Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Сосницкий, Д. А. (кандидат исторических наук; главный библиотекарь; Российская национальная библиотека).
Юбилеи допетровской Руси в императорской России / Д. А. Сосницкий. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1226-1239. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Сосницкий, Д. А.
Ключевые слова: историческая память, memory studies, историческое сознание, исторические юбилеи, коммеморации, празднование исторических годовщин, 1000-летие России, 900-летие Крещения Руси, 300-летие правления династии Романовых
Рубрики: История
Россия в IX - XVII вв.
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Аннотация: В настоящей работе анализируются особенности празднования годовщин значимых событий отечественной истории допетровского периода в России XIX - начала XX вв. Автором рассматриваются особенности проведения праздничных торжеств: в Новгороде в 1862 г. - по случаю 1000-летия России, в Киеве и других городах Российской империи в 1888 г. - 900-летия Крещения Руси, в Москве в 1913 г. - 300-летия правления династии Романовых. Кроме того, в статье приведены подробности празднования 300-летия присоединения Сибири к России, годовщин основания таких городов, как Москва, Омск, Самара, Старый Оскол, Тобольск, и исследованы художественные и публицистические тексты, памятники монументальной скульптуры и музыкальные произведения, приуроченные к историческим годовщинам. Дается оценка роли, которая была отведена героям и событиям русской средневековой истории (Рюрик, Крещение Руси, Владимир Святой, Михаил Федорович, Алексей Михайлович и др. ) в рамках праздничных торжеств. Автор приходит к выводу о том, что действующие цари (Александр II, Александр III, Николай II) преследовали вполне конкретные цели, участвуя в таких юбилейных торжествах. Основной задачей подобных мероприятий было стремление продемонстрировать близость власти к народу, ее преемственность (от Рюриковичей к Романовым) и царящее в России общественное согласие. В то же время подобные торжества были важны с точки зрения исторического просвещения широких общественных масс и сопровождались изданием большого количества исторической литературы, в значительной части популярной. Автор приходит к выводу, что эпоха русского Средневековья занимала значимое место в коммеморативных практиках Российского государства и общества в период XIX - начала XX вв., и это являлось проявлением не только государственного, но и социального заказа.
2. Статья из журнала
bookCover
Алексеенко, А. Н. (доктор исторических наук; директор; Восточно-Казахстанский государственный университет имени Сарсена).
Этнодемографические эволюции и становление суверенной демографической системы в Казахстане / А. Н. Алексеенко, Ж. С. Аубакирова, А. С. Жанбосинова. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1368-1385. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Алексеенко, А. Н., Аубакирова, Ж. С., Жанбосинова, А. С.
Ключевые слова: демографическая система Казахстана, суверенная демографическая система, воспроизводство, рождаемость, автохтоны, урбанизация, возрастная структура, этнический состав
Рубрики: Демография
Демографическая политика
Аннотация: В статье анализируется процесс формирования демографической системы Республики Казахстан, функционирующей на автохтонной основе. Источниками при подготовке статьи выступили статистические данные, характеризующие процессы воспроизводства населения в начале XXI в., материалы всесоюзных и казахстанских переписей населения. Выяснилось, что алгоритм функционирования суверенной демографической системы во многом стал следствием особенностей существования казахов в советское время. Отличительной чертой являлось то, что перед распадом СССР более 60% представителей этноса проживало в сельской местности, сохраняя традиционные варианты демографического поведения. Основу городского населения составляли европейские народы, оказавшиеся в Казахстане в основном в результате внешних миграций. В 1990-е гг. значительная часть европейского компонента населения эмигрировала. Во втором десятилетии XXI в. роль внешних миграций (как эмиграции, так и иммиграции) свелась к минимуму, динамику численности населения определяют процессы воспроизводства казахского этноса, ставшего большинством населения в республике, в том числе и в городах. Тем не менее, наследие советской эпохи до сих пор оказывает влияние на функционирование суверенной демографической системы. В первую очередь оно проявляется через эволюции возрастной структуры казахов, детерминированной демографическим взрывом в середине ХХ в. Особенностью современной демографической ситуации является быстрая урбанизация автохтонов, в основном молодежи. В результате динамика показателей воспроизводства городского населения намного выше, чем в сельской местности. В первую очередь это характерно для женщин старшего репродуктивного возраста. Наблюдается этап "количественного" освоения городского пространства, когда значительная часть городского населения представлена вчерашними сельскими жителями, переносящими на новое место жительства соответствующие репродуктивные установки. С течением времени ситуация будет меняться, так как в младших репродуктивных группах показатели рождаемости снижаются. Таким образом, впервые в новейшей истории Казахстана складывается демографическая система, функционирующая на автохтонной основе, постепенно формируются ее параметры.
3. Статья из журнала
bookCover
Левченко, В. В. (кандидат исторических наук; доцент; Одесский национальный морской университет).
Фрагменты советской исторической науки в эпистолиях Осипа Вайнштейна / В. В. Левченко. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1459-1487. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466. - фот.
Авторы: Левченко, В. В.
Ключевые слова: историческая наука, университеты, медиевистика, историки, историографы, эпистолии, письма
Рубрики: История
Историография
Аннотация: В центре внимания статьи - эпистолии известного советского историографа, теоретика исторической науки, историка-медиевиста О. Л. Вайнштейна (1894-1980) к советскому историку, специалисту по социально-экономической истории XVI-XIX вв. С. И. -Я. Боровому (1903-1989). Опубликованные письма охватывают период с 1944 по 1976 г., - время их зрелой научной деятельности, получения ведущих позиций в среде ученой корпорации, выхода основных научных трудов. Эти послания заключают в себе признание автора в дружбе и уважении к адресату и его супруге, отражают близкое коллегиальное окружение ученого, характеризуют условия повседневной жизни советского интеллектуального сообщества. Рассматриваемые материалы дают представление об основных вехах профессиональной деятельности О. Л. Вайнштейна, коллизии его продвижения по службе, условиях пребывания в "ссылке" в период проведения советской властью политической кампании по "борьбе с космополитизмом" и пересудах коллег. Эпистолии позволяют воссоздать существенные детали развития советской исторической науки, университетской системы образования и фрагменты биографии ряда ученых. Опубликованные послания воспроизводят дискуссионные вопросы историков вокруг определенных проблем советской историографии, исследований в области медиевистики, высказывания и возражения О. Л. Вайнштейна в адрес коллег, в частности С. Я. Лурье, В. В. Мавродина, Б. Ф. Поршнева, Е. В. Тарле, А. Н. Чистозвонова и других. Письма О. Л. Вайнштейна характеризуют условия подготовки и публикации его монографий "Россия и Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. " (1947), "Западноевропейская средневековая историография" (1964), "История советской медиевистики: 1917-1966" (1968), "Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX-XX вв. " (1979) и других научных изданий. Публикация эпистолий сопровождается достаточно полными комментариями по их содержанию и вводит в научный оборот ценный исторический источник, хранящийся в Государственном архиве Одесской области.
4. Статья из журнала
bookCover
Тимофеев, Д. В. (доктор исторических наук; профессор; Институт истории и археологии Уральского отделения РАН).
Практика освобождения крестьян в вольные хлебопашцы в царствование Александра I / Д. В. Тимофеев. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1177-1194. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466. - рис.
Авторы: Тимофеев, Д. В.
Ключевые слова: крепостное право, указы, вольные хлебопашцы, освобождение крестьян, социальные конфликты, отмена крепостного права, проекты отмены крепостного права, межсословные взаимодействия
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Аннотация: В статье представлены результаты комплексного анализа практики реализации указа 20 февраля 1803 г., проведенного с целью выявления основных факторов, обусловивших его низкую эффективность, и определения значения юридически разрешаемых конфликтов между помещиками и крестьянами в процессе разработки правительством Александра I основных принципов освобождения крестьян. В первой части статьи на основе сопоставления количественных данных показаны динамика процесса перевода крестьян в вольные хлебопашцы, внутрисословная дифференциация и возможная мотивация помещиков, освободивших крестьян в период с 1804 по 1825 г. Признаваемая автором недостаточность количественных показателей для выявления причин невостребованности в дворянских кругах права освобождения крестьян обусловила обращение во второй части статьи к практике разбирательств по делам о конфликтах между помещиками и освобождаемыми ими крестьянами. На основе архивных материалов представлены основные "сценарии" возникновения и разрешения таких конфликтов: отказ помещика исполнять условия договора и действия государства по принуждению к освобождению крестьян; несогласие наследников с решениями прежнего владельца и признание необходимости корректировки законодательства. Анализ конкретных случаев позволил выявить разнонаправленность действий, аргументов и мотивации помещиков и/или их наследников в отношении освобождаемых крестьян, оценки современников причин, затрудняющих процесс реализации указа 20 февраля 1803 г. Не менее важным результатом исследования является выявление взаимосвязи между решениями по конкретным делам и выработкой проектов отмены крепостного права в общеимперском масштабе. Главной особенностью данного процесса стало признание важности юридического подтверждения "согласия" помещика и крестьян, необходимости сохранения государственного контроля за соблюдением прав и обязанностей договаривающихся сторон и стратегическая установка на юридическое закрепление многовариантности способов освобождения крестьян. Все это существенным образом оказало влияние на дальнейшую историю подготовки отмены крепостного права в России.
5. Статья из журнала
bookCover
Митрофанов, В. В. (доктор исторических наук; профессор; Университет при Межпарламентской Ассамблее).
Особенности взаимоотношений историков Платонова и Ключевского / В. В. Митрофанов. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1404-1418. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Митрофанов, В. В.
Ключевые слова: архивные материалы, коммуникативные связи, исторические школы, историографы, историки, московская историческая школа, петербургская историческая школа
Рубрики: История
Историография
Аннотация: Развитие историографии на рубеже XIX-XX вв. вышло на новые рубежи. Важным фактом этого процесса явилось завершение оформления двух исторических школ. Ярким представителем московской школы был В. О. Ключевский, а петербургской - С. Ф. Платонов. Между ними была довольно большая возрастная разница: если в 1882 г. первый защитил докторскую диссертацию, то второй только окончил университет. Естественным желанием молодого исследователя было познакомиться с учеником С. М. Соловьева. Вводимые впервые в научный оборот эпистолярные источники из личного архива С. Ф. Платонова позволяют установить время его заочного знакомства с В. О. Ключевским. Основным информатором о лекциях, семинариях, проходивших под его руководством, и личных качествах стал В. Н. Беркут - студент Московского университета, с которым С. Ф. Платонов познакомился летом 1878 г. в семье Селивановских. Вскоре завязались дружеские отношения, о которых С. Ф. Платонов упоминает в своих автобиографических работах. Именно письма В. Н. Беркута являются важным историческим источником информации о системе преподавания в Московском университете и профессорах. Определенное влияние на развитие контактов между В. О. Ключевским и С. Ф. Платоновым в более позднее время оказал П. Н. Милюков. Поведение его учителя на защите диссертации, не совсем благожелательный отзыв на первую монографию С. Ф. Платонова сыграли главную роль в выборе места представления докторской диссертации последнего. В основу статьи положены как опубликованные, так и новые архивные материалы, позволяющие проследить историю личных отношений между выдающимися учеными. Приведены интересные факты о приглашении С. Ф. Платонова к подготовке мемориального сборника, посвященного В. О. Ключевскому. Критический анализ источников позволяет внести некоторые коррективы в устоявшиеся мнения о коммуникативных связях В. О. Ключевского и С. Ф. Платонова, которые оставались всегда холодными.
6. Статья из журнала
bookCover
Алимджанов, Б. А. (кандидат исторических наук; независимый исследователь).
Ориентализм ориентализму рознь / Б. А. Алимджанов. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1488-1497. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Алимджанов, Б. А.
Ключевые слова: путешественники, Большая игра, историография, местные источники, государственность, право, история Центральной Азии
Рубрики: История
Страны Азии в XVIII в. - 1918 г.
Аннотация: Статья посвящена анализу новой книги Р. Ю. Почекаева "Государство и право в Центральной Азии глазами российских и западных путешественников XVIII - начала XX в. ". В этой книге автор исследует записки российских и западных путешественников в "исторические" страны современной Центральной Азии. В качестве теоретического основания автор использует понятие "ориентализм" в усеченном варианте, т. е. ориентализм в саидовском понимании, который применяется в анализе трудов только западных (английских) путешественников. В статье также противопоставляются местные источники с трудами путешественников. Основная идея автора заключается в том, что записки путешественников являются ключом к пониманию правовой и государственной структур стран Центральной Азии (Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства). Исследователь настаивает на том, что записки "иного" станут базой для продвижения идеи, что ислам не был всеобъемлющим инструментом объяснения государственности и права в Центральной Азии. Автор утверждает, что местные источники игнорируют доисламские и кочевые "остатки" права (адат). Местные религиозные практики активно использовали и ассимилировали "обычное" право и шариат. Автор практически не использует наработки и труды современных историков и востоковедов Центральной Азии. Нужно отметить, что историки Центральной Азии, в особенности востоковеды из Узбекистана и Казахстана, открыли большой пласт архивных документов, которые меняют наше представление о Позднем Средневековье Центральной Азии. Сосуществование разных религиозных, кочевых и доисламских практик является особенностью истории населения Центральной Азии. "Разнимать" или противопоставлять эти практики стало имперским изобретением. Автор пытается преодолеть европоцентристский подход в объяснении государственности и права в Центральной Азии. К сожалению, поверхностное преодоление ориентализма привело автора к оправданию империализма и реанимации "положительного" советского позитивизма в понимании истории Центральной Азии.
7. Статья из журнала
bookCover
Головнев, И. А. (кандидат исторических наук; старший научный сотрудник; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН).
Визуальная антропология Дзиги Вертова / И. А. Головнев. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1386-1403. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Головнев, И. А.
Ключевые слова: визуальная антропология, кино, антропологическое кино, документальное кино, фильмы, национальная политика, кинематографисты
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства
Хроникально-документальное кино
Аннотация: В статье на примере классического документального фильма "Шестая часть мира" (1926) первопроходца советского антропологического кино Дзиги Вертова рассматривается киноконструкт многонационального Советского Союза. Анализируя архивные данные, интервью режиссера и свидетельства современников, автор статьи прослеживает эволюцию кинопроекта в связи с происходящими в это время процессами в обществе и кинематографе. В середине 1920 - начале 1930-х гг. кинематографисты СССР объединяли народы новой страны Советов, на экране создавали советский миф, в котором так нуждалось партийное руководство. Основываясь на показательном примере творчества режиссера Дзиги Вертова, титульной персоны в отечественной документалистике, в статье прослеживается использование возможностей кинематографа: изображения на крупном плане советского человека как "строителя коммунизма", "хозяина шестой части мира"; на общем плане прогрессивно эволюционирующей при социализме многонациональной "дружной страны". В силу специфики немого кино фильм "Шестая часть мира" представляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. А потому методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка "перевод" в текстовый формат. В статье исследуется потенциал фильма как формы визуальной антропологии и многокомпонентного исторического источника, отображающего на экране силуэты культуры и идеологии своего времени. В статье делаются выводы о том, что Дзиге Вертову и его киногруппе удалось отразить дух времени, а его творческий метод возвел документальные материалы на уровень художественного образа. Кинематографическая поэзия и марксистская философия оказались слиты в этом антропологическом фильме.
8. Статья из журнала
bookCover
Бухарин, М. Д. (доктор исторических наук; академик; главный научный сотрудник; Институт всеобщей истории РАН).
Василий Струве и сложение категориального аппарата советской исторической науки = Струве и сложение категориального аппарата советской исторической науки / М. Д. Бухарин. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1440-1458. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Бухарин, М. Д.
Ключевые слова: история исторической науки, историки, историографы, концепция социальной революции, социальная революция, папирусы, общественно-политическая формация, категориальный аппарат советской исторической науки
Рубрики: История
Древний мир
Историография
Аннотация: В статье публикуется неизвестная ранее работа В. В. Струве "Возражения и дополнения к докладу С. Я. Лурье "Социальная революция" в Египте". В. В. Струве - один из основоположников схемы исторического развития, в целом принятой в советской исторической науке. Краеугольным камнем работы Струве является обоснование содержания ряда папирусных источников, а именно Лейденского папируса № 344 и Эрмитажного папируса № 1116 В recto как отражения социальной революции в Египте. Данное мнение противопоставлено точке зрения С. Я. Лурье, который полагал, что папирусы отражают описание народных празднеств. С. Я. Лурье в 1923 г. сделал доклад, предположительно в Палестинском обществе, "Социальная революция в Египте", в котором оспорил точку зрения ряда специалистов в области истории Древнего Египта. В. В. Струве полагал, что мнение Лурье основано на неверном прочтении папирусных документов. Публикуемая ниже работа - наиболее раннее из всех свидетельств существования концепции социальной революции на Древнем Востоке. Доклад С. Я. Лурье, которому возражал Струве, пока не найден, однако указания на него и на более широкий контекст, в котором готовилась работа Струве, позволяют считать, что данное представление было широко распространено в российской исторической науке уже во второй половине 1910-х гг. Концепция "социальной революции", обоснованию которой В. В. Струве посвятил не только эту, но и другие работы и устные выступления, явилась одним из оснований, на котором было сформулировано традиционное для советской марксистской исторической науки представление о переходе от одной общественно-политической формации к другой в результате революции и о типологическом единстве данных процессов для всех обществ древности. Статья является важным дополнением к научной биографии В. В. Струве, проливает свет на историю формирования категориального аппарата советской исторической науки.
9. Статья из журнала
bookCover
Бегство из Черкесии накануне Кавказской войны / А. А. Черкасов, Л. А. Королева, С. Н. Братановский, М. Шмигель. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1355-1364. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Черкасов, А. А., Королева, Л. А., Братановский, С. Н., Шмигель, М.
Ключевые слова: беглецы, пленники, Кавказская война 1792–1799 гг., рабы, демографические исследования
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Аннотация: В статье рассматривается бегство различных национальных групп с территории Черкесии в период с 1792 по 1799 г. Выявляются причины, побудившие некоторых представителей местного населения к бегству, а также обстоятельства пленения неместного населения и сроки их пребывания в плену или рабстве. Уделено внимание изучению гендерного состава беглецов, а также их распределению по сословиям. Также в работе сделана попытка рассмотрения немногочисленной историографии проблемы и обозначения имеющихся трендов. Материалами для подготовки статьи послужили опросы беглецов с территории Черкесии, собранные канцелярией Черноморского казачьего войска в период с 1792 по 1799 г. Данные документы хранятся в государственном архиве Краснодарского края (Краснодар, Российская Федерация). Методологическую основу историко-демографического исследования составили принципы объективности и историзма, предполагающие непредвзятый подход к изучаемым проблемам, критическое отношение к источникам, вынесение суждений в результате анализа различных фактов, а также показ максимально полной картины бегства различных категорий людей с территории Черкесии. Также был применен историко-сравнительный метод, который позволил авторам взглянуть на события путем сравнения изучаемого периода с событиями до и после. В заключение авторы пришли к выводу, что первые документально зафиксированные случаи пленения черкесами людей на русской стороне относятся еще к 1780 г. На протяжении 1780-х гг. этот процесс только увеличивался. С 1792 г. учет беглецов с территории Закубанья начала осуществлять канцелярия Черноморского казачьего войска. В период с 1792 по 1799 г., согласно имеющимся у нас данным, с территории Черкесии убежало 258 человек. Из них 99 человек были из числа русских, 97 - ногайцев, 22 - грека, 20 - армян. Другие национальности были представлены еще меньше. Таким образом, практики захвата черкесами людей на русской стороне существовали еще задолго до начала Кавказской войны (1801–1864 гг. ).
10. Статья из журнала
bookCover
Верняев, И. И. (кандидат исторических наук; доцент; Санкт-Петербургский государственный университет).
Адаптация мировой юстиции Российской империи на Южном Кавказе / И. И. Верняев. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1240-1256. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Верняев, И. И.
Ключевые слова: мировой суд, судебно-правовые институты, адаптация общих институтов, этноконфессиональное разнообразие, судебные реформы, имперские суды
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Право
История государства и права
Аннотация: Формирование общегражданских, единых государственных институтов было и остается серьезной проблемой и вызовом для полиэтноконфессиональных государств. Большой исторический опыт, и позитивный, и негативный, в этом отношении накоплен Российской империей. Одним из самых масштабных опытов формирования общих институтов стало постепенное внедрение новой юстиции на основе Судебных уставов 1864 г. на всем пространстве Российской империи. В статье рассматривается опыт создания и функционирования местной имперской юстиции - мирового суда - в Закавказье. Исследование показало, что следует пересмотреть представленное в историографии мнение о противоположности, дуализме и несовместимости, с одной стороны, нового реформированного суда, его правовой основы, судопроизводственных форм и, с другой стороны, традиционных судебных практик, правовых традиций и представлений населения Закавказья. Модели непреодолимого дуализма, "монолитности" противостоящих друг другу культурно-правовых систем оказываются при ближайшем рассмотрении односторонними и неадекватными. В статье с использованием разнообразного материала (решения судов, юридической периодики, ревизских обследований, статистики) показано, что новая юстиция, ее процессуально- и материально-правовая база, уже изначально имела общие черты с местными судебно-правовыми воззрениями и практиками. Имперское законодательство частично инкорпорировало положения местного кодекса, канонического и обычного права. Имперские суды ограниченно использовали обычно-правовые нормы края. Выстраивались каналы коммуникации между судами и местными сообществами. Сделан вывод о кадровой "коренизации" имперского суда. Доказано, что мировой суд занял важную и незаменимую нишу в обеспечении правосудия в регионе. Гарантии правосудия и адаптация к местным реалиям сделала его, как показывают статистические данные и описательные оценки, востребованным местным населением. Модели гибридности, симбиотических институциональных, культурно-правовых пространств, которые разрабатываются, в частности в некоторых направлениях постколониальных исследований, оказываются более адекватными для описания процессов взаимодействия имперских и окраинных судебно-правовых институтов.
11. Статья из журнала
bookCover
Halperin, Ch. J. (PhD; Research Associate Russian and East European Institute Indiana University).
The Tatars and the Term Zakhvatchiki in Soviet Historiography = Татары и термин захватчики в советской историографии / Ch. J. Halperin. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1429-1439. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Halperin, Ch. J.
Ключевые слова: советская историография, захватчик (термин), татары, Золотая орда
Рубрики: История
Историография
Аннотация: Советская историография определяла монголов вообще и татар Золотой Орды в частности как "захватчиков". Изучение работ советских историков создает впечатление, что этот термин имеет антикочевническую окраску, дает негативное определение именно монголам и другим кочевникам, приход которых был столь частым явлением в истории России. Постсоветская российская историография не полностью преодолела советское наследие: уничижительный термин используется для того, чтобы отмахнуться от татар как от варварских паразитов. Однако изучение такого артефакта советской историографии, многотомного коллективного труда по историографии сформировавшейся практически на всей территории, которую включал в себя Советский Союз, опровергает любые подозрения, что применение этого слова к татарам происходит от предубеждения по отношению к кочевникам. Чтобы понять это, автору статьи пришлось внимательно рассмотреть все тома и разделы "Очерков истории исторической науки". Он фиксирует все случаи появления этого термина, имена историков, вводивших его в обиход. Упоминания "захватнической политики" рассматривается как своего рода маркер "захватничества" и далее анализируется сама историческая ситуация. Советские историки применяли это слово ко всем периодам мировой истории, а не только к русской, к любому, кто считался злодеем в советской марксистской историографии, чаще всего, что неудивительно, к империалистам. Отдельно в работе рассматривается значение слова "захватчики". Одним словом передать все богатство эмоциональной коннотации этого выражения очень трудно. Во всяком случае, само слово не имеет антикочевых коннотаций; в сущности, его можно превратить в прозвище, клише для всех "плохих парней" (bad guys). Это все еще анахронизм, потому что ни один источник средневековой Руси никогда не называл татар "захватчиками". В научной традиции от этого понятия стоит отказаться.
12. Статья из журнала
bookCover
Gusman, L. Yu. (Doctor in History; St. Petersburg State University of Aerospace Instru mentation).
The Polish Question Through the Eyes of Russian Liberal Constitutionalists on the Eve and During the January Uprising = Польский вопрос глазами русских либералов-конституционалистов накануне и во время январского восстания / L. Yu. Gusman. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1213-1225. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Gusman, L. Yu.
Ключевые слова: либерализм, максимализм, независимость, польский вопрос
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Европа в XVI в. - 1918 г.
Аннотация: Статья посвящена анализу идейных позиций русских либералов-конституционалистов по польскому вопросу в 1860-е гг. Автор приходит к выводу о том, что взаимное непонимание между российскими и польскими публицистами заключалось в различном восприятии польской проблемы. Если польская сторона полагала, что необходимо восстановление "исторической Польши" в границах Речи Посполитой до первого ее раздела в 1772 г., то российские либералы и частично радикалы были готовы рассмотреть только возможность автономии или независимости "этнографической Польши", допуская возможность общенародного референдума о государственной принадлежности спорных территорий. В зависимости от событий в России и Польше менялись и взгляды на острые проблемы русско-польского сосуществования. В качестве примера автор обращает внимание на эволюцию политический позиций по польскому вопросу известного эмигранта-конституционалиста П. В. Долгорукова. Когда он редактировал журнал "Будущность" в 1860–1861 гг., то высказывался за автономию "этнографической Польши", в конце 1862 г. - середине 1863 г. Долгоруков присоединился к сторонникам независимости "этнографической Польши" и референдума о государственной принадлежности современных Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, после же подавления Польского восстания 1863–1864 гг. эмигрант вернулся к своим убеждениям первого периода. К тому времени стало понятно, что при всех разногласиях между "белыми" и "красными" в польском национальном движении существует вопрос, по которому среди политически активных поляков существовало неоспоримое единомыслие: "Речь Посполитая от моря и до моря". Но эта позиция была абсолютно неприемлема для русских либералов и даже революционеров, не говоря уже о консерваторах. Такой максимализм надолго отсрочил возвращение Польши на политические карты Европы не только как независимого государства, но и как политической автономии по образцу Финляндии XIX в.
13. Статья из журнала
bookCover
Lobanov, A. M. (PhD in History; University of Southampton).
The Outposts of Lancastrian France in Eastern Champagne = Форпосты ланкастерской Франции в Восточной Шампани / A. M. Lobanov. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1317-1337. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Lobanov, A. M.
Ключевые слова: Столетняя война, ланкастерская Франция, история Франции XV в., битва при Бюльневилле, военная история, гарнизоны, англо-бургундские отношения
Рубрики: История
Европа в Средние века
Аннотация: В то время как о попытках династии Ланкастеров установить свою власть во Франции после договора в Труа (1420 г. ) написано немало, роль английской военной и гражданской администрации в некоторых регионах, как, например, Шампань, остается весьма неясной. В статье рассматривается случай двух, возможно, наиболее удаленных форпостов ланкастерского режима - гарнизонов Монтиньи-ле-Руа и Ножана-ле-Руа в области Бассиньи на востоке Шампани (ныне департамент Верхняя Марна). В историографии эти гарнизоны представлялись как источник проблем, как для врагов, так и для союзников, и средство политического давления на бургундского герцога. Изучение отчета о бесчинствах гарнизонов в 1423–1426 гг. показывает, что гарнизоны имели смешанный англо-французский состав, а также другие документы того же периода свидетельствуют о попытках ланкастерского режима установить над ними контроль, что, в частности, выразилось в смещении капитана. Этот же отчет вместе с финансовыми документами, касающимися численности гарнизонов, позволяет пересмотреть масштаб английского участия в сражении при Бюльневилле (1431 г. ) в пользу цифры в 100–120 человек, в отличие от более распространенной ныне оценки в 600 человек. Наконец, источники за 1430-е гг. свидетельствуют, что после потери ланкастерским режимом в 1429 г. важнейших городов Шампани (Труа, Реймс, Шалон и т. д. ) гарнизоны в Бассиньи сохранились и продолжали действовать в тесном сотрудничестве с бургундцами, приняв участие в ряде совместных операций, вплоть до франко-бургундского примирения по Аррасскому договору (1435 г. ), и лишь затем были ликвидированы. Таким образом, в статье делается попытка представить более многогранную и динамичную картину истории этих гарнизонов и их роли в англо-бургундских отношениях с учетом меняющегося политического и военного контекста.
14. Статья из журнала
bookCover
Belousov, M. S. (PhD in History; Associate Professor; St. Petersburg State University).
The Beginning of Congress Poland in the Discourse of the French Press = Начальные страницы истории Царства Польского в дискурсе французской прессы / M. S. Belousov, A. S. Belousov. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1195-1212. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Belousov, M. S., Belousov, A. S.
Ключевые слова: история Царства польского, польско-литовские отношения, конституции, французская пресса, декабристы, императоры
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Европа в XVI в. - 1918 г.
Аннотация: Предлагаемая статья посвящена процессу формирования французскими средствами массовой информации дискурса по польско-литовской проблематике и его восприятию российскими интеллектуалами в 1815-1825 гг. Показано, что образ императора Александра I, как и его политика по отношению к Царству Польскому, претерпел сложную трансформацию. Решения Венского конгресса и провозглашение конституции на присоединенных территориях вызвали восторг в среде французских публицистов. Пресса артикулировала дискурс царя-освободителя: Александр I разгромил Наполеона не для того, чтобы стать новым Наполеоном. Его единственным устремлением было благоденствие его новых подданных: поляки наконец-то получали желанную свободу в виде собственной конституции именно благодаря российскому императору. Усилиями французской прессы Александр I представал не просто государем-освободителем, а правителем, действующим согласно национальным представлениям о национальных интересах. Французская пресса, восхваляя своего нового кумира, оказалась настолько убедительной, что заставила поверить в полонофилию своего протагониста даже представителей российского и польского обществ. Это породило дискуссии в среде интеллектуалов, большинство из которых отрицательно воспринимали интенции императора. Но обсуждение этого сюжета шло в категориях и на языке французских публицистов. Опасения еще больше усилились после знаменитой Варшавской речи Александра I. Но в 1820 г. его интерес к польско-литовским делам начинает ослабевать, курс становится более консервативным. В результате французские газеты вернулись к дискурсу о варварском восточном соседе. Так царь-освободитель превратился в жестокого деспота и узурпатора, стремящегося воспользоваться любой возможностью для подчинения европейских территорий. Риторика либеральных публицистов нашла своих сторонников и в российском обществе. Но в большей степени она способствовала усилению антипольских настроений. Именно такую диалектическую борьбу и единство мнений, сформированных благодаря или вопреки французской публицистике, мы находим в среде декабристов.
15. Статья из журнала
bookCover
Musaev, V. I. (Doctor in History; St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Science).
Script Reforms in Early Soviet Ethnic Policy = Проблемы письменности в ранней советской этнополитике / V. I. Musaev. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1287-1300. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Musaev, V. I.
Ключевые слова: этнополитика, коренизация, языковой вопрос, латинский алфавит, алфавитная латинизация, кириллица, преобразования алфавитов национальных языков
Рубрики: Языкознание
Орфография
Политика. Политология
Этнополитология
Аннотация: В рамках исследования была поставлена задача рассмотреть действия советского руководства в области преобразования алфавитов национальных языков как составную часть этнополитики в СССР в 1920–1930-е гг. Делается вывод, что алфавитная латинизация, пик которой пришелся на начало 1930-х гг., была связана с социальной стороной национальной политики: создание новых алфавитов служило задачам социалистического строительства, интернационального воспитания и преодоления "пережитков прошлого". Последние усматривались, в частности, в использовании в языках народов Кавказа, Поволжья и Средней Азии, традиционно исповедовавших ислам, письменности на основе арабской графики. Новые алфавиты для бесписьменных в прошлом языков также формировались на базе латинского шрифта. Всего в начале 1930-х гг. было латинизировано 66 национальных алфавитов и еще несколько находились в стадии разработки. Имелся даже замысел латинизировать русский алфавит, однако подобные намерения встретили серьезные возражения и не были реализованы. Сворачивание латинизации и противоположная тенденция к замене латинского шрифта алфавитов национальных языков на кириллический с середины 1930-х гг. имели связь с пересмотром общих положений национальной политики, в первую очередь с отказом от основных принципов так называемой коренизации. В этом также проявилась начавшаяся в тот же период частичная реабилитация исторической роли русской культуры и выдвижение русского народа на позиции "первого среди равных" среди народов СССР. К началу 1940-х гг. процесс перевода алфавитов национальных языков на кириллическую основу был в основном завершен.
16. Статья из журнала
bookCover
Isaeva, V. B. (PhD in Sociology; Associate Researcher; The Sociological Institute of the RAS).
Religious Conversion as a Criterion for the Efficiency of Management Strategies in Late Imperial Russia = Религиозная конверсия как критерий эффективности властных стратегий в позднеимперской России / V. B. Isaeva. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1257-1271. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Isaeva, V. B.
Ключевые слова: религиозная конверсия, методы религиозной конверсии, факторы религиозной конверсии, формы религиозной конверсии, динамика религиозной конверсии, православие, православизация
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: В центре внимания настоящей статьи находятся формы, методы и факторы религиозной конверсии как критерии властных стратегий, применяемых в Российской империи в пореформенный период и начале XX в., для управления мультикультурным разнообразием. Дается определение религиозной конверсии в рамках правовой системы регулирования вероисповеданий, которая сложилась в Российской империи в 1830–1850-е гг., выделяются ее эмпирические формы. Религиозная конверсия определяется как переход из иностранных вероисповеданий в православие и выход из православия в иностранные религии. Выявлены две формы конверсии: православизация и апостазия (выход из православия). Процессы религиозной конверсии интерпретируются в контексте национальной политики царских властей. Идентифицируются факторы, обусловливающие религиозную конверсию: а) лояльность центральной власти; б) близость культуры народа к культуре русских; в) методы религиозного обращения. В исследовании классифицированы следующие методы обращения: 1) насильственные (ликвидация церкви, репрессии верующих и/или духовенства) ; 2) экономические (материальные стимулы) ; 3) просветительские (обращение с помощью родного языка верующих, развития их культуры) ; 4) рекрутирование (применение специальных социальных и коммуникативных стратегий) ; 5) естественные (смешение населения, межэтнические браки). На основе Всеподданнейших отчетов обер-прокурора Синода, данных переписи 1897 и других источников проанализирована динамика религиозной конверсии за 54 года (1860–1914 гг. ) по конфессиям по десятилетиям. Делаются выводы о том, что, во-первых, противоречивость национальной политики приводила к вариативности конфессиональной политики и, как следствие, к различным сценариям православизации, реализуемым в разных регионах Российской империи. Во-вторых, идентификация факторов, форм, методов и анализ динамики религиозной конверсии позволяют выявить и оценить интеграционные стратегии, применяемые царскими властями - форсированную интеграцию, постепенную аккультурацию или сохранение статус-кво, степень их эффективности, существования/отсутствия межэтнической напряженности в регионах их применения.
17. Статья из журнала
bookCover
Freeze, G. L. (PhD; Professor of History; Brandeis University).
Prelude to Revolution in the Church: Diocesan Congresses of Parish Clergy = Прелюдия к революции в Церкви: епархиальные съезды приходского духовенства / Gregory L. Freeze. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1272-1286. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Freeze, G. L.
Ключевые слова: духовенство, Русская православная церковь, РПЦ, приход, епархиальные съезды духовенства, революция 1905 г., реформы, приходская реформа
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Религия. Мистика. Свободомыслие
Православие
Аннотация: Новейшая историография основательно расширила наше знание о Русской православной церкви и ее роли в революционном 1917 г., в частности об епархиальных съездах духовенства и мирян в первые месяцы после Февральской революции. Но до сих пор мало внимания было обращено к предыстории епархиальных съездов после того, как они были созданы семинарской реформой 1867 г. Данная работа пытается заполнить эту лакуну и выдвигает следующие тезисы. Во-первых, в период от создания съездов в 1867 г. до революции 1905–1907 гг. съезды работали очень нестабильно, особенно во время обер-прокурорства К. П. Победоносцева. Во-вторых, во время революции 1905–1907 гг. съезды проявили крайне прогрессивные тенденции (например, поддержали "освободительное движение") и потребовали фундаментальную реформу Православной церкви. Нередко съезды духовенства высказывали свою поддержку приходской реформе (местный контроль над финансами, даже определенная роль в выборе клира в своей церкви). Такая поддержка расширения прав и возможностей мирян пошла на убыль после 1905 г., в основном в ответ на их растущую напористость. Весной 1916 г. целый ряд собраний духовенства проявлял открытый скептицизм по отношению к приходской реформе и расширению уполномочий мирян.
18. Статья из журнала
bookCover
Sokolov, R. А. (Doctor in History; Professor; St. Petersburg State University).
Eurasian Interpretation of Alexander Nevsky in the Works of Vernadsky and Klepinin = Евразийская интерпретация Александра Невского в трудах Вернадского и Клепинина / R. А. Sokolov. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1419-1428. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Sokolov, R. А.
Ключевые слова: евразийство, историки-эмигранты, историографы, история России
Рубрики: История
Историография
Аннотация: В первые два десятилетия после революции 1917 г. историческая память об Александре Невском в Советской России оказалась в забвении по причине слишком четкой связи его почитания (прежде всего церковного) с династией Романовых. В противоположность этому в среде эмигрантов обращение со стороны ученых (историков и философов) к историческому и духовному опыту князя оказалось достаточно востребованным. Однако и за границей, несмотря на то, что имя князя встречалась в фундаментальных работах и отдельных статьях, в этот период была опубликована лишь одна книга, посвященная его биографии (1927). Автором этого труда стал Н. А. Клепинин, жизнь которого в то самое время оказалась тесно связанной с движением евразийцев. Данное обстоятельство стало отправной точкой для его сближения с советскими спецслужбами, участия в спецоперациях, возвращении на Родину и, как следствие, гибели. Драматическая судьба Н. А. Клепинина не должна заслонять значения главной и, к сожалению, единственной его крупной исторической работы. Сопоставление этого труда с работами Г. В. Вернадского и архивным наследием ученого, опубликованным и введенным в научный оборот А. Ю. Дворниченко, позволяет выявить идейные связи двух историков-эмигрантов. На связь подходов обоих историков указывали и современники, в частности Г. П. Федотов и И. Н. Ильин. Действительно, им была присуща схожесть трактовок многих событий и процессов в целом (взгляд на монгольскую зависимость, оценка роли православия в отечественной истории, некоторые частные вопросы и т. д. ). Уже будучи в США, Г. В. Вернадский предполагал привлечь Н. А. Клепинина к написанию крупного коллективного труда по истории церкви. В значительной мере такая схожесть в трактовке исторических событий объясняется тем, что Г. В. Вернадский тоже симпатизировал евразийцам, хотя и был противником их участия в политических процессах.
19. Статья из журнала
bookCover
Baryshnikov, V. N. (Doctor in History; Professor; St. Petersburg State University).
Anglican Apology of the Ancien Regime in England = Англиканская апология старого порядка в Англии / V. N. Baryshnikov, V. N. Borisenko, M. S. Stetckevich. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1338-1354. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Baryshnikov, V. N., Borisenko, V. N., Stetckevich, M. S.
Ключевые слова: старый порядок, англиканизм, антиклерикализм, Церковь Англии, Французская революция, социальная субординация
Рубрики: История
Европа в XVI в. - 1918 г.
Аннотация: В настоящее время в историографии прочно утвердилось понятие "долгий XVIII век", используемое для характеристики временного отрезка английской истории, верхней хронологической границей которого является Славная революция 1688-1689 гг. а нижней - парламентская реформа 1832 г. Вслед за Дж. Кларком многие исследователи допускают использование термина "старый порядок" (ancien regime) применительно к Англии данного периода, естественно, не отождествляя его с классическим французским вариантом. В статье рассматривается вопрос о формах и методах апологии старого порядка духовенством Церкви Англии, являвшейся одной из его главных опор. Важнейшими источниками являются епископские послания и парламентские выступления, проповеди и памфлеты, написанные англиканскими священниками. Сосредоточивая внимание на четырех завершающих десятилетиях "долгого XVIII века", авторы приходят к выводу о том, что защита существующего порядка как богоустановленного, незыблемости иерархического устройства и необходимости подчинения власти рассматривались Церковью Англии в качестве одной из ее важнейших функций. В конце XVIII в. такая позиция вполне соответствовала преобладавшим общественным настроениям, определявшимся страхом перед возможностью повторения в стране событий Французской революции. В период активизации радикального движения во второй половине 1810-х гг. англиканская апология старого порядка пользовалась уже меньшей поддержкой. В борьбе за первую парламентскую реформу (1830-1832 гг. ) позиция Церкви Англии вызвала небывалую волну антиклерикальных выступлений. В то же время в среде духовенства значительно увеличилось, по сравнению с концом XVIII - началом XIX в., число сторонников реформ, а также тех, кто считал важнейшим возрождение Церкви Англии в качестве сакрального института (Оксфордское движение). В Викторианскую эпоху по мере ухода в прошлое самого старого порядка функция его защиты постепенно перестала рассматриваться духовенством, сосредоточившимся на осуществлении внутрицерковных реформ, в качестве приоритетной.
20. Статья из журнала
bookCover
Tumans, H. (PhD; Professor; Latvijas Universitate).
Alexander the Great and Three Examples of Upholding Mythological Tradition = Александр Великий и три примера использования мифологической традиции / H. Tumans. - Текст : электронный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2019. - № 4. - С. 1301-1316. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9466.
Авторы: Tumans, H.
Ключевые слова: мифы, мифологические символы, религия греков, легитимация завоеваний, традиции, героический этос
Рубрики: История
Древний мир
Аннотация: В статье рассматриваются три сюжета из истории Александра Македонского, в которых проявляется его отношение к древним мифам и религиозным представлениям. Как известно, великий завоеватель использовал мифы в своих политических целях, однако есть как минимум три эпизода, в которых политический аспект выражен не столь ярко, зато отчетливо ощущается культурный контекст, имевший особое значение для идеологии царя. Во-первых, это поругание тела Бетиса после взятия Газы, чем многие античные авторы попрекали Александра. Однако если отбросить тенденциозность - как древнюю, так и современную, - можно увидеть, что этим поступком полководец и в самом деле подражал Ахиллесу и этим пытался укрепить свой авторитет в войске. Второй пример - это разрушение поселка Бранхидов в Бактрии. Поступок недопустимый с точки зрения светского сознания, но вполне благочестивый с точки зрения традиционной религиозности древних греков и македонцев. Есть все основания полагать, что, вопреки мнению как поздних античных, так и многих современных авторов, Александр таким образом не терял, а повышал свой авторитет в греческом мире, так как выступал в роли защитника традиционной религии. И наконец, третий эпизод - это рассказ о встрече с царицей амазонок. Невозможно определить, стоит ли за этим какой-нибудь невымышленный факт, но сама история нашла широкое отражение в источниках. Предположительно Александр совершил некую инсценировку, целью которой было оживить древний миф и уподобить царя его легендарному предку Гераклу. Все три случая не имели очевидного политического значения, но носили глубоко символический характер и вписывали царя в мир древних мифов и образов. Эти и подобные им мифологические символы поддерживали героическую идеологию, на которой строилась легитимация великого завоевания.