Найдено документов - 9 | Статьи из журнала: Вестник Московского университета. Серия 7, Философия : научный журнал. № 3 / учредитель: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Москва, 2019. - 6 выпусков в год. - ISSN... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Сысоев, Т. А. (преподаватель).
Этос лени в русской культуре / Т. А. Сысоев
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 92-108. - ISSN 0201-7385. - Примеч. в сносках. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 107-108.
Этос лени в русской культуре / Т. А. Сысоев
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 92-108. - ISSN 0201-7385. - Примеч. в сносках. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 107-108.
Авторы: Сысоев, Т. А.
Ключевые слова: лень, праздность, обломовщина, хандра, русская хандра, эскапизм, этос лени
Рубрики: Этика
Социальная этика
Социальная этика
Аннотация: В статье рассматривается и анализируется этос лени в русской культуре через реконструкцию базовых установок национального мировосприятия. Предпринята попытка показать, что особенное восприятие лени в русской культуре связано со спецификой религиозного сознания русского человека. На основе литературных и философских текстов автор статьи приходит к заключению, что "русская лень" - сложный культурный концепт, трагически окрашенный не только историческими и географическими реалиями, не только пессимистическим мироощущением своей неустроенности в пространстве этого бренного мира, но и особой установкой на отказ от действия, связанной с другим явлением национальной культуры - русской хандрой.
2. Статья из журнала
Грехнёв, В. С. (доктор философских наук).
Университет в философско-образовательных проекциях современных процессов его существования и развития / В. С. Грехнёв
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 51-64. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 64.
Университет в философско-образовательных проекциях современных процессов его существования и развития / В. С. Грехнёв
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 51-64. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 64.
Авторы: Грехнёв, В. С.
Ключевые слова: философия образования, философско-образовательная теория, университеты, университетское образование
Рубрики: Философия
Общие вопросы философии
Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Общие вопросы философии
Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: В статье с позиций философско-образовательной теории рассматриваются особенности современных процессов существования и развития университета как одного из важнейших институтов получения людьми высшего образования. Основное внимание уделяется анализу целевого назначения университетского образования, факторам и тенденциям его совершенствования в России.
3. Статья из журнала
Власова, О. А. (доктор философских наук; доцент).
Перспективизм в истории философии второй половины XX века: развитие самосознания и проблематика "первого" и "третьего" лица / О. А. Власова
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 3-13. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 12-13.
Перспективизм в истории философии второй половины XX века: развитие самосознания и проблематика "первого" и "третьего" лица / О. А. Власова
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 3-13. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 12-13.
Авторы: Власова, О. А.
Ключевые слова: перспективизм, философы, самосознание, нейронауки, первое лицо, третье лицо
Рубрики: Философия
Всемирная история философии
Всемирная история философии
Аннотация: Осмысляется развитие историко-философского самосознания в XX в. Предлагается авторский подход, в рамках которого этот процесс оценивается как формирование перспективизма в контексте проблематики первого и третьего лица. Особенности историко-философской рефлексии сопоставляются с таковыми в нейронауках. На примере идей М. Фуко, Ж. Делёза, Р. Рорти, Дж. Пассмора развивается авторская интерпретация историко-философских дискуссий второй половины XX в. во французской и англо-американской философии. Уточняются особенности позиции первого и третьего лица в историко-философском исследовании.
4. Статья из журнала
Прохода, В. А. (кандидат социологических наук; старший научный сотрудник).
Образование как канал межпоколенной социальной мобильности в России и других европейских странах / В. А. Прохода
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 65-80. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 79-80. - табл., рис.
Образование как канал межпоколенной социальной мобильности в России и других европейских странах / В. А. Прохода
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 65-80. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 79-80. - табл., рис.
Авторы: Прохода, В. А.
Ключевые слова: образование, социальная мобильность, вертикальная мобильность, межпоколенная социальная мобильность, межпоколенная мобильность, образовательная мобильность, социальная стратификация, социальный статус, образовательный статус
Рубрики: Философия
Общие вопросы философии
Общие вопросы философии
Аннотация: Рассматривается межпоколенная образовательная мобильность населения европейских стран. Анализируются материалы межстранового проекта - Европейское социальное исследование, проведенного в 2016 г. Выявлены объемы и направления межпоколенной образовательной мобильности в странах Европы. Определено, что в большинстве стран-участниц проекта и в том числе в России превалирует восходящая образовательная мобильность. Констатируется, что в России имеет место статусная рассогласованность между образовательными, экономическими и профессиональными статусными позициями. Отмечается, что образование как канал социальной мобильности в российском обществе характеризуется ограниченной эффективностью. Низкий образовательный уровень ограничивает возможность социальных перемещений. Однако повышение уровня образования не влечет за собой в той мере, в которой это происходит в большинстве европейских стран, изменения социального положения индивида.
5. Статья из журнала
Рождественская, Е. А. (лаборант).
Моделирование развития образования: философское измерение проблемы / Е. А. Рождественская
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 81-91. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 90-91.
Моделирование развития образования: философское измерение проблемы / Е. А. Рождественская
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 81-91. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 90-91.
Авторы: Рождественская, Е. А.
Ключевые слова: философия образования, методология моделирования, прогностика, прогнозирование, футурология
Рубрики: Философия
Общие вопросы философии
Образование. Педагогика
Общая педагогика
Общие вопросы философии
Образование. Педагогика
Общая педагогика
Аннотация: В статье обозначены аспекты моделирования развития образования с точки зрения системного подхода с привлечением понятийного аппарата футурологии и прогностики. Обращается внимание как на перспективный, так и на ретроспективный способы моделирования образования. Автором выделены онтологические, антропологические, методологические, социо-культурные и этические размерности моделирования развития образования в философском контексте.
6. Статья из журнала
Чижков, Н. С. (младший научный сотрудник).
Конституционные взгляды Н. М. Карамзина и П. А. Вяземского (сравнительный анализ) / Н. С. Чижков
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 14-21. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 21.
Конституционные взгляды Н. М. Карамзина и П. А. Вяземского (сравнительный анализ) / Н. С. Чижков
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 14-21. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 21.
Авторы: Чижков, Н. С.
Ключевые слова: философы, свобода, конституционное закрепление свободы, писатели, концепции свободы
Рубрики: Философия
Философия России и СССР
Философия России и СССР
Аннотация: Данная работа ставит своей целью сравнение двух политических мировоззрений, которые строятся в основном на двух концепциях свободы. Существенные различия в понимании природы свободы и ее общественного значения породили спор между двумя отечественными мыслителями - Н. М. Карамзиным и П. А. Вяземским по поводу необходимости конституции для России и ее возможной роли в жизни страны. Если Карамзин видел в конституции таящиеся в ней многочисленные опасности, то Вяземский полагал, что ее создание - единственно возможный путь общественного развития. Этот спор в тех или иных формах воспроизводился еще более ста лет.
7. Статья из журнала
Золотухин, В. В. (кандидат философских наук).
Естественное откровение: у истоков науки о религии / В. В. Золотухин
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 109-127. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 126-127.
Естественное откровение: у истоков науки о религии / В. В. Золотухин
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 109-127. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 126-127.
Авторы: Золотухин, В. В.
Ключевые слова: философия религии, теология, религиозное чувство, религиозный опыт, откровение, естественное откровение, философы
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Религиоведение
Аннотация: Рассмотрены учения о божественном откровении в немецкой религиозно-философской и теологической мысли конца XVIII - середины XIX в. (Ф. Г. Якоби, Ф. Д. Шлейермахер, Х. Г. Вайссе). Признание естественного откровения в качестве общечеловеческого достояния обусловливает возможность рассмотрения различных религий с помощью единообразной методологии. Иерархия "единственно истинной богооткровенной" религии и искаженных/ложных культов постепенно уходит в прошлое. Наряду с этим Шлейермахер и Вайссе разрабатывают проекты будущего отдельного знания о религии ("философия религии"). Ф. М. Мюллер - последователь Шлейермахера и прямой ученик Вайссе - развивает идеи этих двух теологов и, дополнив их построения широким использованием инокультурных текстов и метода сравнительного языкознания, создает первый проект науки о религии, которая возникает, таким образом, как один из итогов постепенной секуляризации теологического знания в его синтезе с философией религии. Ключевым же маркером этой секуляризации оказывается переосмысление понятия "откровение".
8. Статья из журнала
Косилова, Е. В. (кандидат философских наук; доцент).
Вызовы компьютерной культуры / Е. В. Косилова
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 22-33. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 33.
Вызовы компьютерной культуры / Е. В. Косилова
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 22-33. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 33.
Авторы: Косилова, Е. В.
Ключевые слова: критическое мышление, виртуальная реальность, дополненная реальность, дистанционная психотерапия, внутренний диалог, компьютеры, компьютерная культура, интернет-общение, компьютерные технологии
Рубрики: Философия
Теория познания
Теория познания
Аннотация: Речь идет о двух гранях компьютерной культуры: ее пользе и опасностях, связанных с ней. Среди главных возможностей использования компьютеров рассматриваются обучающие программы для детей с ограниченными возможностями, дистанционная психотерапия для больных психозами, а также сообщества пожилых людей. Среди опасностей следует назвать прежде всего привыкание к облегченному виртуальному миру. Важная черта интернет-общения - его близость к внутреннему диалогу и связанная с этим раскрепощенность. Однако наиболее опасным представляется провоцируемый компьютерной культурой недостаток критического мышления и рефлексии. Это непосредственно связано с быстротой поиска информации и ее недостаточной надежностью. Также обсуждаются вопросы использования компьютерных технологий в образовании.
9. Статья из журнала
Лимитовский, А. М. (аспирант).
"Трудная проблема сознания" как философская проблема и теоретический конфликт / А. М. Лимитовский
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 34-50. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 50.
"Трудная проблема сознания" как философская проблема и теоретический конфликт / А. М. Лимитовский
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2019. - № 3. - С. 34-50. - ISSN 0201-7385. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=39144446. - Библиогр.: с. 50.
Авторы: Лимитовский, А. М.
Ключевые слова: сознание, субъективность, объективность, натурализм, феноменология, нейрофеноменология, квалиа, разрыв в объяснении, натуралистический философский подход, трансценденталистский философский подход
Рубрики: Философия
Метафизика. Онтология
Метафизика. Онтология
Аннотация: В статье описаны подходы Чалмерса, Деннета, Нагеля к проблеме сознания, проводится критический анализ их решений. Подчеркивается важная роль методологических оснований, на которых строятся выше названные философии. С этой целью проводится сравнительный анализ натуралистического и трансценденталистского философских подходов, а также рассматриваются уже существующие проекты их интеграции, такие как новая феноменология Васильева, нейрофеноменология Вареллы, а также скептицизм Тенгели.