| Найдено документов - 22 | Статьи из номера журнала: Вестник Московского университета. Серия 9, Филология : научный журнал. № 6 / учредитель: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова . - Москва, 2020. - 6 выпусков в год. - ISS... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
| Малюга, Е. Н. (доктор филологических наук). Функции юмора в устном англоязычном экономическом дискурсе / Е. Н. Малюга. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 31-43. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Малюга, Е. Н. |
| Ключевые слова: | английский язык, экономический дискурс, юмор, интенция, комический эффект, стилистические приемы, лексические средства, англоязычный юмор, аллюзии, сравнения, функциональная лингвистика |
| Рубрики: | Языкознание Германские языки |
| Аннотация: | Приводится анализ функций юмора в устном экономическом дискурсе. Данная тема представляет собой малоизученный предмет исследования, а интерес к ней обуславливается усилением неформальности современного устного и письменного английского языка. Выделяются функции юмора, рассматриваются основные его теории и дается комплексный обзор языковых средств создания юмористического эффекта в современном устном экономическом дискурсе. Сделан вывод о том, что несмотря на растущую тенденцию к использованию юмора при рассмотрении экономических проблем, устный экономический дискурс остается строго институциональным в том смысле, что для понимания и верной интерпретации юмора требуются соответствующие знания, которые формируют групповое самосознание экономистов как членов сообщества, использующих для обмена практическим опытом определенный арсенал языковых средств. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
2. Статья из журнала
| Ли Локай. Фонетическая реализация тональных параметров в повествовательных предложениях, оформленных ИК-1 и ИК-2, в русском языке / Ли Локай. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 115-131. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. - 8 рис., 2 табл. | |
| Авторы: | Ли Локай |
| Ключевые слова: | частота основного тона, фонетические различия, интонационные конструкции, ИК, тайминг, повествовательные предложения, русский язык как иностранный, преподавание русского языка как иностранного, интонация русской речи |
| Рубрики: | Языкознание Русский язык |
| Аннотация: | Рассматривается различие в фонетической реализации между ИК-1 и ИК-2 в повествовательных предложениях в русском языке с помощью анализа частоты основного тона на разных частях высказывания экспериментально-фонетическими методами. В ходе эксперимента было проанализировано 100 предложений с предцентровой частью, отобранные из аудиоприложений к современным работам по преподаванию русского языка как иностранного и измерены следующие параметры: значение частоты основного тона в начале синтагмы с ИК-1 и с ИК-2, значение частоты основного тона в начале и конце падения, интервал падения, время начала падения относительно начала ударного гласного акцентированного слова. Полученные данные свидетельствуют о том, что основное различие между ИК-1 и ИК-2 в современном русском литературном языке в повествовательных предложениях в произношении эталонных дикторов заключается не в характере тонального изменения, а в его месте. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
3. Статья из журнала
| Романова, К. С. (кандидат филологических наук). Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX-XXI вв. : (круглый стол на филологическом факультете МГУ, 8 мая 2020) / К. С. Романова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 212-215. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. | |
| Авторы: | Романова, К. С. |
| Ключевые слова: | круглые столы, тема войны, Великая Отечественная война, военная периодика, лейтенантская проза, исторический контекст |
| Рубрики: | Литературоведение Современная русская литература |
| Аннотация: | Обзор круглого стола, проведенного кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
4. Статья из журнала
| Смирнова, М. А. (кандидат филологических наук). Словотворчество как основа создания новой мифологемы пандемии коронавируса / М. А. Смирнова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 44-53. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Смирнова, М. А. |
| Ключевые слова: | английский язык, словотворчество, коронавирус, пандемия коронавируса, образ болезни, мифологемы, ирония, неологизмы, узус, компонентный анализ, лексико-семантическое поле, философия языка, англоязычные СМИ |
| Рубрики: | Языкознание Германские языки |
| Аннотация: | Рассматриваются лексические инновации в англоязычных СМИ на фоне распространения инфекции коронавируса. Пандемия затронула все основные сферы человеческой жизни, что отразилось в том числе и на языковой картине мира. Исходная гипотеза гласит, что частотность употребления узкоспециализированной медицинской терминологии в новостных сообщениях вызывает увеличение уровня тревожности среди населения, влияя прежде всего на психоэмоциональное состояние человека. В свою очередь, реакцией на агрессивный информационный фон является коллективное словотворчество, рассматриваемое через призму феноменологии смеха. Результатом этого являются как семантические сдвиги в существующих лексических единицах, так и появление новых, объединенных общей характеристикой контекстуальной обусловленности и иронической эмоциональной окраски. Цель - рассмотреть, каким образом пандемия коронавируса оформляется в языке и через его посредничество в качестве знакового события. Проведенный анализ позволяет предположить, что наблюдаемая неологизация носит не хаотический, а системный характер, порождая тем самым новую концептуальную парадигму. Пандемия коронавируса приобретает признаки мифологемы, которая органично встраивается в ряд эсхатологических представлений о конце света. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
5. Статья из журнала
| Федорова, Л. Л. (кандидат филологических наук). Русские сложные слова глазами итальянских лингвистов / Л. Л. Федорова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 54-66. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Федорова, Л. Л. |
| Ключевые слова: | словосложение, русский язык, типологический подход, итальянские лингвисты, традиционный подход, парасинтетическое сложение, сложные слова, классы сложных слов |
| Рубрики: | Языкознание Грамматика |
| Аннотация: | Сопоставляются традиционный подход к анализу сложных слов, принятый в русской грамматике, и типологический подход, развиваемый итальянскими лингвистами. Описаны основные категории типологического анализа словосложения. На его основе выделены типы сложных слов, описываемые рядом признаков: лексической категории целого, структуры слова, категорий компонентов и отношений между ними. Идет обсуждение типологических признаков в применении к анализу русских сложных слов. Отмечаются трудности в определении парасинтетической модели. Проблемными являются выделение аффиксоидов, роль предлогов в словообразовании, структура некоторых моделей и их продуктивность. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
6. Статья из журнала
| Мотеюнайте, И. В. (доктор филологических наук). Постсвидетельский дискурс о войне : "Живые картины" Полины Барсковой / И. В. Мотеюнайте. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 9-20. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Мотеюнайте, И. В. |
| Ключевые слова: | тема Великой Отечественной войны, блокада Ленинграда, дискурс травмы, экфрасис, произведения искусства, пьесы, монологи, блокадная тема, ленинградская блокада |
| Рубрики: | Литературоведение Современная русская литература |
| Аннотация: | Рассматривается пьеса П. Барсковой "Живые картины", в которой описывается "смертное время" блокады Ленинграда. Освещение этой темы у Барсковой принципиально отличается от принятого в советское время. Автор сосредоточен на передаче трагического опыта блокадников и учитывает современное понимание травмы как "немого" опыта. Анализируется соответствующая сцена пьесы, в которой выделяется текст в тексте. Персонажи Барсковой в роли персонажей Рембрандта оказываются объектами изображения и субъектами речи, а их субъективный эстетический опыт становится одновременно метафорой и метонимией произведений искусства. Экфрасис позволяет автору соединить две изображаемые реальности, указывая одновременно и на их разность. Обнажая механизм формирования дискурса о себе, дистанцированного произведением искусства, Барскова формирует и собственный способ говорения о травме. Она выстраивает пьесу на основе свидетельств, трансформируя жанровые традиции сказки и акцентируя экфрасисом дистанцированность репрезентации опыта. Такой способ, вероятно, можно назвать постсвидетельским. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
7. Статья из журнала
| Рыбина, П. Ю. (кандидат филологических наук). Повествователь Марсель и кинематографический аттракцион : поэтика "Пленницы" Ш. Акерман / П. Ю. Рыбина. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 198-206. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Рыбина, П. Ю. |
| Ключевые слова: | французская литература, романы, киноадаптации, фильмы, повествователи, кинематографический повествователь, литературный повествователь, поэтика |
| Рубрики: | Литературоведение Литература Европы Музыка и зрелищные искусства Киноискусство в целом |
| Аннотация: | Рассматривается проблема кинематографической адаптации особенностей романного повествователя. Фильм французского режиссера авторского кино Ш. Акерман "Пленница" особенно интересен в свете этого различения. Специфика режиссерского стиля Акерман заключается в акценте на монстрации: с помощью сверхдлинных общих планов, "мертвого времени" в кадре, длительных горизонтальных панорам Акерман настаивает на демонстрационной, а не рассказывающей функции повествователя, который выставляет картины реальности на зрительское обозрение. Обратившись к адаптации романа М. Пруста, Акерман трансформирует свой узнаваемый метод, акцентируя акт рассказывания (а не чистого показа), существенный для мира Пруста. Способом репрезентации повествователя Марселя становится опосредование сюжета фильма с помощью узнаваемых нарративных инстанций. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
8. Статья из журнала
| Фаустов, А. А. (доктор филологических наук). Повествование и время в прозе Достоевского. Ч. 1. Механизмы ретроспекции в романе "Идиот" / А. А. Фаустов. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 152-162. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Фаустов, А. А. |
| Ключевые слова: | информация, рассказчик, повествователь, романы, повествование онлайн, ретроспекция, дисперсия, реконструкция, генерализация, ревалоризация |
| Рубрики: | Литературоведение Русская литература XIX в. |
| Аннотация: | Предпринимается попытка с новых позиций истолковать "ненадежное" рассказывание у Достоевского, сосредоточившись на романе "Идиот", который справедливо считается в творчестве писателя наиболее изощренным примером такой повествовательной манеры. В основе развиваемой идеи лежит стремление соотнести проблематичность передачи информации со структурой времени рассказывания. Исходным пунктом является различение двух режимов повествования, сложным образом чередующихся в "Идиоте", - онлайн и ретроспекции. В первом случае имитируется присутствие рассказчика (а вместе с ним и имплицитного читателя) как свидетеля рассказываемой истории, которая детально излагается и не вызывает сомнений в своей достоверности. Во втором случае рассказывание и история подчеркнуто рассинхронизированы, факты представлены в пересказе разной степени конспективности и лишены гарантированной истинности. В первой части статьи описываются четыре механизма такой ретроспекции, три из которых можно считать универсальными, а четвертый, доминирующий, - специфическим для Достоевского. Первые три механизма - это реконструкция, генерализация и ревалоризация. Четвертый механизм - это дисперсия, в результате действия которой задним числом ставится под вопрос то, наблюдателями чего мы были и что имело истинную референцию. Первые три механизма функционируют у Достоевского с теми или иными сбоями, вызванными как раз влиянием повествовательной дисперсии. К примеру, сочетание реконструкции и ревалоризации свойственно готическому роману или классическому детективу, отражения которых не раз усматривались в прозе писателя. Но если в этих жанровых нарративах в финале все карты раскрываются и отдельные улики, обретая свой подлинный вес, вырастают в цельную историю, то у Достоевского прошлое никогда не становится лишенным слепых пятен, внутренне завершенным и способным до конца объяснить сюжетное настоящее. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
9. Статья из журнала
| Калинина, Е. А. (кандидат филологических наук). От бесконечной метаморфозы к временному преображению : "Обретенное время" Пруста в театре Руиса / Е. А. Калинина. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 188-197. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Калинина, Е. А. |
| Ключевые слова: | французская литература, романы, киноадаптации, фильмы, метаморфозы, пространственные метаморфозы, время, поэтика |
| Рубрики: | Литературоведение Литература Европы Музыка и зрелищные искусства Киноискусство в целом |
| Аннотация: | Речь идет о такой важной составляющей прустовского художественного мира, как метаморфоза, о работе с ней в "Обретенном времени" и в киноадаптации романа, сделанной Раулем Руисом. В романе Марселя Пруста мы имеем дело с метаморфозой как непрерывным преобразованием, когда один образ плавно переходит в другой без обозначения границ этого перехода, без разговора об условности такого рода действа. Это относится как к пространственному преобразованию, когда одно пространство переходит в другое, новое, но несущее в себе своего рода эхо, отражение первого, хранящее с ним некую сущностную связь, так и к темпоральному, когда герой переходит из одного своего возраста в другой, обнаруживая себя то ребенком, то подростком, воскрешая собственный недавний опыт в бесконечной череде сменяющих друг друга временных пластов. Метаморфоза в художественном пространстве Руиса имеет театральную природу, она основана на игре и на конструировании своего рода сценического пространства, куда герой попадает лишь на время. В основе преобразования в руисовском мире - не превращение, а перемещение или временная трансформация; чтобы показать такого типа преображение, режиссер обращается к разным типам театра: драматическому, кукольному картонному театру, театру теней. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
10. Статья из журнала
| Шешкен, А. Г. (доктор филологических наук). Особенности образа самозванца Петра III в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина и драме "Самозванец Степан Малый" П. П. Негоша / А. Г. Шешкен. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 132-140. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Шешкен, А. Г. |
| Ключевые слова: | сравнительно-типологический анализ, самозванство, самозванцы, образ самозванца, сербская литература, реализм, ирония, портретные детали |
| Рубрики: | Литературоведение Русская литература XIX в. Литература Европы |
| Аннотация: | Впервые в науке предпринят сравнительно-типологический анализ "Капитанской дочки" Пушкина и драмы Негоша "Самозванец Степан Малый". Драма Негоша традиционно сопоставлялась с "Борисом Годуновым". Важным аргументом для расширения поля исследования является то, что протагонистом в "Капитанской дочке" и "Самозванце Степане Малом" выступает самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося Петра III. Учитывая глубокий интерес Негоша к творчеству Пушкина, можно утверждать, что размышления правителя Черногории над проблемой законной власти и самозванства были изображены им в диалоге с "Борисом Годуновым" и "Капитанской дочкой". В драме Негоша есть прямая отсылка к пугачевскому бунту и упоминание Пугачева. Сопоставительный анализ образов двух Лжепетров III позволил выделить некоторые общие черты и сделать вывод о сходстве точек зрения Пушкина и Негоша на самозванство. Пугачев и Степан Малый изображены как авантюристы, злоупотребляющие доверием народа и вынужденные постоянно доказывать свое происхождение; они талантливы, артистичны и обаятельны, но подчеркивается очевидность их обмана. Ирония дополняет сложный психологический портрет Пугачева и углубляет образ Степана Малого. Заметно и принципиальное различие в трактовке персонажей: Пугачев Пушкина - яркий народный характер, человек стихии; Степан Малый - часть рациональной силы, государства; истинные герои у Негоша - воины, присягающие на верность России. В трактовке самозванства и самозванцев у классиков национальных литератур отразились соответственно русская и балканская картина мира. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
11. Статья из журнала
| Ван Юй. Мифологема солнце в "Слове о полку Игореве" и переводах на китайский язык / Ван Юй. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 173-179. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Ван Юй |
| Ключевые слова: | солярная символика, древнерусские тексты, мифологемы, солнце, древнекитайская литература, переводы, китайский язык |
| Рубрики: | Литературоведение Древнерусская литература |
| Аннотация: | Рассматривается художественно-семантическое функционирование мифологемы солнце в "Слове о полку Игореве" и его переводах на китайский язык. Мотивный солярный комплекс в "Слове" объединяет четыре художественных образа: собственно солнца как астрономической реалии, солнечного затмения как сакрального явления, языческих солнечных богов и аллегории "князья-солнца". Эти образы исследуются в древнерусском тексте и его переводах на китайский язык; феномен солярной символики в "Слове о полку Игореве" рассматривается на фоне солнечного культа в китайской мифологии. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
12. Статья из журнала
| Кобозева, И. М. (доктор филологических наук). Международная конференция "Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии-2020" : доклады по нематематической лингвистике / И. М. Кобозева, А. Ч. Пиперски, О. В. Федорова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 216-220. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. | |
| Авторы: | Кобозева, И. М., Пиперски, А. Ч., Федорова, О. В. |
| Ключевые слова: | конференции, доклады, семантика, синтаксис, корпусная лингвистика, мультимодальность, формальные модели языка, компьютерная лингвистика, интеллектуальные технологии |
| Рубрики: | Языкознание Лексикология |
| Аннотация: | Резюмируется содержание докладов, прочитанных в рамках трех собственно лингвистических секций Международной конференции "Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии - 2020". |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
13. Статья из журнала
| Стрелец, И. Э. (кандидат политических наук). Лингвостилистические особенности коммуникативного поведения Д. Трампа в кризисный период 2020 г. / И. Э. Стрелец. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 100-114. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Стрелец, И. Э. |
| Ключевые слова: | политический дискурс, языковая личность, лингвостилистические особенности, президентская риторика, коммуникативное поведение, брифинги, кризисный дискурс, пандемия, эпидемиологическая обстановка |
| Рубрики: | Языкознание Лингвистика текста |
| Аннотация: | Рассматриваются особенности коммуникативного поведения президента США Д. Трампа в контексте усугубившихся социальных и политических проблем 2020 года. На базе ответов политика на вопросы журналистов во время ежедневных брифингов об эпидемиологической обстановке доказывается гипотеза о том, что кризисный дискурс президента оказался идентичным его докризисной риторике, и, как следствие, неадаптивным к резко меняющейся ситуации. Дискурсивный анализ показал, что игра на оппозиции, несдержанность в использовании сексистских и расистских оборотов, злоупотребление лексическими единицами с оценочными коннотациями - все это было ошибочным в период, когда от лидера нации требовалась риторика, консолидирующая общество. Присущий речевому поведению монологизм стал для Трампа камнем преткновения тогда, когда необходимо было умение вести диалог. Анализ коммуникативного поведения такой противоречивой фигуры, как Д. Трамп, в кризисный и докризисный период позволяет сделать ряд выводов относительно особенностей современного американского президентского дискурса и способствует дальнейшей разработке положений политической лингвоперсонологии. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
14. Статья из журнала
| Столярова, А. Г. Лексика шотландских поэм как поздних памятников аллитерационного возрождения : (на примере поэтизмов в составе атрибутивных сочетаний) / А. Г. Столярова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 88-99. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. - 4 табл. | |
| Авторы: | Столярова, А. Г. |
| Ключевые слова: | среднешотландская поэзия, шотландская поэзия, аллитерационное возрождение, поэтические синонимы, атрибутивные сочетания, традиции, поэтизмы, поэмы, шотландские поэмы, поэтическая лексика, рыцарские романы, пародии |
| Рубрики: | Литературоведение Литература Европы |
| Аннотация: | Исследуется сочетаемость поэтических синонимов "мужа, воина" berne и "меча" brand с воспроизводимыми атрибутами в шотландской аллитерационной поэзии в сопоставлении с традицией английского аллитерационного возрождения. В поэме "Голагр и Гавейн", написанной в жанре рыцарского романа, употребление традиционных поэтизмов в сочетании с атрибутами, а также набор стереотипных эпитетов, соотносится с употреблением таковых в английских памятниках того же жанра. В поэме "Ральф-угольщик", являющейся пародией на рыцарский роман, традиционные поэтизмы в составе атрибутивных комплексов являются средством создания комического эффекта: автор намеренно сочетает знаковые для традиции слова с прилагательными с негативной эмоциональной окраской или отрицательными характеристиками. В аллегорической поэме "Книга Совы" примеры традиционных поэтизмов как отдельно, так и в составе атрибутивных комплексов малочисленны. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
15. Статья из журнала
| Иванов, Д. А. (кандидат филологических наук). Двойная жанровая перспектива в трагедии У. Шекспира "Гамлет" : мистериальные истоки "сцены заговора" против героя. Ч. 1 / Д. А. Иванов. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 141-151. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Иванов, Д. А. |
| Ключевые слова: | английская литература, английские мистерии, пьесы, трагедии, топосы, сцена заговора, месть |
| Рубрики: | Литературоведение Литература Европы |
| Аннотация: | Рассматривается место и функция так называемой сцены заговора короля Клавдия и Лаэрта, желающих убить Гамлета так, чтобы никто не заподозрил их в злом умысле. Анализ всех трех ранних редакций текста трагедии показывает, что это условие противоречит предыдущим событиям пьесы, целям заговорщиков и самой сути их плана. Следовательно, необходимость подстраивать тайное убийство Гамлета не объясняется логикой развития сюжета и должна диктоваться иными причинами. Анализ "сцены заговора" показывает, что Шекспир строит третий шаг трагедии на основе жанрового топоса, почерпнутого из средневековых мистерий, а именно из сцен, изображающих Страсти Христа. Следовательно, Шекспир в этой экспериментальной и потому слишком объемной пьесе устанавливает двойную жанровую перспективу с целью усилить драматические переживания своих зрителей. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
16. Статья из журнала
| Кривонос, В. Ш. (доктор филологических наук). Два локуса памяти в романе А. И. Солженицына "В круге первом" / В. Ш. Кривонос. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 163-172. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Кривонос, В. Ш. |
| Ключевые слова: | романы, память, локусы памяти, церковь, персонажи, Яконов, Агния, Володин, дядя Авенир |
| Рубрики: | Литературоведение Русская литература XX в. |
| Аннотация: | Рассматриваются символические функции в романе А. И. Солженицына "В круге первом" двух локусов, церкви Никиты Мученика и дома дяди Авенира, которые можно назвать локусами памяти. Имея точные топографические координаты, локусы памяти наделяются универсальным смыслом и получают значимый онтологический статус. Они выполняют важную сюжетообразующую роль, оказывая влияние на судьбу героев и мотивируя их поступки, и манифестируют в повествовании непрерывность и многослойность истории, ее непредcказуемость. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
17. Статья из журнала
| Соколова, Е. В. (кандидат филологических наук). Гностический вальс: … сказал Бернхард, сказал Зебальд, сказал Шмуккер / Е. В. Соколова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 180-187. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Соколова, Е. В. |
| Ключевые слова: | австрийская литература, немецкая литература, литературные тексты, гностицизм, австрийские писатели, немецкие писатели, биографии |
| Рубрики: | Литературоведение Литература Европы |
| Аннотация: | Исследуются пересечения в событиях жизни, мировосприятии и творчестве австрийского писателя Томаса Бернхарда и немецкого литературоведа и писателя В. Г. Зебальда. Факты, известные из биографических исследований о Т. Бернхарде и В. Г. Зебальде, позволяют заметить значимые параллели и совпадения в их биографиях (нелюбовь к отечеству, сложные отношения с собственным именем, отсутствующий отец, влияние деда по материнской линии, болезнь и боль как стимул к литературному творчеству). Обращают на себя внимание интертекстуальные отсылки к Бернхарду в прозе Зебальда, включая "унаследованные" им у австрийского коллеги приемы и структуры, среди которых разложение текста по временным слоям цепочками типа "сказал он, сказала она, подумал я". |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
18. Статья из журнала
| Павлова, О. С. (кандидат филологических наук). Всероссийская научная конференция "Классическая филология в контексте мировой культуры - XII" / О. С. Павлова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 221-226. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. | |
| Авторы: | Павлова, О. С. |
| Ключевые слова: | конференции, классическая филология, античная литература, апокатастасис, латинский гекзаметр, слоговые сонанты |
| Рубрики: | Филологические науки Филологические науки в целом |
| Аннотация: | Отчет о конференции по классической филологии, которая состоялась на филологическом факультете МГУ. Доклады были посвящены темам, связанным с наследием профессора А. А. Грушки и его научными интересами - грамматическими особенностями классических языков, латинским словообразованием, этимологией, а также историей античной литературы и ее рецепцией в новое время; были затронуты вопросы латинской метрики и критики текста. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
19. Статья из журнала
| Mukhortov, D. Pragmalinguistic Competence of U.S. State Department Spokesperson : a Case Study of Heather Nauert’s Press Briefi ngs / Denis Mukhortov, Anastasia Poletaeva. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 77-87. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. - Библиогр. в примеч. | |
| Авторы: | Mukhortov, D., Poletaeva, A. |
| Ключевые слова: | брифинги, политический дискурс, антироссийский нарратив, личные местоимения, манипулирование, официальные представители госдепа, американский политический дискурс |
| Рубрики: | Языкознание Лингвистика текста |
| Аннотация: | Предпринимается попытка частично заполнить существующий в коммуникативистике пробел в исследованиях брифинга как речевого жанра и отдельно затронуть вопрос об особенностях языковой личности официального представителя госдепа Хизер Науэрт. Выбор конкретных брифингов для проведения исследования обусловлен их сугубо антироссийской риторикой, характеризирующей американский политический дискурс в последние годы. Следовательно, концептологически, дискурс Х. Науэрт выстраивается в системе координат, где Америка репрезентируется положительно, а Россия отрицательно. Среди коммуникативных тактик выделяется активное использование перформативов, вводных слов, синтаксического параллелизма, повторов, вопросов-переспросов, референциального манипулирования, местоимений категории свои-чужие. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
20. Статья из журнала
| Кормилов, С. И. (доктор филологических наук). [Рецензия] / С. И. Кормилов, Т. А. Тернова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С. 207-211. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513. | |
| Авторы: | Кормилов, С. И., Тернова, Т. А. |
| Ключевые слова: | рецензии, монографии, лиро-философский метатекст, русская литература, поэзия, поэтические традиции, бытийность, ментальное |
| Рубрики: | Литературоведение Теория литературы |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44637513 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |