| Найдено документов - 9 | Статьи из номера журнала: Вестник Московского университета. Серия 7, Философия : научный журнал. № 3 / учредитель: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Москва, 2019. - 6 выпусков в год. - ISSN... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
| Сысоев, Т. А. (преподаватель). Этос лени в русской культуре / Т. А. Сысоев // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 92-108. - ISSN 0201-7385. - Примеч. в сносках. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 107-108. | |
| Авторы: | Сысоев, Т. А. |
| Ключевые слова: | лень, праздность, обломовщина, хандра, русская хандра, эскапизм, этос лени |
| Рубрики: | Этика Социальная этика |
| Аннотация: | В статье рассматривается и анализируется этос лени в русской культуре через реконструкцию базовых установок национального мировосприятия. Предпринята попытка показать, что особенное восприятие лени в русской культуре связано со спецификой религиозного сознания русского человека. На основе литературных и философских текстов автор статьи приходит к заключению, что "русская лень" - сложный культурный концепт, трагически окрашенный не только историческими и географическими реалиями, не только пессимистическим мироощущением своей неустроенности в пространстве этого бренного мира, но и особой установкой на отказ от действия, связанной с другим явлением национальной культуры - русской хандрой. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
2. Статья из журнала
| Грехнёв, В. С. (доктор философских наук). Университет в философско-образовательных проекциях современных процессов его существования и развития / В. С. Грехнёв // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 51-64. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 64. | |
| Авторы: | Грехнёв, В. С. |
| Ключевые слова: | философия образования, философско-образовательная теория, университеты, университетское образование |
| Рубрики: | Философия Общие вопросы философии Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование |
| Аннотация: | В статье с позиций философско-образовательной теории рассматриваются особенности современных процессов существования и развития университета как одного из важнейших институтов получения людьми высшего образования. Основное внимание уделяется анализу целевого назначения университетского образования, факторам и тенденциям его совершенствования в России. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
3. Статья из журнала
| Власова, О. А. (доктор философских наук; доцент). Перспективизм в истории философии второй половины XX века: развитие самосознания и проблематика "первого" и "третьего" лица / О. А. Власова // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 3-13. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 12-13. | |
| Авторы: | Власова, О. А. |
| Ключевые слова: | перспективизм, философы, самосознание, нейронауки, первое лицо, третье лицо |
| Рубрики: | Философия Всемирная история философии |
| Аннотация: | Осмысляется развитие историко-философского самосознания в XX в. Предлагается авторский подход, в рамках которого этот процесс оценивается как формирование перспективизма в контексте проблематики первого и третьего лица. Особенности историко-философской рефлексии сопоставляются с таковыми в нейронауках. На примере идей М. Фуко, Ж. Делёза, Р. Рорти, Дж. Пассмора развивается авторская интерпретация историко-философских дискуссий второй половины XX в. во французской и англо-американской философии. Уточняются особенности позиции первого и третьего лица в историко-философском исследовании. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
4. Статья из журнала
| Прохода, В. А. (кандидат социологических наук; старший научный сотрудник). Образование как канал межпоколенной социальной мобильности в России и других европейских странах / В. А. Прохода // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 65-80. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 79-80. - табл., рис. | |
| Авторы: | Прохода, В. А. |
| Ключевые слова: | образование, социальная мобильность, вертикальная мобильность, межпоколенная социальная мобильность, межпоколенная мобильность, образовательная мобильность, социальная стратификация, социальный статус, образовательный статус |
| Рубрики: | Философия Общие вопросы философии |
| Аннотация: | Рассматривается межпоколенная образовательная мобильность населения европейских стран. Анализируются материалы межстранового проекта - Европейское социальное исследование, проведенного в 2016 г. Выявлены объемы и направления межпоколенной образовательной мобильности в странах Европы. Определено, что в большинстве стран-участниц проекта и в том числе в России превалирует восходящая образовательная мобильность. Констатируется, что в России имеет место статусная рассогласованность между образовательными, экономическими и профессиональными статусными позициями. Отмечается, что образование как канал социальной мобильности в российском обществе характеризуется ограниченной эффективностью. Низкий образовательный уровень ограничивает возможность социальных перемещений. Однако повышение уровня образования не влечет за собой в той мере, в которой это происходит в большинстве европейских стран, изменения социального положения индивида. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
5. Статья из журнала
| Рождественская, Е. А. (лаборант). Моделирование развития образования: философское измерение проблемы / Е. А. Рождественская // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 81-91. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 90-91. | |
| Авторы: | Рождественская, Е. А. |
| Ключевые слова: | философия образования, методология моделирования, прогностика, прогнозирование, футурология |
| Рубрики: | Философия Общие вопросы философии Образование. Педагогика Общая педагогика |
| Аннотация: | В статье обозначены аспекты моделирования развития образования с точки зрения системного подхода с привлечением понятийного аппарата футурологии и прогностики. Обращается внимание как на перспективный, так и на ретроспективный способы моделирования образования. Автором выделены онтологические, антропологические, методологические, социо-культурные и этические размерности моделирования развития образования в философском контексте. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
6. Статья из журнала
| Чижков, Н. С. (младший научный сотрудник). Конституционные взгляды Н. М. Карамзина и П. А. Вяземского (сравнительный анализ) / Н. С. Чижков // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 14-21. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 21. | |
| Авторы: | Чижков, Н. С. |
| Ключевые слова: | философы, свобода, конституционное закрепление свободы, писатели, концепции свободы |
| Рубрики: | Философия Философия России и СССР |
| Аннотация: | Данная работа ставит своей целью сравнение двух политических мировоззрений, которые строятся в основном на двух концепциях свободы. Существенные различия в понимании природы свободы и ее общественного значения породили спор между двумя отечественными мыслителями - Н. М. Карамзиным и П. А. Вяземским по поводу необходимости конституции для России и ее возможной роли в жизни страны. Если Карамзин видел в конституции таящиеся в ней многочисленные опасности, то Вяземский полагал, что ее создание - единственно возможный путь общественного развития. Этот спор в тех или иных формах воспроизводился еще более ста лет. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
7. Статья из журнала
| Золотухин, В. В. (кандидат философских наук). Естественное откровение: у истоков науки о религии / В. В. Золотухин // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 109-127. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 126-127. | |
| Авторы: | Золотухин, В. В. |
| Ключевые слова: | философия религии, теология, религиозное чувство, религиозный опыт, откровение, естественное откровение, философы |
| Рубрики: | Религия. Мистика. Свободомыслие Религиоведение |
| Аннотация: | Рассмотрены учения о божественном откровении в немецкой религиозно-философской и теологической мысли конца XVIII - середины XIX в. (Ф. Г. Якоби, Ф. Д. Шлейермахер, Х. Г. Вайссе). Признание естественного откровения в качестве общечеловеческого достояния обусловливает возможность рассмотрения различных религий с помощью единообразной методологии. Иерархия "единственно истинной богооткровенной" религии и искаженных/ложных культов постепенно уходит в прошлое. Наряду с этим Шлейермахер и Вайссе разрабатывают проекты будущего отдельного знания о религии ("философия религии"). Ф. М. Мюллер - последователь Шлейермахера и прямой ученик Вайссе - развивает идеи этих двух теологов и, дополнив их построения широким использованием инокультурных текстов и метода сравнительного языкознания, создает первый проект науки о религии, которая возникает, таким образом, как один из итогов постепенной секуляризации теологического знания в его синтезе с философией религии. Ключевым же маркером этой секуляризации оказывается переосмысление понятия "откровение". |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
8. Статья из журнала
| Косилова, Е. В. (кандидат философских наук; доцент). Вызовы компьютерной культуры / Е. В. Косилова // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 22-33. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 33. | |
| Авторы: | Косилова, Е. В. |
| Ключевые слова: | критическое мышление, виртуальная реальность, дополненная реальность, дистанционная психотерапия, внутренний диалог, компьютеры, компьютерная культура, интернет-общение, компьютерные технологии |
| Рубрики: | Философия Теория познания |
| Аннотация: | Речь идет о двух гранях компьютерной культуры: ее пользе и опасностях, связанных с ней. Среди главных возможностей использования компьютеров рассматриваются обучающие программы для детей с ограниченными возможностями, дистанционная психотерапия для больных психозами, а также сообщества пожилых людей. Среди опасностей следует назвать прежде всего привыкание к облегченному виртуальному миру. Важная черта интернет-общения - его близость к внутреннему диалогу и связанная с этим раскрепощенность. Однако наиболее опасным представляется провоцируемый компьютерной культурой недостаток критического мышления и рефлексии. Это непосредственно связано с быстротой поиска информации и ее недостаточной надежностью. Также обсуждаются вопросы использования компьютерных технологий в образовании. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
9. Статья из журнала
| Лимитовский, А. М. (аспирант). "Трудная проблема сознания" как философская проблема и теоретический конфликт / А. М. Лимитовский // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 34-50. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 50. | |
| Авторы: | Лимитовский, А. М. |
| Ключевые слова: | сознание, субъективность, объективность, натурализм, феноменология, нейрофеноменология, квалиа, разрыв в объяснении, натуралистический философский подход, трансценденталистский философский подход |
| Рубрики: | Философия Метафизика. Онтология |
| Аннотация: | В статье описаны подходы Чалмерса, Деннета, Нагеля к проблеме сознания, проводится критический анализ их решений. Подчеркивается важная роль методологических оснований, на которых строятся выше названные философии. С этой целью проводится сравнительный анализ натуралистического и трансценденталистского философских подходов, а также рассматриваются уже существующие проекты их интеграции, такие как новая феноменология Васильева, нейрофеноменология Вареллы, а также скептицизм Тенгели. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |