Найдено документов - 25 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 5 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2016. - 12... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Цейтлин, С. Н. (доктор филологических наук; профессор).
Язык ребенка и ребенок о языке / С. Н. Цейтлин
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 12-14. - ISSN 0131-6141 ; Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 12-14. - (Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 12-14).
Язык ребенка и ребенок о языке / С. Н. Цейтлин
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 12-14. - ISSN 0131-6141 ; Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 12-14. - (Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 12-14).
Авторы: Цейтлин, С. Н.
Ключевые слова: словообразовательные инновации, детская речь, русский язык, родительские дневники, лаборатории детской речи, развитие речи, языковые системы, фонд данных детской речи, речевая деятельность, языковые правила, речевое развитие, формообразовательные инновации
Рубрики: Языкознание
Социолингвистика
Социолингвистика
Аннотация: Материалы архива, включающего в себя собрание родительских дневников, фиксирующих речевое развитие детей, видео- и аудиозаписи.
2. Статья из журнала
Виноградова, Е. М.
Чужая речь в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / Е. М. Виноградова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 44-51. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 50-51. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Чужая речь в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / Е. М. Виноградова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 44-51. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 50-51. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Виноградова, Е. М.
Ключевые слова: способы передачи, чужая речь, поэтика, художественное содержание, содержание романов, прямая речь, косвенная речь, художественный мир, внешняя речь, русские писатели, романы, внутренняя речь, несобственно-прямая речь, тексты в текстах, диффузия речи, авторская речь, мотивы
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Способы передачи чужой речи, использованные Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита", в их связи с поэтикой и художественным содержанием романа.
3. Статья из журнала
Меликян, В. Ю. (доктор филологических наук; профессор).
Фразеосинтаксические схемы с опорным компонентом - частицей в русском языке / В. Ю. Меликян, В. В. Посиделова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 56-62. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 62.
Фразеосинтаксические схемы с опорным компонентом - частицей в русском языке / В. Ю. Меликян, В. В. Посиделова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 56-62. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 62.
Авторы: Меликян, В. Ю., Посиделова, В. В.
Ключевые слова: синтаксическая фразеология, фразеосхемы, специфика фразеосхем, структура фразеосхем, признаки фразеологизации, русский язык, современное языкознание, опорный компонент, фразеосинтаксические схемы, частицы
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Описание фразеосхем с опорным компонентом, выраженным частицей, в языковом и речевом аспектах.
4. Статья из журнала
Зорина, О. А.
Урок русского языка в VI классе "Н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных" : на материале творчества С. А. Есенина / О. А. Зорина
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 35-37, 67. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 67. - табл.
Урок русского языка в VI классе "Н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных" : на материале творчества С. А. Есенина / О. А. Зорина
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 35-37, 67. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 67. - табл.
Авторы: Зорина, О. А.
Ключевые слова: конспекты уроков, общеобразовательная школа, преподавание русского языка, обучение русскому языку, прилагательные, правописание суффиксов, суфикс Н, уроки русского языка, суфикс НН, дидактические материалы, 6 класс, универсальные учебные действия, задания, актуализация знаний, анализ текста
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Конспект урока в 6 классе, посвященного изучению правописания суффиксов прилагательных, образованных от существительных.
5. Статья из журнала
Мельникова, Е. Л. (кандидат психологических наук; доцент).
Технология проблемного диалога: постановка учебной проблемы / Е. Л. Мельникова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 25-29. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 29. - табл.
Технология проблемного диалога: постановка учебной проблемы / Е. Л. Мельникова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 25-29. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 29. - табл.
Авторы: Мельникова, Е. Л.
Ключевые слова: технология проблемного диалога, общеобразовательная школа, преподавание русского языка, обучение русскому языку, проблемно-диалогические методы, формы обучения, средства обучения, постановка проблемы, 5 класс, уроки русского языка, русский язык, поиск решений, фрагменты уроков, развитие речи, 7 класс, 8 класс, 9 класс, проблемные диалоги
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Организация проблемного диалога на примерах конкретных уроков русского языка.
6. Статья из журнала
Пахнова, Т. М.
Самостоятельная работа при подготовке к экзаменам : (от текста - к слову. от текста - к тексту) / Т. М. Пахнова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 10-11. - ISSN 0131-6141 ; Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 10-11. - (Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 10-11). - Окончание. Начало: №№ 2-4.
Самостоятельная работа при подготовке к экзаменам : (от текста - к слову. от текста - к тексту) / Т. М. Пахнова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 10-11. - ISSN 0131-6141 ; Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 10-11. - (Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 10-11). - Окончание. Начало: №№ 2-4.
Авторы: Пахнова, Т. М.
Ключевые слова: сжатые изложения, упражнения, общеобразовательная школа, сжатие текста, дидактические материалы, уроки русского языка, работа с текстом, задания, русский язык, самостоятельная работа, подготовка к экзаменам
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Работа над сжатым изложением.
7. Статья из журнала
Гаврилов, И. В.
Русские письменные упражнения гимназического курса (1872 г) / И. В. Гаврилов ; [предисл. и подгот. текста] Н. М. Приемышевой
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 2-5. - ISSN 0131-6141 ; Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 2-5. - (Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 2-5). - Продолж. следует.
Русские письменные упражнения гимназического курса (1872 г) / И. В. Гаврилов ; [предисл. и подгот. текста] Н. М. Приемышевой
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 2-5. - ISSN 0131-6141 ; Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 2-5. - (Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 2-5). - Продолж. следует.
Авторы: Гаврилов, И. В.
Ключевые слова: учебники, письмо, общеобразовательная школа, сочинения, письменные упражнения, методические разработки, русская словесность, гимназические курсы, изобретение доводов, педагоги, тематические подлежащие, изобретение доказательств, тематические сказуемые, риторические сочинения
Рубрики: Языкознание
Русский язык
История образования
Образование. Педагогика
Русский язык
История образования
Образование. Педагогика
Аннотация: Фрагменты из программной и фундаментальной статьи Ивана Васильевича Гаврилова, опубликованной в нескольких номерах "Журнала министерства народного просвещения" за 1872 г.
8. Статья из журнала
Пчелинцева, Е. Э. (кандидат филологических наук; доцент).
Роль суффиксов в формировании аспектуальной семантики русских отглагольных имен действия / Е. Э. Пчелинцева
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 63-67. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 67. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Роль суффиксов в формировании аспектуальной семантики русских отглагольных имен действия / Е. Э. Пчелинцева
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 63-67. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 67. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Пчелинцева, Е. Э.
Ключевые слова: аспектуальные особенности, имена существительные, категории аспектуальности, отглагольные имена, лингвистические исследования, имена действия, глагольные префиксы, существительные, русский язык, аспектуальная семантика, транспозиционные суффиксы, девербативы
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Степень влияния транспозиционных суффиксов на аспектуальные особенности отглагольных имен действия в русском языке.
9. Статья из журнала
Ларионова, Л. Г. (доктор педагогических наук; профессор).
Психологические и психолингвистические основы работы с орфографическим правилом на уроках русского языка / Л. Г. Ларионова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 3-7. - ISSN 0131-6141. - Окончание следует. - Подстроч. примеч.
Психологические и психолингвистические основы работы с орфографическим правилом на уроках русского языка / Л. Г. Ларионова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 3-7. - ISSN 0131-6141. - Окончание следует. - Подстроч. примеч.
Авторы: Ларионова, Л. Г.
Ключевые слова: психологические основы, общеобразовательная школа, преподавание русского языка, обучение русскому языку, психолингвистические основы, орфографические правила, русский язык, научно-учебные тексты, коммуникативно-деятельностные подходы, умственные действия, речевая деятельность, возрастное развитие, уроки русского языка
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Психологические и психолингвистические основы изучения орфографического правила как научно-учебного текста лингвистического содержания в аспекте коммуникативно-деятельностного подхода.
10. Статья из журнала
Королева, Е. В. (аспирант).
Принципы анализа лингвокультурологического кода : на материале поэзии В. Ф. Ходасевича / Е. В. Королева
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 51-55, 62. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 55, 62. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Принципы анализа лингвокультурологического кода : на материале поэзии В. Ф. Ходасевича / Е. В. Королева
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 51-55, 62. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 55, 62. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Королева, Е. В.
Ключевые слова: лингвопоэтический анализ, поэзия, лингво-культурологический код, лингвопоэтика, язык поэзии, русские поэты, дискурсы, средства выражения кодов, типология кодов, идиостили, культурологические коды, культурные коды, коды культуры, коды искусства, неологизмы
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Поэтика
Русская литература XX в.
Поэтика
Аннотация: Принципы анализа лингво-культурологического кода как одного из приоритетных направлений лингвопоэтики на материале поэзии Владислава Фелициановича Ходасевича.
11. Статья из журнала
Карнаух, Н. Л. (кандидат педагогических наук; доцент).
Официально-деловой стиль речи: школьная практика и вузовский опыт / Н. Л. Карнаух
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 15-18. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 18. - табл.
Официально-деловой стиль речи: школьная практика и вузовский опыт / Н. Л. Карнаух
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 15-18. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 18. - табл.
Авторы: Карнаух, Н. Л.
Ключевые слова: официально-деловой стиль речи, общеобразовательная школа, преподавание русского языка, обучение русскому языку, учебники русского языка, вузы, высшие учебные заведения, 6 класс, современные требования, оформление документов, реквизиты документов, адресаты, адресанты, заголовки, объяснительные записки, заявления, оформление дат, цифровые способы, словесно-цифровые способы, стандартные фразы, служебные записки, деловое общение, делопроизводство, документооборот, деловая коммуникация, информационно-справочные жанры, ходатайства
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Целесообразность изучения официально-делового стиля речи в общеобразовательной школе (на примере одного из школьных учебников русского языка для 6 класса) и вузе, анализируются современные требования, предъявляемые к оформлению документов.
12. Статья из журнала
Савчук, Л. О. (кандидат филологических наук).
Ориентировочное планирование по учебнику "Русский язык. 6 класс" под ред. А. Д. Шмелева на 2015/2016 учебный год / Л. О. Савчук, В. В. Вартанян, М. В. Аверьева
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 81-88. - ISSN 0131-6141. - Окончание. - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Ориентировочное планирование по учебнику "Русский язык. 6 класс" под ред. А. Д. Шмелева на 2015/2016 учебный год / Л. О. Савчук, В. В. Вартанян, М. В. Аверьева
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 81-88. - ISSN 0131-6141. - Окончание. - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Авторы: Савчук, Л. О., Вартанян, В. В., Аверьева, М. В.
Ключевые слова: обучение русскому языку, преподавание русского языка, поурочное планирование, уроки русского языка, учебники русского языка, 6 класс, ориентировочное планирование, русский язык, общеобразовательная школа
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Поурочное планирование учебного материала по русскому языку на 2015-2016 гг. в 6 классе.
13. Статья из журнала
Вороничев, О. Е. (доктор филологических наук; доцент).
О средствах исторической стилизации языка в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный" / О. Е. Вороничев
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 15-18. - ISSN 0131-6141 ; Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 15-18. - Продолж. следует. - (Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 15-18).
О средствах исторической стилизации языка в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный" / О. Е. Вороничев
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 15-18. - ISSN 0131-6141 ; Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 15-18. - Продолж. следует. - (Русский язык в школе и дома. - 2016. - № 5. - С. 15-18).
Авторы: Вороничев, О. Е.
Ключевые слова: русские писатели, романы, анализ произведений, устаревшие слова, русский язык, стилистическое употребление, использование документальных текстов, историко-художественные произведения, исторические романы, историзмы, архаизмы, историческая лексика, трагико-романтические образы
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Анализ особенностей языка и стиля романа Алексея Константиновича Толстого "Князь Серебряный".
14. Статья из журнала
Москвин, В. П. (доктор филологических наук; профессор).
О категориях морфологической стилистики / В. П. Москвин
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 7-11. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 11.
О категориях морфологической стилистики / В. П. Москвин
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 7-11. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 11.
Авторы: Москвин, В. П.
Ключевые слова: стилистические окраски, морфологическая стилистика, тематические окраски, словоформы, грамматические переносы, русский язык, грамматические формы, артикуляционные неблагозвучия, эналлаги, антимерия, гетерозисы, акустические неблагозвучия, темпоральные переносы, количественные переносы
Рубрики: Языкознание
Стилистика
Стилистика
Аннотация: Виды стилистической окраски словоформ, причины ее появления, а также наиболее значимые для русского языка типы грамматических переносов.
15. Статья из журнала
Пихурова, А. А. (кандидат филологических наук).
Методические находки при проектировании урока "открытия" нового знания / А. А. Пихурова, В. И. Громова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 30-34. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 34. - 3 табл.
Методические находки при проектировании урока "открытия" нового знания / А. А. Пихурова, В. И. Громова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 30-34. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 34. - 3 табл.
Авторы: Пихурова, А. А., Громова, В. И.
Ключевые слова: уроки русского языка, общеобразовательная школа, преподавание русского языка, обучение русскому языку, учителя русского языка, технологические карты уроков, этапы уроков, русский язык, темы уроков, этапы мотивации, учебная деятельность, этапы актуализации, пробные учебные действия, этапы рефлексии, деятельность учителей, концепции образования
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Основные трудности учителей в составлении технологической карты урока.
16. Статья из журнала
Павлова, Н. П. (кандидат филологических наук; доцент).
К вопросу об общих закономерностях освоения письма ребенком / Н. П. Павлова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 19-24. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 24.
К вопросу об общих закономерностях освоения письма ребенком / Н. П. Павлова
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 19-24. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 24.
Авторы: Павлова, Н. П.
Ключевые слова: русская графика, детская речь, русский язык, дошкольники, орфография, правила, девиация, письменные формы речи, языковая интуиция, гиперкоррекция, грамота, навыки письма, языковая компетентность, метаязыковые способности
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Типичные закономерности освоения ребенком системы письменной речи, ее инвентарь и правила, основные отступления от норм русского правописания.
17. Статья из журнала
Яблоков, Е. А. (доктор филологических наук).
Заглавия произведений М. А. Булгакова как камертон языковой игры / Е. А. Яблоков
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 38-43. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 43. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Заглавия произведений М. А. Булгакова как камертон языковой игры / Е. А. Яблоков
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 38-43. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 43. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Яблоков, Е. А.
Ключевые слова: семантика, языковые игры, первичные смыслы, поверхностные смыслы, каламбуры, полисемия, заглавия, грамматическая структура, анализ заглавий, русские писатели, романы, повести, названия романов, названия повестей, эпиграфы, анализ произведений
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Анализ заглавий романов Михаила Афанасьевича Булгакова "Белая гвардия" и "Мастер и Маргарита", а также повести "Собачье сердце".
18. Статья из журнала
Мурашов, А. А. (доктор педагогических наук; профессор).
Диалог с прецедентным текстом как фактор стимулирования творческого мышления / А. А. Мурашов
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 11-15. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 15.
Диалог с прецедентным текстом как фактор стимулирования творческого мышления / А. А. Мурашов
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 11-15. - ISSN 0131-6141. - Библиогр.: с. 15.
Авторы: Мурашов, А. А.
Ключевые слова: прецедентные тексты, творческий потенциал, средства превращения, читатели-реципиенты, стилизация, преподавание литературы, художественные тексты, тематическая палитра, учащиеся, читатели-соавторы, тексты-отклики
Рубрики: Языкознание
Стилистика
Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Стилистика
Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Роль прецедентного текста как средства превращения реципиента в сотворца, что призвано повысить творческий потенциал учащихся.
19. Статья из журнала
Жуков, А. В. (доктор филологических наук; профессор).
Влас Платонович Жуков : (к 95-летию со дня рождения) / А. В. Жуков
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 68-74. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 74. - Библиогр. в подстроч. примеч. - фот.
Влас Платонович Жуков : (к 95-летию со дня рождения) / А. В. Жуков
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 68-74. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 74. - Библиогр. в подстроч. примеч. - фот.
Авторы: Жуков, А. В.
Ключевые слова: лингвисты, историческая лексикология, фразеология, фразеография, фразеологизмы, словари, научная деятельность, лексика, семантика, фразеологические теории, лингвистические концепции, грамматическая семантика, словарное творчество, фразеологические аппликации, грамматическая парадигматика, функционирование русского языка
Рубрики: Языкознание
История языкознания
Русский язык
История языкознания
Русский язык
Аннотация: Важнейшие вопросы научного творчества Власа Платоновича Жукова в истории отечественной фразеологии и фразеографии.
20. Статья из журнала
Институт лингвистических исследований РАН (Москва).
Александр Владимирович Бондаренко (1930-2016)
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 89-90. - ISSN 0131-6141. - фот.
Александр Владимирович Бондаренко (1930-2016)
// Русский язык в школе. - 2016. - № 5. - С. 89-90. - ISSN 0131-6141. - фот.
Ключевые слова: некрологи, филологи, биографии, научная деятельность, научные сотрудники, член-корресподенты, лингвистические исследования, педагоги
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания
Аннотация: Некролог памяти доктора филологических наук, профессора Александра Владимировича Бондаренко.