Сортировать по:
1. Статья из журнала
Изотова, Е. И. (кандидат психологических наук; доцент; докторант).
Эмоциональная социализация детей: закономерности и механизмы / Е. И. Изотова
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 55-67. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 67 (12 назв.).
Авторы:Изотова, Е. И.
Ключевые слова:эмоциональная социализация, кодирование эмоций, декодирование эмоций, механизмы регуляции экспрессии, симуляция эмоций, подавление эмоций, маскировка эмоций, контролирование эмоций
Рубрики:Психология
Детская психология
Аннотация:Рассматриваются структурные составляющие модели эмоционального развития, ответственные за эмоциональную социализацию. Раскрывается процесс перехода от непроизвольных форм выражения эмоций к произвольным формам эмоционального поведения, опосредованным социальными нормами. Приводятся эмпирические материалы, полученные в исследовании декодирования и кодирования эмоциональных состояний базовых и социальных модальностей детьми дошкольного и младшего школьного возраста (N=162). Выделяются механизмы произвольной регуляции выражения эмоций. Раскрываются основные закономерности социализации эмоциональной сферы в детском возрасте, выделены социальные регулятивы и стимулы, значимые для детей раннего и дошкольного возраста.
Поиск:Источник
2. Статья из журнала
Алюшин, М. В. (кандидат технических наук; старший научный сотрудник; доцент).
Экспериментальное исследование времени реакции человека в условиях действия акустически помех / М. В. Алюшин, В. М. Алюшин
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 163-178. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 168 (3 назв.).
Авторы:Алюшин, М. В., Алюшин, В. М.
Ключевые слова:реакции человека, время реакции человека, объективные факторы, субъективные факторы, экспериментальные исследования
Рубрики:Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация:Представлены результаты экспериментального исследования акустических помех и шумов на время реакции человека. Предложена аналитическая зависимость, позволяющая учесть влияние объективных и субъективных факторов на время реакции. В качестве объективных факторов рассмотрены: суммарная мощность акустических шумов и помех; характер акустических шумов и помех; время реверберации в рабочем помещении.
Поиск:Источник
3. Статья из журнала
Мдивани, М. О. (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник).
Цифровая обучающая среда в школе: представления участников образовательного процесса / М. О. Мдивани
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 68-78. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 78 (6 назв.).
Авторы:Мдивани, М. О.
Ключевые слова:школьное образование, цифровые образовательные технологии, цифровая образовательная среда, школьная образовательная среда, представления о цифровой образовательной среде, цифровые средства образования, образовательная среда
Рубрики:Психология
Детская психология
Аннотация:Приводятся результаты исследования представлений о современных цифровых средствах школьного образования. В исследовании приняли участие школьные учителя, администраторы, школьники и их родители из всех регионов России. Общий объем выборки составил почти 34 тыс. респондентов. Анализ позволил выделить сходства и различия в структуре представлений участников образовательного процесса о цифровом обучении, и определить положительные и отрицательные мотивы внедрения цифровой образовательной среды в школу.
Поиск:Источник
4. Статья из журнала
Управление "силой мысли": на пути к новым формам взаимодействия человека с техническими устройствами / Б. М. Величковский [и др.]
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 109-122. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 120-122 (42 назв.).
Авторы:Величковский, Б. М., Нуждин, Ю. О., Свирин, Е. П., Строганова, Т. А., Федорова, А. А., Шишкин, С. Л.
Ключевые слова:внимание, намерение, интерфейс мозг-компьютер, ИМК, интерфейс глаз-компьютер, ИГК, интерфейс глаз-мозг-компьютер, айтрекинг, магнитоэнцефалограмма, МЭГ, функциональная магнитно-резонансная томография, ФМРТ
Рубрики:Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация:Рассмотрены две группы перспективных интерфейсов, создаваемых сегодня для улучшения взаимодействия человека с техническими системами. Интерфейсы первой группы опираются на использование данных, получаемых с помощью методов нейрофизиологии и психофизиологии, прежде всего путем регистрации ЭЭГ/магнитоэнцефалограммы. Интерфейсы второй группы используют данные о микроповедении глаза человека, опираясь на методы айтрекинга, популярные в психологии и эргономике. Продемонстрирована полезность совмещения этих подходов для создания высокоскоростных гибридных интерфейсов, пригодных не только для обеспечения коммуникации лиц с тяжелым нарушением речи и моторики, но и для повышения эффективности работы здоровых пользователей операторских профессий.
Поиск:Источник
5. Статья из журнала
Коннов, В. И. (кандидат социологических наук; доцент).
Стандартные отклонения: российские ученые в зеркале норм и контрнорм научной деятельности / В. И. Коннов, М. А. Юревич
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 96-109. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 108 (18 назв.).
Авторы:Коннов, В. И., Юревич, М. А.
Ключевые слова:научное сообщество, научно-исследовательская культура, национальные особенности научной деятельности, социальная психология науки
Рубрики:Психология
Общая психология
Аннотация:Даны результаты исследования социально-психологических установок российского научного сообщества, проведенного путем опроса экспертов Российского фонда документальных исследований. В исследовании использовался опросный лист из 22 утверждений, отражающих систему норм и контрнорм научной деятельности А. Митрофа, отношение к которым респонденты могли выразить с помощью семибальной шкалы. В соответствии с исходным предположением исследования, положительная оценка утверждения, отражающего определенную норму или контрнорму, при одновременной отрицательной оценке противоположного ей утверждения, может рассматриваться как свидетельство существования установки, не позволяющей применять данную пару норм как свидетельство существования установки, не позволяющей применять данную пару норм сугубо ситуативно. Исследование демонстрирует существование такого рода установок в отношении нормы свободы исследований, а также норм эмоциональной приверженности и ориентации на общество.
Поиск:Источник
6. Статья из журнала
Этко, Е. А. (аспирант).
Смысловые поля и речевые маркеры процессов персонализации и персонификации / Е. А. Этко, А. Б. Орлов
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 123-134. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 133-134 (42 назв.).
Авторы:Этко, Е. А., Орлов, А. Б.
Ключевые слова:субъектность, личность, сущность, персонализация, персонификация, смысловое поле, речевой маркер
Рубрики:Психология
Психология личности
Аннотация:Обсуждается субъектность как свойство индивида, обнаруживающее себя в персонализации и персонификации как диаметрально противоположных процессах актуалгенеза личности человека. Выдвигается предположение о представленности данных процессов в речи. Анализируются результаты эмпирического исследования смысловых полей и речевых маркеров процессов персонализации и персонификации. Операционализированы смысловые поля "быть личностью" и "быть собой". Показано, что у испытуемых мужчин, для которых значимо обладание высокими личностными качествами, низка значимость принятия себя, и наоборот. Выявлены слова-маркеры процессов персонализации ("иметь", "уметь", "отстаивать", "обладать", "поступки", "жизнь") и персонификации ("вести себя", "существовать", "стараться", "принимать", "поступать"). Наконец, для персонификации характерны речевые конструкции, построенные через отрицание. Основываясь на валидизации полученных результатов экспертами особенности означения в речи испытуемых процессов персонализации и персонификации можно представить в виде категориальной сетки.
Поиск:Источник
7. Статья из журнала
Арон, И. С. (кандидат психологических наук; доцент).
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в разных социальных ситуациях развития / И. С. Арон
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 86-95. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 95 (16 назв.).
Авторы:Арон, И. С.
Ключевые слова:профессиональное самоопределение, психологическая готовность к материнству, социальная ситуация развития, подростки-сироты, подростки с девиантным поведением, одаренные подростки
Рубрики:Психология
Детская психология
Аннотация:В контексте социокультурной парадигмы современного образования определяется значимость формирования психологической готовности для успешного профессионального самоопределения. Акцентируется роль формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению для подростков, находящихся в особых ситуациях развития. Обозначена содержательная структура психологической готовности к профессиональному самоопределению. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования когнитивного, мотивационного, деятельностного и личностного компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития: подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одаренности.
Поиск:Источник
8. Статья из журнала
Сиднева, А. Н. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
Проблема учения в педагогической психологии: диалектика естественного и нормативного / А. Н. Сиднева
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 79-86. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 85-86 (25 назв.).
Авторы:Сиднева, А. Н.
Ключевые слова:психологические термины, учение, педагогическая психология, естественная наука, нормативная наука, деятельность учения, учебная деятельность
Рубрики:Психология
Отраслевая психология
Аннотация:Выделяются и сопоставляются два подхода к исследованию учения в отечественной педагогической психологии. С позиций первого подхода при анализе учения необходимо выделять общие компоненты, присутствующие во всех ситуациях, в которых человек учится. С точки зрения второго подхода при анализе учения в первую очередь нужно описывать и анализировать его высшую форму, наиболее эффективное учение, а исходя из этого описывать и остальные варианты осуществления учения. На основе проведенного анализа делается вывод о специфике педагогической психологии по сравнению с другими отраслями психологического знания.
Поиск:Источник
9. Статья из журнала
Преимущество левой части пространства при смене установки внимания у детей в норме и при аутизме / Г. Л. Чухутова [и др.]
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 143-153. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 152-153 (30 назв.).
Авторы:Чухутова, Г. Л., Галюта, И. А., Ильина, Г. А., Строганова, Т. А.
Ключевые слова:зрительно-пространственное внимание, смена установки внимания, произвольная смена установки внимания, пространственная ассиметрия, аутизм, левая часть пространства
Рубрики:Психология
Медицинская психология
Аннотация:Изучалась латерализация функций переноса и произвольной смены установки внимания у детей в норме и при расстройствах аутического спектра. Детям предъявлялась модифицированная методика корректурных проб со сменой установки внимания. Около половины детей в обеих выборках (здоровых и с расстройствами аутического спектра) при смене критерия целевых фигур допускали ошибки, связанные с трудностями смены установки внимания - вычеркивали дистракторы. Здоровые дети допускали такие ошибки в левой части листа почти вчетверо реже, чем в правой; более того, к возрасту 12 лет ошибки в левой части листа исчезали. В группе детей с аутизмом наблюдался повышенный уровень этих ошибок без выраженной ассиметрии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в норме левая часть пространства имеет преимущество при произвольном переключении внимания на новую мишень.
Поиск:Источник
10. Статья из журнала
Неблагоприятная среда в раннем возрасте и последующее развитие: роль эпигенетики / Дж. Генри [и др.]
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 154-162. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 160-162 (49 назв.).
Авторы:Генри, Дж., Воронина, И. Д., Ковас, Ю., Буаван, М.
Ключевые слова:эпигенетика, траектории развития, раннее программирование развития, метилирование ДНК, стрессы, неблагоприятная среда
Рубрики:Психология
Детская психология
Аннотация:Анализируются данные современных исследований эпигенетических процессов, опосредствующих связь между неблагоприятными условиями в раннем возрасте и последующим развитием ребенка. Также обсуждаются концептуальные и методологические ограничения эпигенетики.
Поиск:Источник
11. Статья из журнала
Емельянова, Т. П. (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник).
Личностные факторы интереса к экологии / Т. П. Емельянова
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 135-142. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 142 (6 назв.).
Авторы:Емельянова, Т. П.
Ключевые слова:экологическое сознание, личностная тревожность, уровень субъективного контроля, интерес к экологии, уровень интеллекта, полезависимость, поленезависимость
Рубрики:Психология
Психология личности
Аннотация:Поднимается проблема связи уровня выраженности интереса к экологии и личностных характеристик человека. Для их анализа были выбраны уровень субъективного контроля, уровень интеллекта, полезависимость/поленезависимость, личностная тревожность. В исследовании приняли участие 76 испытуемых. Была обнаружена статистически значимая положительная связь интереса к экологии с уровнем субъективного контроля и отрицательная - с уровнем тревожности. Когнитивный компонент интереса имеет две статистически значимые связи: положительную - с уровнем субъективного контроля и отрицательную - с уровнем личностной тревожности. Выявлена тенденция к положительной связи когнитивного компонента с интеллектом. Эмоциональный компонент имеет две статистические значимые связи: отрицательную - с уровнем субъективного контроля, положительную - с уровнем личностной тревожности.
Поиск:Источник
12. Статья из журнала
Круглый стол, посвященный 60-летию журнала "Вопросы психологии"
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 3-28. - ISSN 0042-8841.
Ключевые слова:круглые столы, психологические журналы, редколлегии журналов, рецензирование научных статей, научная периодика, конкурентоспособность журналов, юбилеи журналов
Рубрики:Психология
Общая психология
Аннотация:Представлена подборка выступлений на заседании круглого стола, организованного по случаю 60-летнего юбилея журнала "Вопросы психологии". Участники говорили о роли журнала в становлении отечественной психологии, в развитии отечественного образования.
Поиск:Источник
13. Статья из журнала
Двойнин, А. М. (кандидат психологических наук; доцент).
Кризис в психологии или внутри нас самих? / А. М. Двойнин
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 45-54. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 53-54 (63 назв.).
Авторы:Двойнин, А. М.
Ключевые слова:кризис в психологии, методологические дискуссии, российская психология, российское психологическое сообщество, психологические дискуссии, мировая психология
Рубрики:Психология
Общая психология
Аннотация:Дается авторская оценка современного состояния психологии. Анализируется адекватность использования метафоры "кризис" при характеристике состояния современной психологии. Утверждается, что данная метафора в качестве оценочного инструменты и объяснительного конструкта стала декларативной и обрела относительную автономию от реального положения дел в науке. Выявляется специфика дискуссий о кризисе, характерных для российской психологии: высокая интенсивность и эмоциональность, единодушие в оценках, совпадение активизации дискуссий с социально-историческими трансформациями в России в 1990-е гг.
Поиск:Источник
14. Статья из журнала
Ракитина, О. В. (кандидат психологических наук; доцент).
Журнал "Вопросы психологии" как актуальный ресурс по проблемам формирования психолога-преподавателя, ученого, практика / О. В. Ракитина
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 29-44. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 41-44 (104 назв.).
Авторы:Ракитина, О. В.
Ключевые слова:журнальные публикации, журнальные статьи, психологи-практики, психологи-преподаватели, психологи-исследователи, журналы, юбилеи журналов
Рубрики:Психология
Общая психология
Аннотация:Рассматривается содержание публикаций журнала "Вопросы психологии" с начала основания по сегодняшний день (1955-2015 гг. ) в трех основных аспектах : журнал как профессиональный информационный ресурс для психолога - преподавателя вуза, для психолога-исследователя и психолога-практика. Выявлены основные тенденции в тематике и содержании публикаций по направлениям: обучение студентов психологии, обеспечение деятельности практических психологов, организация научно-исследовательской деятельности, психология науки и др.
Поиск:Источник
15. Статья из журнала
Степанова, М. А.
[Ананьевские чтения - 2015] / М. А. Степанова
// Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 169-170. - ISSN 0042-8841.
Авторы:Степанова, М. А.
Ключевые слова:конференции, клиническая психология, психология образования, экзистенциальная психология, организационная психология, семейные отношения
Рубрики:Психология
Общая психология
Аннотация:Краткий обзор работы конференции "Фундаментальные проблемы психологии". Состоялась 20-22 октября 2015 г. в г. Санкт-Петербурге.
Поиск:Источник