Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Панкратова, А. А. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова).
Эмоциональный интеллект: смешанные модели способностей и методики диагностики / А. А. Панкратова. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 154-164. - ISSN 0042-8841. - Прил. - Библиогр.: с. 162-163 (30 назв.). - References in Russian: р. 163 (3 names).
Авторы: Панкратова, А. А.
Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, ЭИ, модели способностей, методики диагностики, эмоциональная самоэффективность
Рубрики: Психология
Психология личности
Аннотация: Описываются две основные смешанные модели эмоционального интеллекта (ЭИ) Д. Гоулмана и Р. Бар-Она, а также разработанные ими опросники ECI (Emotional Competence Inventory) и EQ-i (Emotional Quotient Inventory). Д. Гоулман занимается оценкой ЭИ в рамках организационного консультирования и включает в его состав: 1) самосознание - понимание своих эмоций и их влияния на личную эффективность; 2) самоконтроль - контроль своих эмоций для достижения целей; 3) социальную осведомленность - понимание эмоций, потребностей и проблем других людей; 4) управление отношениями - управление эмоциями других людей, чтобы добиться от них желаемого поведения. Р. Бар-Он рассматривает ЭИ в контексте адаптации человека к социуму; в его состав ЭИ входят: 1) внутриличностный ЭИ - понимание и выражение своих эмоций и себя в целом; 2) межличностный ЭИ - понимание эмоций других людей и взаимодействие с людьми; 3) адаптивность - решение проблем и приспособление к изменяющимся условиям; 4) управление стрессом - контроль своих эмоций при столкновении с трудностями; 5) общее настроение - создание позитивного настроения и самомотивация.
2. Статья из журнала
bookCover
Электроэнцефалографические корреляты инсайта / Г. Г. Князев, А. В. Бочаров, Д. В. Ушаков [и др.]. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 119-132. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 130-132 (46 назв.). - References in Russian: р. 132 (3 names).
Авторы: Князев, Г. Г., Бочаров, А. В., Савостьянов, А. Н., Ушаков, Д. В., Величковский, Б. М.
Ключевые слова: креативность, инсайт, корреляты инсайта, электроэнцефалограмма, ЭЭГ, дельта-диапазон, локализация источников, дефолтная система мозга, сеть исполнительного контроля
Рубрики: Биология
Биофизика человека
Аннотация: Инсайт - это внезапное схватывание решающим сути решаемой задачи, которое может сопровождаться чувством "озарения", или "ага-переживанием". Изучение инсайта в лаборатории сопряжено со значительными трудностями, и полученные к настоящему времени данные достаточно противоречивы. В публикуемой работе задачей было поставлено выявление динамики активности мозга в период, предшествующий возникновению инсайта и сопровождающий его, с помощью теста отдаленных ассоциаций и анализа ЭЭГ-данных на уровне источников электрической активности.
3. Статья из журнала
bookCover
Буякас, Т. М. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова).
Экзистенциально-феноменологическое понимание культурных символов / Т. М. Буякас. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 48-59. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 59 (12 назв.). - References in Russian: р. 59 (10 names).
Авторы: Буякас, Т. М.
Ключевые слова: понимание символов, феноменологическая данность, абсолютные основания, абсолютные ценности, твердые основания своего бытия, инициативная психотерапия, культурные символы, графическая медитация
Рубрики: Психология
Общая психология
Аннотация: Философия и психология экзистенциализма открывают возможность говорить о понимании как о конструктивном элементе бытия, а не как об элементе системы знания. Человек, будучи неотъемлемой частью наблюдаемого мира, своим пониманием проявляет жизнь этого мира. Понимание символов относится к числу явлений бытия, которые нам важно услышать. Задача работы состоит в обсуждении методологических положений М. К. Мамардашвили и М. Хайдеггера о возможности рассматривать символы в качестве "бытийных приставок" к человеку, через которые ему открывается присутствие твердых оснований своего бытия, и в описании результатов собственных эмпирических исследований, иллюстрирующих это положение. Результаты длительной практической работы позволили автору прийти к выводу, что практика экзистенциально-феноменологического понимания культурных символов открывает человеку некие абсолютные основания и абсолютные ценности своего бытия и позволяет убедиться, что эти твердые основания у него есть. Базовым психологическим средством исследования является механизм "возвращения чувственного опыта" А. Н. Леонтьева.
4. Статья из журнала
bookCover
Погожина, И. Н. (доктор психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова).
Формирование у студентов когнитивного компонента антикоррупционной компетентности / И. Н. Погожина, Д. В. Пшеничнюк. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 27-40. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 37-39 (32 назв.). - References in Russian: р. 39-40 (30 names).
Авторы: Погожина, И. Н., Пшеничнюк, Д. В.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная компетентность, ориентировка, распознавание коррупции, формирование когнитивного компонента, студенты вузов
Рубрики: Психология
Другие виды отраслевой психологии
Аннотация: Изучались содержание и психологические условия формирования когнитивного компонента антикоррупционной компетентности и такие психологические условия формирования ее когнитивного компонента, как знания о коррупции, способах ее распознавания, задаваемых культурно-социальной средой и усваиваемых в управляемом обучении. Разработаны оригинальные методики диагностики житейских представлений о коррупции, умения подводить их под юридические понятия об экономических преступлениях, уровня развития умения распознавать коррупцию, а также программа формирования когнитивного компонента антикоррупционной компетентности.
5. Статья из журнала
bookCover
Асмолов, А. Г. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой; МГУ им. М. В. Ломоносова; РАНХиГС при Президенте РФ. Школа антропологии будущего).
Сложность как символ познания человека: от постулата к предмету исследования / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 3-18. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 15-17 (77 назв.). - References in Russian: р. 17-18 (60 names).
Авторы: Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., Черноризов, А. М.
Ключевые слова: сложность, простота, система, эволюция, порядок, хаос, непредсказуемость, избыточность, неалгоритмизируемость, трансформации, разнообразие, человек одномерный, человек многомерный, познание человека, символы познания человека
Рубрики: Психология
Общая психология
Аннотация: В статье поясняются причины того, почему сложные системы становятся сложными. Анализируется парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, феномен сложности признается одним из самых ярких символов познания человека, а с другой - существует пробел в области исследований, посвященных поиску ответа на вопрос, почему в разных концепциях эволюционного развития именно сложность возведена в ранг "объяснения всего". Обосновывается необходимость перехода от сложности как постулата к сложности как предмету исследования. С позиций историко-эволюционного подхода к анализу живых систем с привлечением эмпирического и аналитического материала из различных областей науки показано, что "простота" присуща системам, ориентированным на неизменность и консервативность, а "сложность" характеризует трансформирующиеся структуры, ориентированные на непредсказуемое будущее.
6. Статья из журнала
bookCover
Каверина, М. Ю. (младший научный сотрудник; Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко).
Особенности динамики линии взора и запоминание событий / М. Ю. Каверина. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 143-153. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 152-153 (22 назв.). - References in Russian: р. 153 (10 names).
Авторы: Каверина, М. Ю., Кроткова, О. А., Данилов, Г. В.
Ключевые слова: движения глаз, запоминание зрительной информации, особенности функционирования мозга, айтрекинг, память, индивидуальные различия, методики регистрации линии взора
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Проявляющиеся в движениях глаз индивида базисные особенности функционирования мозга при запечатлении повседневной информации обусловливают актуальность задачи настоящего исследования, связанной с разработкой методики регистрации линии взора при восприятии и запоминании экологически валидных событий с целью изучения сохраняемой в памяти информации.
7. Статья из журнала
bookCover
Об итогах XVI Европейского психологического конгресса / Ю. П. Зинченко, А. Н. Веракса, С. В. Леонов, А. В. Лейбина. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 41-47. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 45-47 (27 назв.). - References in Russian: р. 47 (9 names).
Авторы: Зинченко, Ю. П., Веракса, А. Н., Леонов, С. В., Лейбина, А. В.
Ключевые слова: конгрессы, психологические конгрессы, наука, образование, междисциплинарность, европейские конгрессы, цифровизация общества
Рубрики: Психология
Общая психология
Аннотация: Рассматриваются итоги XVI Европейского психологического конгресса в Москве, главной темой которого стала "Психология: создаем будущее вместе", отражающая интегральную роль психологии в развитии человечества. Представлены основные тематические направления работы конгресса: психология и наука; психология и цифровое будущее; психология и образование; психология и здравоохранение; психология и безопасность; психология и общество, в том числе актуальные темы междисциплинарных исследований, многие из которых касались цифровизации общества, возможностей использования больших данных в психологической науке и цифровой этике.
8. Статья из журнала
bookCover
Мазилов, В. А. (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой; Ярославский государственный педагогический университет).
О психологических понятиях и методологии психологии / В. А. Мазилов. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 71-83. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 82-83 (20 назв.). - References in Russian: р. 83 (19 names).
Авторы: Мазилов, В. А.
Ключевые слова: методология, понятия психологии, термины психологии, предмет психологии, совокупный предмет психологии, внутренний мир человека, философия науки, философия психологии, психологические понятия
Рубрики: Психология
Общая психология
Аннотация: Обсуждаются остро дискуссионные вопросы, речь о которых шла в публикациях В. А. Иванникова, А. А. Федорова и других авторов в журнале "Вопросы психологии". Отмечается, что вопрос о содержании психологических понятий и их соотношении чрезвычайно важен для психологии. Утверждается, что вопрос о соотношении и содержании психологических понятий можно решать лишь в контексте предмета психологии. В статье обосновывается тезис о том, что предмет в структуре методологического знания выполняет особую роль, выступая центральным, системообразующим фактором.
9. Статья из журнала
bookCover
Алюшин, М. В. (кандидат технических наук; старший научный сотрудник; доцент; заместитель заведующего кафедрой; Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ").
Нейросетевой подход к классификации психологических состояний оператора управления потенциально опасным объектом / М. В. Алюшин, Л. В. Колобашкина. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 133-142. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 140-141 (31 назв.). - References in Russian: р. 141-142 (15 names).
Авторы: Алюшин, М. В., Колобашкина, Л. В.
Ключевые слова: управление опасными объектами, потенциально опасные объекты, ПОО, операторы, психологические состояния, классификация психологических состояний, нейросетевые подходы, классификации, прогнозы, формы представления данных
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Исследование посвящено проблеме обеспечения безаварийного функционирования потенциально опасных объектов (ПОО) за счет повышения надежности человеческого фактора. Показано, что данная проблема относится к разряду приоритетных и критических направлений научно-технологического развития РФ. Подчеркнуто, что задача эффективного управления человеческим фактором носит комплексный характер; это обусловлено спецификой объекта исследования - оператора управления ПОО, который в полной мере может быть отнесен к разряду сложных систем. Обоснована актуальность использования адекватного методического аппарата для осуществления анализа и достоверного прогноза возможного изменения функционального и психоэмоционального состояния оператора.
10. Статья из журнала
bookCover
Математическая тревожность: этиология, развитие и связь с успешностью в математике / А. В. Будакова, М. В. Лиханов, С. Б. Малых [и др.]. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 109-118. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 115-118 (82 назв.). - References in Russian: р. 118 (5 names).
Авторы: Будакова, А. В., Лиханов, М. В., Блониевски, Т., Малых, С. Б., Ковас, Ю. В.
Ключевые слова: математическая тревожность, обработка числовой информации, этиология, развитие этиологии, математика, успешность в математике, рабочая память, снижение математической тревожности, эффект тревожности сложности, эффект избегания
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Математическая тревожность - один из видов эмоциональных реакций, связанных с обучением. Феномен негативно соотносится с математическими способностями и уровнем достижений в математике. В последнее время количество исследований тревожности, связанной с математикой, значительно возросло, что требует обобщенного методологического анализа полученных результатов. В данном обзоре анализируются наиболее значимые современные исследования математической тревожности и особенности проявления ее симптоматики. Показана ключевая роль рабочей памяти в функционировании тревожности и представлен ряд связанных с ней эффектов: "эффект тревожности сложности", "эффект избегания" и "эффект различия". Исследования показали, что математическая тревожность связана с активностью в областях мозга, связанных с переживанием физической боли, и влияет на эффективность мозговой обработки числовой информации.
11. Статья из журнала
bookCover
Завершнева, Е. Ю. (кандидат психологических наук; доцент; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Исследование сновидений в современной когнитивной психологии: основные подходы и гипотезы / Е. Ю. Завершнева. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 93-108. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 107-108 (47 назв.).
Авторы: Завершнева, Е. Ю.
Ключевые слова: сновидения, когнитивная психология, сознание, воображение, мышление, нарратив, исследования
Рубрики: Психология
Другие виды отраслевой психологии
Аннотация: Аналитический обзор посвящен современным когнитивным подходам к исследованию сновидений - области, которая не представлена в российской психологии, обсуждаются основные подходы (Дж. А. Хобсон, М. Солмс, Д. Фоулкс, К. Холл, Дж. У. Домхофф) и теоретические гипотезы о природе сновидений. Сновидение определяется как форма функционирования сознания в специфических условиях, включающих значительное ослабление сенсорного ввода и коркового контроля; умение видеть сны рассматривается как онтогенетическое достижение, формирующееся в процессе развития когнитивных навыков, речи и самосознания в возрасте от 3 до 15 лет. Особое внимание уделяется исследованиям Д. Фоулкса.
12. Статья из журнала
bookCover
Князева, Т. С. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; Институт психологии РАН).
Интеллект как предиктор музыкальности / Т. С. Князева. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 60-70. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 68-69 (36 назв.). - References in Russian: р. 69-70 (13 names).
Авторы: Князева, Т. С.
Ключевые слова: интеллект, флюидный интеллект, кристаллизованный интеллект, музыкальные способности, общая музыкальная развитость, методики, предиктор музыкальности
Рубрики: Психология
Психология творчества
Аннотация: Статья посвящена проблеме соотношения интеллекта и показателей музыкальности, измеренных с помощью британской методики "Голдсмитский индекс музыкального развития" (Gold-MSI v. 1. 0). В работе проверялось предположение о том, что флюидный интеллект вносит больший вклад в базовую музыкальность - музыкально-слуховые способности, а кристаллизованный интеллект - в музыкальность, сложившуюся в процессе музыкального образования и опыта. Также было установлено, что наличие профессионального музыкального опыта усиливает связи между интеллектом и музыкальными показателями.
13. Статья из журнала
bookCover
Зайцев, С. В. (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник; Московский государственный психолого-педагогический университет).
Индивидуальные особенности выполнения младшими школьниками регулятивных учебных действий в условиях урока / С. В. Зайцев. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 19-26. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 26 (13 назв.). - References in Russian: р. 26 (13 names).
Авторы: Зайцев, С. В.
Ключевые слова: индивидуальные особенности учения, регулятивные учебные действия, выполнение учебных действий, младшие школьники, индивидуальные особенности, условия урока, учебная самоорганизация, начальная школа
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: Формирование самоорганизации ученика является одной из основных задач начального школьного образования. Индивидуальные особенности учебной самоорганизации младших школьников мало изучены. Целью исследования было выявить устойчивые индивидуальные предпочтения учащимися способов выполнения регулятивных учебных действий. Предполагается, что к концу обучения в начальной школе у учащихся должны сложиться такие предпочтения к способам выполнения всех или хотя бы некоторых из них. Изучение проводилось в ходе 12 экспериментальных уроков (по математике и по русскому языку), на которых учащимся предлагалось выбрать способ и средство выполнения действий планирования, контроля и оценки своего учения. Выявлено, что у большинства учащихся IV класса уже сложились устойчивые индивидуальные предпочтения способов выполнения регулятивных учебных действий. На их предпочтения влияют социальные мотивы и предметное учебное содержание.
14. Статья из журнала
bookCover
Балановский, В. В. (кандидат философских наук; старший научный сотрудник; Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта).
Вклад С. Н. Шпильрейн в развитие ключевых понятий аналитической психологии К. Г. Юнга / В. В. Балановский. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 84-92. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 91-92 (30 назв.). - References in Russian: р. 92 (9 names).
Авторы: Балановский, В. В.
Ключевые слова: психоанализ, аналитическая психология, комплексы, родовая душа, коллективное бессознательное, филогенез психики, онтогенез психики, генезис шизофрении, советские психологи, российские психологи
Рубрики: Психология
Психология личности
Аннотация: Статья посвящена оценке научного вклада С. Н. Шпильрейн в развитие идей К. Г. Юнга. Основной текст предваряется указанием областей, в которых Шпильрейн оказалась первопроходцем, а также библиографическим обзором с выявлением слабых мест сложившейся традиции, сторонники которой предпочитают фокусироваться не на идеях одной из первых женщин-психоаналитиков, а на ее личной жизни и психологических особенностях.