Найдено документов - 8 | Статьи из журнала: Вестник Московского университета. Серия 14, Психология : научный журнал. № 2 / учредитель: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет психологии МГУ. - Москва, 2020... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Электрофизиологические показатели восприятия иллюзии движения собственного тела в условиях виртуальной реальности / А. И. Ковалев, А. О. Рогачев, О. А. Климова, А. Ф. Гасимов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 26-44. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 40-44 (22 назв.).
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 26-44. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 40-44 (22 назв.).
Авторы: Ковалев, А. И., Рогачев, А. О., Климова, О. А., Гасимов, А. Ф.
Ключевые слова: движение тела, иллюзия движения тела, восприятие иллюзии движения, электрофизиологические показатели, виртуальная реальность, электроэнцефалография, нейронаука, симуляторные расстройства, биоэлектрическая активность головного мозга, зрительно-вестибулярная интеграция, моторные задачи, фиксация взгляда, пространственное восприятие, психофизиология, межсенсорное взаимодействие
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Психология деятельности
Психические процессы и состояния
Психология деятельности
Аннотация: Изучение иллюзии движения собственного тела является важной задачей для современной психологии и нейронауки в связи с широким распространением систем виртуальной реальности. Особую значимость имеет исследование психофизиологических механизмов данного феномена, поскольку они представляют собой яркий пример межсенсорного взаимодействия.
2. Статья из журнала
Ахметзянова, А. И. (Казанский федеральный университет).
Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха / А. И. Ахметзянова, Р. Р. Хакимуллина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 158-176. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 172-176 (27 назв.).
Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха / А. И. Ахметзянова, Р. Р. Хакимуллина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 158-176. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 172-176 (27 назв.).
Авторы: Ахметзянова, А. И., Хакимуллина, Р. Р.
Ключевые слова: прогнозирование, дошкольный возраст, способность прогнозирования, дошкольный возраст, нарушения слуха, социальная адаптация детей, поведение детей
Рубрики: Психология
Детская психология
Детская психология
Аннотация: В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении с детьми с сохранным слухом.
3. Статья из журнала
Косенкова, Н. М. (Московский государственный психолого-педагогический университет).
Самооценка и виды креативности у подростков: связь и предикторы / Н. М. Косенкова, Н. В. Мешкова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 45-61. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 58-61 (22 назв.).
Самооценка и виды креативности у подростков: связь и предикторы / Н. М. Косенкова, Н. В. Мешкова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 45-61. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 58-61 (22 назв.).
Авторы: Косенкова, Н. М., Мешкова, Н. В.
Ключевые слова: психология подросткового возраста, подростковый возраст, креативность подростка, виды креативности, самооценка подростка, диагностика креативности, самооценка творческих способностей, творческие способности подростков, вербальная креативность, предикторы самооценки, ценности
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования связи самооценки творческих способностей, оригинальности креативности (вербальной и социальной) и ценностей. Актуальность исследования связана с востребованностью креативности как важной компетенции на рынке труда. Неоднозначность связи различных видов креативности и ее самооценки, а также несоответствие результатов диагностики креативного потенциала с помощью различных методов актуализируют проблему реализации творческого потенциала.
4. Статья из журнала
Луценко, А. М. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Представления о феномене "семейная боль" у лиц, выросших в алкогольной семье / А. М. Луценко, А. С. Спиваковская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 83-102. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 100-102 (23 назв.).
Представления о феномене "семейная боль" у лиц, выросших в алкогольной семье / А. М. Луценко, А. С. Спиваковская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 83-102. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 100-102 (23 назв.).
Авторы: Луценко, А. М., Спиваковская, А. С.
Ключевые слова: семейная психология, алкогольные семьи, семейная боль, дисфункциональные семьи, переживание семейной боли, отрицательные эмоции, реабилитационные программы, дети алкоголиков, алкоголики, чувство вины, семейная психотерапия, семейные болезни, семейные проблемы, утрата близкого, злость, физическое самочувствие, жалость к себе, эмоциональное состояние, страх, алкогольная зависимость, насилие в семье, дисфункция семьи
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: Термин "семейная боль" используется в психотерапии для обозначения совокупности отрицательных эмоций членов семьи. Изучение особенностей и динамики данного феномена в дисфункциональных алкогольных семьях может расширить представление о семейной системе и позволить сформулировать цели работы с такими семьями. Цели работы: изучить представления о переживании "семейной боли" у лиц, выросших в алкогольных семьях. Были сделаны выводы, что представления о феномене "семейная боль" связаны с субъективным смыслом семейной дисфункции для участника исследования и опытом переживания отрицательных эмоций в семье.
5. Статья из журнала
Ржанова, И. Е. (Федеральное государственное научное учреждение "Психологический институт" Российской Академии Образования).
Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста / И. Е. Ржанова, О. C. Алексеева, А. Я. Фоминых. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 141-157. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с.155-157 (11 назв.).
Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста / И. Е. Ржанова, О. C. Алексеева, А. Я. Фоминых. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 141-157. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с.155-157 (11 назв.).
Авторы: Ржанова, И. Е., Алексеева, О. C., Фоминых, А. Я.
Ключевые слова: младший школьный возраст, дошкольный возраст, половые различия, интеллект, когнитивная сфера детей, тест Векслера, Векслера тест, возрастная психология
Рубрики: Психология
Детская психология
Детская психология
Аннотация: Исследования половых различий в когнитивной сфере в дошкольном и школьном возрасте являются особенно значимыми для организации психологического сопровождения детей, а также для построения процесса обучения. Несмотря на большое количество исследований, проведенных в данной области, вопрос о природе выявляемых различий остается открытым. В статье приводятся результаты исследования половых различий по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
6. Статья из журнала
Осмысленность жизни и ориентация на действие как предикторы самооценок волевых качеств / В. А. Иванников, А. Н. Гусев, Д. Д. Барабанов, Е. В. Эйдман. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 3-25. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с.22-25 (20 назв.).
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 3-25. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с.22-25 (20 назв.).
Авторы: Иванников, В. А., Гусев, А. Н., Барабанов, Д. Д., Эйдман, Е. В.
Ключевые слова: волевые качества личности, самооценка волевых качеств, студенты, самооценка студента, смысложизненные ориентации, мотивация, волевая регуляция, осмысленность жизни, ориентация на действие, факторный анализ
Рубрики: Психология
Психология личности
Психические процессы и состояния
Психология личности
Психические процессы и состояния
Аннотация: Работа направлена на изучение психологических механизмов, определяющих представления человека о развитии у него волевых качеств. Анализируется роль осмысленности жизни и ориентации на действие в самооценках студентов о степени выраженности своих волевых качеств. Последние понимаются как готовность человека проявлять в своих возможных действиях определенные характеристики (настойчивость, решительность, смелость и т. д. ), которые традиционно считаются волевыми качествами.
7. Статья из журнала
Рассказова, Е. И. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях коронавируса: психологическое содержание и связь с поведением / Е. И. Рассказова, В. А. Емелин, А. Ш. Тхостов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 62-82. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 80-82 (15 назв.).
Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях коронавируса: психологическое содержание и связь с поведением / Е. И. Рассказова, В. А. Емелин, А. Ш. Тхостов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 62-82. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 80-82 (15 назв.).
Авторы: Рассказова, Е. И., Емелин, В. А., Тхостов, А. Ш.
Ключевые слова: коронавирус, представления о коронавирусе, категоричные представления, последствия пандемии, причины коронавируса, поведение, пандемии, защитное поведение, инфодемия, локус контроля, магическое мышление, тревожность, самоизоляция граждан, психологические последствия пандемии
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: Распространение коронавирусной инфекции сопровождается тиражированием информационных сообщений, воплощающихся в форме категоричных, радикальных представлений, отражающихся в поведении людей. Цель исследования - выявление связи представлений о коронавирусе с представлениями о болезни и лечении, магическим мышлением, тревогой и защитными действиями в отношении пандемии. Факторный анализ выявил три группы категоричных представлений о коронавирусе: халатности как причине возникновения и распространения коронавируса, особом смысле заболеваемости, негативных последствиях пандемии.
8. Статья из журнала
Бондаренко, Я. А. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Исследование роли аналитического и холистического процессов в распознавании лицевых экспрессий / Я. А. Бондаренко, Г. Я. Меньшикова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 103-140. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 133-140 (56 назв.).
Исследование роли аналитического и холистического процессов в распознавании лицевых экспрессий / Я. А. Бондаренко, Г. Я. Меньшикова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 103-140. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 133-140 (56 назв.).
Авторы: Бондаренко, Я. А., Меньшикова, Г. Я.
Ключевые слова: лицевая экспрессия, восприятие лицевой экспрессии, процессы восприятия, аналитические процессы, холистические процессы, методы изучения, метод многомерного шкалирования, экспрессия лица, опознание лицевых экспрессий, психология восприятия, опознание лица, эмоциональные выражения, опознавание лицевых экспрессий, базовые экспрессии лица, композитные экспрессии лица, инверсия, эффект инверсии, многомерное шкалирование, диагностические черты
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Психические процессы и состояния
Аннотация: Статья посвящена изучению двух основных процессов восприятия лицевой экспрессии - аналитического (восприятие на основе отдельных черт лица) и холистического (целостное восприятие всех черт). До сих пор остается открытым вопрос об относительном вкладе каждого процесса при распознавании лицевых экспрессий. Цель. Выявление роли холистического и аналитического процессов при распознавании лицевых экспрессий. Разработан и апробирован метод изучения аналитических и холистических процессов в задаче оценки сходства экспрессий с использованием методов композитных и инвертированных изображений лица. Отличительной особенностью работы является использование метода многомерного шкалирования, с помощью которого суждение о вкладе холистического и аналитического процессов на восприятие лицевых экспрессий осуществляется на основе анализа субъективного пространства сходства экспрессий, полученных при предъявлении лиц в прямой и обратной ориентации.