жанр, канувший в небытие. Однако ввиду недостаточного знакомства с античной драмой "трагедии", написанные в это время, проникнуты духом не Античности, но Средневековья. Второй подход обращен не к жанру трагедии, но к категории трагического, которая существует вне рамок жанра. В целом термины "трагедия" и "трагическое" у представителей обоих подходов не избегают трансформации под влиянием средневековой культуры.
17. Статья из журнала
bookCover
Аксенова, А. А.
Взаимосвязь анжамбемана и когнитивных метафор в поэзии Эндрю Хаджинса / А. А. Аксенова, Г. Н. Гумовская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 60-70. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Аксенова, А. А., Гумовская, Г. Н.
Ключевые слова: американская поэзия, художественное пространство, хронотоп, анжамбеман, когнитивные метафоры, онтологические метафоры, пространственные метафоры, перенос, иконичность, сборники стихов
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Современный американский поэт Эндрю Хаджинс создает уникальное художественное пространство внутри стихотворений сборника "Babylon in a Jar". Основное средство конструирования пространства текстов в данном сборнике - это когнитивная метафора. Также особую роль в создании хронотопа играет визуальная организация текста на листе, а именно анжамбеман как основной прием организации текста. Мы полагаем, что анжамбеман участвует в создании когнитивных метафор. Данное исследование показывает, как организация поэтического текста на листе определяет художественное пространство произведения, и каким образом анжамбеман может позволить полнее интерпретировать ключевые онтологические метафоры текста и, как следствие, лучше представить картину мира поэта.
18. Статья из журнала
bookCover
Carnevali, G.
Two poets in the film. The encounter of Tonino Guerra and Andrei Tarkovsky, which was no coincidence / G. Carnevali. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 181-191. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Carnevali, G.
Ключевые слова: поэзия, кинематограф, документальные фильмы, кинофильмы
Рубрики: Литературоведение
Литература Европы
Аннотация: Рассматривается становление и развитие взаимоотношений поэта Гуэрры с режиссером Тарковским; материалом исследования стали дневники Тарковского, высказывания Гуэрры, а также интервью с Лорой Гуэрра. Автор рассматривает глубинные причины творческого и личного взаимопонимания между Гуэррой и Тарковским, а также то, как в результате их сотрудничества появилась документальная лента "Время путешествий", а затем и "Ностальгия". В фокусе внимания оказывается диалог Гуэрры и Тарковского во "Времени путешествий", где обсуждается смысловое напряжение между поэтическим и режиссерским, процессом поэтического письма и процессом создания фильма. Документальная лента стала для Гуэрры и Тарковского возможностью выразить себя с помощью лингвистических кодов, которые более всего повлияли на них во время их индивидуального творческого формирования (Гуэрра в фильме читает стихи на романьоло, Тарковский говорит по-русски). Такое взаимодействие привело к созданию фильма "Ностальгия", в котором результаты культурного обмена между двумя артистами привели к некой общей точке - символической интенсивности поэтического и кинематографического образов.
19. Статья из журнала
bookCover
Matteucci, С.
The fool in the work of Tonino Guerra: From the Village Idiot Madman to the Jurodivyj / С. Matteucci. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 192-198. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Matteucci, С.
Ключевые слова: итальянская литература, сценарии, образ дурака, образ деревенского дурачка, образ юродивого
Рубрики: Литературоведение
Литература Европы
Аннотация: Анализируется образ дурака в творчестве Тонино Гуэрры. Этот персонаж проходит путь от фигуры деревенского сумасшедшего, возникающего в раннем творчестве автора, до образа сумасшедшего пророка, близкого к юродивому русской традиции. Эта эволюция становится фундаментальной частью всего творчества Гуэрры после середины 1970-х, когда он приближается к русской культуре и духовности, пишет сценарий фильма "Ностальгия" с Андреем Тарковским. В раннем творчестве можно распознать образ деревенского дурачка, связанный с послевоенным крестьянским миром. Дураки, взгляд которых всегда направлен вверх, в неземную высь, соответствует переходной фазе в творческой работе Гуэрры.
20. Статья из журнала
bookCover
Traini, С.
Sceneries of Memory and Heart: Tonino Guerra’s "La pioggia tiepida". A Journey from Russia to Italy / С. Traini. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 2. - С. 154-164. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=45676822. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Traini, С.
Ключевые слова: итальянская литература, повести, путешествия, лирическое описание путешествия, память, поэтическое, визуальное
Рубрики: Литературоведение
Литература Европы
Аннотация: Творчество Тонино Гуэрры как сценариста и поэта сделала его известным за особое поэтическое изображение древних и современных экзистенциальных тем, способных соединять кажущиеся далекими во времени и пространстве миры. В повести "Теплый дождь" эта своеобразная склонность Гуэрры прослеживается в его личной манере письма, что делает повесть исповедью мыслей писателя о жизни, вплоть до разрыва условностей повествования. "Теплый дождь" разворачивается на двух уровнях, словно сюжет следует по двойному пути. Первый путь - лирическое описание путешествия из Ленинграда в Грузию. Второй путь - волшебный теплый кавказский дождь, который превращает расширяющееся мироощущение писателя до идентификации с фигурой русского Генерала, сражавшегося против Наполеона. Мистическая история Генерала описана в повести с многочисленными прямыми ссылками на русскую историю и литературу. На протяжении своего путешествия по Грузии Тонино Гуэрра встречает призраков знаменитых русских поэтов и писателей и путешествие в пространстве постепенно переходит в путешествие во времени, в поиск мифического прошлого, представленного древними и тайными деревянными храмами, где жил монах Николаев, бывший генерал Розатти. Фокусируется внимание на лирическом понимании мира, которое поэт Тонино Гуэрра изобразил и в своей прозе.
12