Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Фомин, А. Е. (кандидат психологических наук; доцент).
Формирование навыков метакогнитивного мониторинга в процессе промежуточного и итогового контроля знаний у студентов / А. Е. Фомин
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 130-140. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 140 (22 назв.).
Авторы: Фомин, А. Е.
Ключевые слова: метакогнитивный мониторинг, формирование навыков мониторинга, промежуточный контроль знаний, обучающая процедура, итоговый контроль знаний, доступность извлечения ответов
Рубрики: Психология
Отраслевая психология
Аннотация: Обсуждается проблема метакогнитивного мониторинга, который представляет собой отслеживание процесса и результатов решения какой-либо познавательной задачи, в том числе и в образовательном контексте. Показано, что точность суждений мониторинга связана с более высокой академической успешностью на разных ступенях образовательного процесса, а слишком высокая оценка учащимися собственных знаний и навыков создает трудности в обучении. Теоретический анализ подходов к объяснению сущности метакогнитивного мониторинга позволяет рассмотреть его как совокупность умозаключений субъекта о собственном познании.
2. Статья из журнала
bookCover
Социальная тревога в подростковом и юношеском возрасте в контексте психологической безопасности / О. А. Сагалакова [и др.]
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 63-75. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 73-75 (30 назв.).
Авторы: Сагалакова, О. А., Труевцев, Д. В., Стоянова, И. Я., Терехина, О. В., Шухлова, Ю. А.
Ключевые слова: социальная тревога, подростковый возраст, юношеский возраст, психологическая безопасность, страх оценивания, жизнестойкость, гелотофобия
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: Исследовались проявления социальной тревоги в контексте психологической безопасности у 408 учащихся обоего пола в возрасте 16-19 лет, проживающих в Алтайском крае. Рассматривались показатели страха оценивания, психологического благополучия и жизнестойкости, определялись возрастная динамика и взаимосвязь этих характеристик. В результате получены комплексные паттерны эмоционально-когнитивного и поведенческого реагирования молодых людей в ситуациях оценивания с учетом возрастного диапазона.
3. Статья из журнала
bookCover
Марцинковская, Т. Д. (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией).
Синтез науки и искусства : (время в творчестве Л. С. Выготского и Б. М. Теплова) / Т. Д. Марцинковская
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 86-95. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 94-95 (12 назв.).
Авторы: Марцинковская, Т. Д.
Ключевые слова: культура, искусство, символы, знаки, время, эстетические переживания, наука
Рубрики: Психология
Психология творчества
Аннотация: Раскрываются общие черты и отличительные особенности в содержании творчества двух ученых - Л. С. Выготского и Б. М. Теплова. Важное сходство в позициях двух ученых связано с тем, что они обращаются к проблеме личности, социальной и духовной активности человека, который является и творцом, субъектом появления новой ситуации, и объектом происходящих изменений. Объединяло позиции Л. С. Выготского и Б. М. Теплова и то, что оба осознали необходимость перехода от чисто естественнонаучной психологии к новой науке с новой методологией. Общее проявилось и в том, что в личности они видели целостный сплав аффекта и интеллекта; это проявилось и в общем же исследовании проблемы переживаний, прежде всего эстетических. Различия в содержании и направленности исследования двух ученых связаны с их оппонентными кругами, спецификой разных видов искусства (проза и поэзия, музыка и живопись) и подходом к изучению культуры как одной из ведущих детерминант становления личности.
4. Статья из журнала
bookCover
Связь гражданской идентичности с социокультурным ресурсом среды и умственным развитием / М. К. Акимова [и др.]
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 76-85. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 84-85 (14 назв.).
Авторы: Акимова, М. К., Горбачева, Е. И., Рожкова, А. В., Ярошевская, С. В., Сысоева, Т. А.
Ключевые слова: гражданская идентичность, социокультурная среда, социокультурный ресурс среды, интеллект, умственное развитие
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: Цель исследования - выявить связи выраженности гражданской идентичности как надгосударственной характеристики принятия ценностей гражданского общества с уровнем умственного развития. В качестве ключевых ценностей, входящих в структуру гражданской идентичности, рассматриваются права человека: на справедливый суд и честные выборы, равноправие и соблюдение прав как большинства, так и меньшинства, а также внутренняя свобода и личное достоинство, признание ценности человеческой жизни, уважение права и законности и т. д. Есть предположение, что существует положительная связь между гражданской идентичностью и уровнем умственного развития.
5. Статья из журнала
bookCover
Нечаев, Н. Н. (доктор психологических наук; академик; профессор; проректор; заведующий кафедрой).
Речевая коммуникация и предметная деятельность: взаимосвязь и взаимозависимость / Н. Н. Нечаев, Г. И. Резницкая
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 19-37. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 35-37 (25 назв.).
Авторы: Нечаев, Н. Н., Резницкая, Г. И.
Ключевые слова: предметная деятельность, речевая коммуникация, двойственность совместной деятельности, коммуникативное сознание, речевое действие, языковые средства коммуникации, ориентировка, переосознание, языковое сознание
Рубрики: Психология
Общая психология
Аннотация: Рассмотрена проблема взаимоотношений между речевой коммуникацией и предметной деятельностью. В качестве методологической основы этих взаимоотношений рассматриваются марксистские положения о месте индивида в системе общественных отношений, о деятельности как общественной практике, о языке как "практическом сознании", а также идеи Л. С. Выготского и психологов его школы о взаимосвязи речи и мышления.
6. Статья из журнала
bookCover
Веракса, А. Н. (доктор психологических наук; член-корреспондент РАО; профессор).
Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований / А. Н. Веракса, М. Д. Васильева, Т. О. Арчакова
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 150-166. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 164-166 (70 назв.).
Авторы: Веракса, А. Н., Васильева, М. Д., Арчакова, Т. О.
Ключевые слова: дошкольный возраст, произвольность, регуляторные функции, рефлексия, детско-родительские отношения, сюжетно-ролевые игры, общение со сверстниками, программы дошкольного образования
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: В обзоре обозначены ключевые аcпекты исследований процесса развития регуляторных функций - рабочей памяти, гибкости внимания и сдерживающего контроля - и путей оптимизации этого процесса у нормативно развивающихся дошкольников на материале англоязычных публикаций за 2001-2016 гг. Описаны основные методы изучения регуляторных функций: структурированное наблюдение, анализ деятельности, констатирующие и формирующие экспериментальные методики. Раскрыты механизмы развития регуляторных функций: теория когнитивной сложности и контроля, согласно которой в основе их развития лежат репрезентация правил действий и создание иерархической системы этих правил; роль рефлексии, внутренней речи и обратной связи в выполнении заданий.
7. Статья из журнала
bookCover
Гусельцева, М. С. (доктор психологических наук; ведущий научный сотрудник).
Психологические воззрения М. Фуко и его вклад в социогуманитарную методологию : (к 90-летию со дня рождения М. Фуко) / М. С. Гусельцева
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 38-48. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 47-48 (26 назв.).
Авторы: Гусельцева, М. С.
Ключевые слова: методология, социогуманитарная методология, археология знания, генеалогия знания, социогуманитарное познание, интеллектуальные биографии
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: Обсуждаются психологические воззрения М. Фуко, сконцентрированные преимущественно в его ранних работах 1950-х гг. Критике позитивистских устремлений психологической науки он посвятил "Очерк о столетии истории психологии с 1850 по 1950 г. ". М. Фуко предложил антропологический проект развития психологии, включающий психологию смысла, которая интегрирует идеи 3. Фрейда, Э. Гуссерля, Л. Бинсвангера, дающие обоснование новой герменевтической методологии.
8. Статья из журнала
bookCover
Шадриков, В. Д. (доктор психологических наук; профессор; действительный член РАО; руководитель лаборатории).
Продуктивность порождения мысли у лиц с разным уровнем интеллектуального развития / В. Д. Шадриков, С. С. Кургинян
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 114-130. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 129 (14 назв.). - References.: с. 129-13 (13 назв.).
Авторы: Шадриков, В. Д., Кургинян, С. С.
Ключевые слова: интеллект, мыслительные способности, уровень интеллектуального развития, мысль, продуктивность мышления, мыслящий субъект, продуктивность мышления, процесс продуцирования мысли
Рубрики: Психология
Психология личности
Аннотация: Представлено экспериментальное исследование процесса порождения (продуцирования) мысли в зависимости от уровня интеллектуального развития. На основе авторских концептуальных представлений о психологической сущности и содержании мысли человека высказывается предположение, что способность порождать мысли и устанавливать отношения между образами воспринимаемых предметов (явлений, событий) и их признаками характеризует интеллект человека. Продуктивность порождения мысли избрана в качестве предмета исследования. Предложена оригинальная экспериментальная методика "Работа с мыслями", в ходе выполнения которой у испытуемых актуализируются психические процессы, связанные с проявлением способностей мыслительной деятельности.
9. Статья из журнала
bookCover
Проба на реципрокную координацию рук: апробация количественной модификации методики / Н. А. Хохлов [и др.]
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 141-149. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 149 (9 назв.).
Авторы: Хохлов, Н. А., Ковязина, М. С., Черкасова, А. Н., Салихьянова, Н. Р.
Ключевые слова: координация рук, реципрокная координация рук, количественная оценка, нейропсихологическая диагностика, нейропсихологические пробы, тесты
Рубрики: Психология
Общая психология
Аннотация: Статья посвящена количественной модификации пробы на реципрокную координацию рук. Данная проба впервые была описана в начале ХХ в. психиатром Н. И. Озерецким, в работах которого эта проба называется тестом. В статье приводится авторское описание назначения, процедуры проведения и оценки результатов выполнения этой пробы. Позднее А. Р. Лурия включил ее в арсенал нейропсихологического обследования. Описывается диагностический потенциал пробы на "реципрокную координацию", а именно такие ее характеристики, как серийность, бимануальность, конфликтность, широта "функциональной топики". Анализируются различные способы количественной оценки результатов ее выполнения. Впервые предлагается новая апробированная количественная модификация данной пробы с подробным описанием процедуры проведения и количественной оценки, которая связана с числом безошибочных выполнений.
10. Статья из журнала
bookCover
Асмолов, А. Г. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой).
От "Разума в обществе" Л. С. Выготского - к "Деятельному уму" А. А. Леонтьева : эссе о культуре / А. Г. Асмолов
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 95-98. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 98 (7 назв.).
Авторы: Асмолов, А. Г.
Ключевые слова: культурно-деятельностная методология, познание, общение, деятельность, разум, сознание, эволюция
Рубрики: Психология
Психология деятельности
Аннотация: Статья посвящена реконструкции полифонии сознания А. А. Леонтьева, который рассматривается автором в качестве одного из культурных героев отечественной психологической науки. Мотивационный анализ творческого наследия этого ученого выявляет преобладание смыслов над значениями, пристрастий и вкусов - над холодными логическими конструкциями. По психологической типологии жизненных устремлений это "человек-мост", установивший связи между культурно-деятельностной методологией познания, когнитивными науками и современными теориями коммуникации. А. А. Леонтьев привил многим поколениям исследователей вкусы к когнитивистике, семиотике, культурной антропологии, поэтике, теории коммуникаций.
11. Статья из журнала
bookCover
Юревич, А. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАН; заместитель директора).
Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки / А. В. Юревич
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 49-62. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 60-62 (33 назв.).
Авторы: Юревич, А. В.
Ключевые слова: мораль, нравственность, современное российское общество, нравственное состояние общества, жизненный успех, российская молодежь, международные тенденции
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: Рассматриваются результаты эмпирических исследований нравственного состояния современного российского общества, выполненных психологами и социологами. Особое внимание уделяется нравственному состоянию современной российской молодежи как будущего нашей страны. Рассмотренные исследования демонстрируют негативное состояние морали и нравственности в современной России.
12. Статья из журнала
bookCover
Чуприкова, Н. И. (доктор наук; профессор).
Монизм Спинозы как основа материалистического решения психофизиологической проблемы / Н. И. Чуприкова
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 3-19. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 17-19 (33 назв.).
Авторы: Чуприкова, Н. И.
Ключевые слова: психика, развитие психики, сознание, теория отражения, монизм Спинозы, Спинозы монизм, принцип дополнительности, природа психофизиологических процессов
Рубрики: Психология
Общая психология
Аннотация: Статья является откликом на публикацию А. Г. Асмолова с соавторами (Вопросы психологии. 2016. №12). Обосновывается несостоятельность редукционистской теории тождества психики и деятельности мозга и всех вариантов параллестической трактовки отношения между ними. Обсуждается фактическая и логическая несостоятельность теории тождества психики и деятельности мозга.
13. Статья из журнала
bookCover
Степанова, М. А. (кандидат психологических наук; доцент).
Лингвистика и педагогика здравого смысла: идеи, психологические основания, перспективы / М. А. Степанова
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 99-113. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 111-112 (37 назв.). - References.: С. 112-113 (37 назв.).
Авторы: Степанова, М. А.
Ключевые слова: лингвистика, языкознание, педагогика здравого смысла, школьное обучение, воспитание, развивающее образование, педагогический процесс, психологический анализ, языкознание в школе, уроки
Рубрики: Психология
Отраслевая психология
Аннотация: С позиций психолого-педагогической науки поднимается проблема содержания школьного обучения, и, в частности места лингвистических знаний в системе общеобразовательной подготовки. Предпринята попытка историко-педагогического анализа введения уроков лингвистики в школьное обучение: показано, что проблема, поставленная 80 лет назад советским лингвистом Л. П. Якубинским, не потеряла своей актуальности и в наше время. Обращение к работам А. А. Леонтьева - лингвиста, психолога, психолингвиста - дает возможность двустороннего анализа проблемы соотношения психологии и языкознания, и в частности профессионального взгляда психолога на уроки лингвистики в школе.
14. Статья из журнала
bookCover
Фетискин, Н. П.
[Всероссийский симпозиум "Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов ХХI века"] / Н. П. Фетискин, И. Е. Задорожнюк
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 167-168. - ISSN 0042-8841.
Авторы: Фетискин, Н. П., Задорожнюк, И. Е.
Ключевые слова: симпозиумы, организационное управление, организационная психология, парадигма организационного управления
Рубрики: Психология
Общая психология
Аннотация: Краткая информация о работе Всероссийского симпозиума "Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов ХХI века", посвященного памяти психолога Л. И. Уманского. Состоялся 27-29 октября 2016 г. в г. Костроме.
15. Статья из журнала
bookCover
Степанова, М. А.
[Ананьевские чтения] / М. А. Степанова
// Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 168-169. - ISSN 0042-8841.
Авторы: Степанова, М. А.
Ключевые слова: чтения, психология развития, дифференциальная психология, психология образования, психотерапия
Рубрики: Психология
Общая психология
Аннотация: Краткая информация об Ананьевских чтениях - конференции "Психология - вчера, сегодня, завтра". Состоялись 25-29 октября 2016 г. (г. Санкт-Петербург).