| Найдено документов - 15 | Статьи из номера журнала: Вопросы психологии : научный журнал. № 6 / учредитель: Российская Академия образования; издатель: ООО "Вопросы психологии". - Москва, 2016. - 6 выпусков в год. - ISSN 0042-8841. - Текст : непоср... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
| Фомин, А. Е. (кандидат психологических наук; доцент). Формирование навыков метакогнитивного мониторинга в процессе промежуточного и итогового контроля знаний у студентов / А. Е. Фомин // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 130-140. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 140 (22 назв.). | |
| Авторы: | Фомин, А. Е. |
| Ключевые слова: | метакогнитивный мониторинг, формирование навыков мониторинга, промежуточный контроль знаний, обучающая процедура, итоговый контроль знаний, доступность извлечения ответов |
| Рубрики: | Психология Отраслевая психология |
| Аннотация: | Обсуждается проблема метакогнитивного мониторинга, который представляет собой отслеживание процесса и результатов решения какой-либо познавательной задачи, в том числе и в образовательном контексте. Показано, что точность суждений мониторинга связана с более высокой академической успешностью на разных ступенях образовательного процесса, а слишком высокая оценка учащимися собственных знаний и навыков создает трудности в обучении. Теоретический анализ подходов к объяснению сущности метакогнитивного мониторинга позволяет рассмотреть его как совокупность умозаключений субъекта о собственном познании. |
| Поиск: | Источник |
2. Статья из журнала
| Социальная тревога в подростковом и юношеском возрасте в контексте психологической безопасности / О. А. Сагалакова [и др.] // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 63-75. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 73-75 (30 назв.). | |
| Авторы: | Сагалакова, О. А., Труевцев, Д. В., Стоянова, И. Я., Терехина, О. В., Шухлова, Ю. А. |
| Ключевые слова: | социальная тревога, подростковый возраст, юношеский возраст, психологическая безопасность, страх оценивания, жизнестойкость, гелотофобия |
| Рубрики: | Психология Детская психология |
| Аннотация: | Исследовались проявления социальной тревоги в контексте психологической безопасности у 408 учащихся обоего пола в возрасте 16-19 лет, проживающих в Алтайском крае. Рассматривались показатели страха оценивания, психологического благополучия и жизнестойкости, определялись возрастная динамика и взаимосвязь этих характеристик. В результате получены комплексные паттерны эмоционально-когнитивного и поведенческого реагирования молодых людей в ситуациях оценивания с учетом возрастного диапазона. |
| Поиск: | Источник |
3. Статья из журнала
| Марцинковская, Т. Д. (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией). Синтез науки и искусства : (время в творчестве Л. С. Выготского и Б. М. Теплова) / Т. Д. Марцинковская // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 86-95. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 94-95 (12 назв.). | |
| Авторы: | Марцинковская, Т. Д. |
| Ключевые слова: | культура, искусство, символы, знаки, время, эстетические переживания, наука |
| Рубрики: | Психология Психология творчества |
| Аннотация: | Раскрываются общие черты и отличительные особенности в содержании творчества двух ученых - Л. С. Выготского и Б. М. Теплова. Важное сходство в позициях двух ученых связано с тем, что они обращаются к проблеме личности, социальной и духовной активности человека, который является и творцом, субъектом появления новой ситуации, и объектом происходящих изменений. Объединяло позиции Л. С. Выготского и Б. М. Теплова и то, что оба осознали необходимость перехода от чисто естественнонаучной психологии к новой науке с новой методологией. Общее проявилось и в том, что в личности они видели целостный сплав аффекта и интеллекта; это проявилось и в общем же исследовании проблемы переживаний, прежде всего эстетических. Различия в содержании и направленности исследования двух ученых связаны с их оппонентными кругами, спецификой разных видов искусства (проза и поэзия, музыка и живопись) и подходом к изучению культуры как одной из ведущих детерминант становления личности. |
| Поиск: | Источник |
4. Статья из журнала
| Связь гражданской идентичности с социокультурным ресурсом среды и умственным развитием / М. К. Акимова [и др.] // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 76-85. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 84-85 (14 назв.). | |
| Авторы: | Акимова, М. К., Горбачева, Е. И., Рожкова, А. В., Ярошевская, С. В., Сысоева, Т. А. |
| Ключевые слова: | гражданская идентичность, социокультурная среда, социокультурный ресурс среды, интеллект, умственное развитие |
| Рубрики: | Психология Социальная психология |
| Аннотация: | Цель исследования - выявить связи выраженности гражданской идентичности как надгосударственной характеристики принятия ценностей гражданского общества с уровнем умственного развития. В качестве ключевых ценностей, входящих в структуру гражданской идентичности, рассматриваются права человека: на справедливый суд и честные выборы, равноправие и соблюдение прав как большинства, так и меньшинства, а также внутренняя свобода и личное достоинство, признание ценности человеческой жизни, уважение права и законности и т. д. Есть предположение, что существует положительная связь между гражданской идентичностью и уровнем умственного развития. |
| Поиск: | Источник |
5. Статья из журнала
| Нечаев, Н. Н. (доктор психологических наук; академик; профессор; проректор; заведующий кафедрой). Речевая коммуникация и предметная деятельность: взаимосвязь и взаимозависимость / Н. Н. Нечаев, Г. И. Резницкая // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 19-37. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 35-37 (25 назв.). | |
| Авторы: | Нечаев, Н. Н., Резницкая, Г. И. |
| Ключевые слова: | предметная деятельность, речевая коммуникация, двойственность совместной деятельности, коммуникативное сознание, речевое действие, языковые средства коммуникации, ориентировка, переосознание, языковое сознание |
| Рубрики: | Психология Общая психология |
| Аннотация: | Рассмотрена проблема взаимоотношений между речевой коммуникацией и предметной деятельностью. В качестве методологической основы этих взаимоотношений рассматриваются марксистские положения о месте индивида в системе общественных отношений, о деятельности как общественной практике, о языке как "практическом сознании", а также идеи Л. С. Выготского и психологов его школы о взаимосвязи речи и мышления. |
| Поиск: | Источник |
6. Статья из журнала
| Веракса, А. Н. (доктор психологических наук; член-корреспондент РАО; профессор). Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований / А. Н. Веракса, М. Д. Васильева, Т. О. Арчакова // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 150-166. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 164-166 (70 назв.). | |
| Авторы: | Веракса, А. Н., Васильева, М. Д., Арчакова, Т. О. |
| Ключевые слова: | дошкольный возраст, произвольность, регуляторные функции, рефлексия, детско-родительские отношения, сюжетно-ролевые игры, общение со сверстниками, программы дошкольного образования |
| Рубрики: | Психология Детская психология |
| Аннотация: | В обзоре обозначены ключевые аcпекты исследований процесса развития регуляторных функций - рабочей памяти, гибкости внимания и сдерживающего контроля - и путей оптимизации этого процесса у нормативно развивающихся дошкольников на материале англоязычных публикаций за 2001-2016 гг. Описаны основные методы изучения регуляторных функций: структурированное наблюдение, анализ деятельности, констатирующие и формирующие экспериментальные методики. Раскрыты механизмы развития регуляторных функций: теория когнитивной сложности и контроля, согласно которой в основе их развития лежат репрезентация правил действий и создание иерархической системы этих правил; роль рефлексии, внутренней речи и обратной связи в выполнении заданий. |
| Поиск: | Источник |
7. Статья из журнала
| Гусельцева, М. С. (доктор психологических наук; ведущий научный сотрудник). Психологические воззрения М. Фуко и его вклад в социогуманитарную методологию : (к 90-летию со дня рождения М. Фуко) / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 38-48. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 47-48 (26 назв.). | |
| Авторы: | Гусельцева, М. С. |
| Ключевые слова: | методология, социогуманитарная методология, археология знания, генеалогия знания, социогуманитарное познание, интеллектуальные биографии |
| Рубрики: | Психология История психологии |
| Аннотация: | Обсуждаются психологические воззрения М. Фуко, сконцентрированные преимущественно в его ранних работах 1950-х гг. Критике позитивистских устремлений психологической науки он посвятил "Очерк о столетии истории психологии с 1850 по 1950 г. ". М. Фуко предложил антропологический проект развития психологии, включающий психологию смысла, которая интегрирует идеи 3. Фрейда, Э. Гуссерля, Л. Бинсвангера, дающие обоснование новой герменевтической методологии. |
| Поиск: | Источник |
8. Статья из журнала
| Шадриков, В. Д. (доктор психологических наук; профессор; действительный член РАО; руководитель лаборатории). Продуктивность порождения мысли у лиц с разным уровнем интеллектуального развития / В. Д. Шадриков, С. С. Кургинян // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 114-130. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 129 (14 назв.). - References.: с. 129-13 (13 назв.). | |
| Авторы: | Шадриков, В. Д., Кургинян, С. С. |
| Ключевые слова: | интеллект, мыслительные способности, уровень интеллектуального развития, мысль, продуктивность мышления, мыслящий субъект, продуктивность мышления, процесс продуцирования мысли |
| Рубрики: | Психология Психология личности |
| Аннотация: | Представлено экспериментальное исследование процесса порождения (продуцирования) мысли в зависимости от уровня интеллектуального развития. На основе авторских концептуальных представлений о психологической сущности и содержании мысли человека высказывается предположение, что способность порождать мысли и устанавливать отношения между образами воспринимаемых предметов (явлений, событий) и их признаками характеризует интеллект человека. Продуктивность порождения мысли избрана в качестве предмета исследования. Предложена оригинальная экспериментальная методика "Работа с мыслями", в ходе выполнения которой у испытуемых актуализируются психические процессы, связанные с проявлением способностей мыслительной деятельности. |
| Поиск: | Источник |
9. Статья из журнала
| Проба на реципрокную координацию рук: апробация количественной модификации методики / Н. А. Хохлов [и др.] // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 141-149. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 149 (9 назв.). | |
| Авторы: | Хохлов, Н. А., Ковязина, М. С., Черкасова, А. Н., Салихьянова, Н. Р. |
| Ключевые слова: | координация рук, реципрокная координация рук, количественная оценка, нейропсихологическая диагностика, нейропсихологические пробы, тесты |
| Рубрики: | Психология Общая психология |
| Аннотация: | Статья посвящена количественной модификации пробы на реципрокную координацию рук. Данная проба впервые была описана в начале ХХ в. психиатром Н. И. Озерецким, в работах которого эта проба называется тестом. В статье приводится авторское описание назначения, процедуры проведения и оценки результатов выполнения этой пробы. Позднее А. Р. Лурия включил ее в арсенал нейропсихологического обследования. Описывается диагностический потенциал пробы на "реципрокную координацию", а именно такие ее характеристики, как серийность, бимануальность, конфликтность, широта "функциональной топики". Анализируются различные способы количественной оценки результатов ее выполнения. Впервые предлагается новая апробированная количественная модификация данной пробы с подробным описанием процедуры проведения и количественной оценки, которая связана с числом безошибочных выполнений. |
| Поиск: | Источник |
10. Статья из журнала
| Асмолов, А. Г. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой). От "Разума в обществе" Л. С. Выготского - к "Деятельному уму" А. А. Леонтьева : эссе о культуре / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 95-98. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 98 (7 назв.). | |
| Авторы: | Асмолов, А. Г. |
| Ключевые слова: | культурно-деятельностная методология, познание, общение, деятельность, разум, сознание, эволюция |
| Рубрики: | Психология Психология деятельности |
| Аннотация: | Статья посвящена реконструкции полифонии сознания А. А. Леонтьева, который рассматривается автором в качестве одного из культурных героев отечественной психологической науки. Мотивационный анализ творческого наследия этого ученого выявляет преобладание смыслов над значениями, пристрастий и вкусов - над холодными логическими конструкциями. По психологической типологии жизненных устремлений это "человек-мост", установивший связи между культурно-деятельностной методологией познания, когнитивными науками и современными теориями коммуникации. А. А. Леонтьев привил многим поколениям исследователей вкусы к когнитивистике, семиотике, культурной антропологии, поэтике, теории коммуникаций. |
| Поиск: | Источник |
11. Статья из журнала
| Юревич, А. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАН; заместитель директора). Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки / А. В. Юревич // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 49-62. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 60-62 (33 назв.). | |
| Авторы: | Юревич, А. В. |
| Ключевые слова: | мораль, нравственность, современное российское общество, нравственное состояние общества, жизненный успех, российская молодежь, международные тенденции |
| Рубрики: | Психология Социальная психология |
| Аннотация: | Рассматриваются результаты эмпирических исследований нравственного состояния современного российского общества, выполненных психологами и социологами. Особое внимание уделяется нравственному состоянию современной российской молодежи как будущего нашей страны. Рассмотренные исследования демонстрируют негативное состояние морали и нравственности в современной России. |
| Поиск: | Источник |
12. Статья из журнала
| Чуприкова, Н. И. (доктор наук; профессор). Монизм Спинозы как основа материалистического решения психофизиологической проблемы / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 3-19. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 17-19 (33 назв.). | |
| Авторы: | Чуприкова, Н. И. |
| Ключевые слова: | психика, развитие психики, сознание, теория отражения, монизм Спинозы, Спинозы монизм, принцип дополнительности, природа психофизиологических процессов |
| Рубрики: | Психология Общая психология |
| Аннотация: | Статья является откликом на публикацию А. Г. Асмолова с соавторами (Вопросы психологии. 2016. №12). Обосновывается несостоятельность редукционистской теории тождества психики и деятельности мозга и всех вариантов параллестической трактовки отношения между ними. Обсуждается фактическая и логическая несостоятельность теории тождества психики и деятельности мозга. |
| Поиск: | Источник |
13. Статья из журнала
| Степанова, М. А. (кандидат психологических наук; доцент). Лингвистика и педагогика здравого смысла: идеи, психологические основания, перспективы / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 99-113. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 111-112 (37 назв.). - References.: С. 112-113 (37 назв.). | |
| Авторы: | Степанова, М. А. |
| Ключевые слова: | лингвистика, языкознание, педагогика здравого смысла, школьное обучение, воспитание, развивающее образование, педагогический процесс, психологический анализ, языкознание в школе, уроки |
| Рубрики: | Психология Отраслевая психология |
| Аннотация: | С позиций психолого-педагогической науки поднимается проблема содержания школьного обучения, и, в частности места лингвистических знаний в системе общеобразовательной подготовки. Предпринята попытка историко-педагогического анализа введения уроков лингвистики в школьное обучение: показано, что проблема, поставленная 80 лет назад советским лингвистом Л. П. Якубинским, не потеряла своей актуальности и в наше время. Обращение к работам А. А. Леонтьева - лингвиста, психолога, психолингвиста - дает возможность двустороннего анализа проблемы соотношения психологии и языкознания, и в частности профессионального взгляда психолога на уроки лингвистики в школе. |
| Поиск: | Источник |
14. Статья из журнала
| Фетискин, Н. П. [Всероссийский симпозиум "Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов ХХI века"] / Н. П. Фетискин, И. Е. Задорожнюк // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 167-168. - ISSN 0042-8841. | |
| Авторы: | Фетискин, Н. П., Задорожнюк, И. Е. |
| Ключевые слова: | симпозиумы, организационное управление, организационная психология, парадигма организационного управления |
| Рубрики: | Психология Общая психология |
| Аннотация: | Краткая информация о работе Всероссийского симпозиума "Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов ХХI века", посвященного памяти психолога Л. И. Уманского. Состоялся 27-29 октября 2016 г. в г. Костроме. |
| Поиск: | Источник |
15. Статья из журнала
| Степанова, М. А. [Ананьевские чтения] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 168-169. - ISSN 0042-8841. | |
| Авторы: | Степанова, М. А. |
| Ключевые слова: | чтения, психология развития, дифференциальная психология, психология образования, психотерапия |
| Рубрики: | Психология Общая психология |
| Аннотация: | Краткая информация об Ананьевских чтениях - конференции "Психология - вчера, сегодня, завтра". Состоялись 25-29 октября 2016 г. (г. Санкт-Петербург). |
| Поиск: | Источник |