Выбор БД
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Авдеева, Ю. В. (кандидат социологических наук; доцент).
Эмоциональное выгорание у воспитателей детского сада / Ю. В. Авдеева
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 13-20. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 20 (13 назв.).
Авторы: Авдеева, Ю. В.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, показатели эмоционального выгорания, психотравмирующие воздействия, эмоциональное реагирование, ценностные ориентации, организация деятельности, воспитатели детского сада, фаза напряжения, фаза истощения, фаза резистенции
Рубрики: Психология
Психология деятельности
Аннотация: Рассматривается проблема эмоционального выгорания как фактора отрицательного влияния на личность воспитателя детского сада с точки зрения трехфазной теории стресса, разработанной В. В. Бойко (на основе теории стресса Г. Селье). В соответствии с каждой фазой описываются отдельные показатели нарастающего эмоционального выгорания, анализируются этапы его возникновения. Изучены показатели, указывающие на характерные черты психической перегрузки, связанные с интенсивностью выгорания и зависящие как от условий воздействия стрессоров, так и от личностных, мотивационных и социальных характеристик испытуемых.
2. Статья из журнала
bookCover
Имедадзе, И. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент НАН Грузии).
Школа Узнадзе: штрихи к истории / И. В. Имедадзе
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 120-130. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 129-130 (23 назв.).
Авторы: Имедадзе, И. В.
Ключевые слова: школа Узнадзе, Узнадзе школа, дискуссии, Тбилисская дискуссия, советская психология, теория установки, биосферная концепция, постулат непосредственности
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: Обсуждаются некоторые моменты развития психологической школы Д. Н. Узнадзе, в том числе малоизвестные российской научной общественности. Особенно подробно рассматриваются обстоятельства Тбилисской дискуссии 1952 г. по теории установки. Это событие способствовало консолидации школы и явилось определенной подготовкой к острой дискуссии, развернувшейся на Третьем Всесоюзном совещании по психологии (Москва, 1955), которая могла стать судьбоносной для школы и для дальнейшего развития теоретического направления исследований в психологии.
3. Статья из журнала
bookCover
Ясько, Б. А. (доктор психологических наук; профессор).
Формирование управленческих компетенций врача в системе послевузовского образования / Б. А. Ясько, Б. В. Казарин
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 67-77. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 77 (19 назв.).
Авторы: Ясько, Б. А., Казарин, Б. В.
Ключевые слова: врачи-руководители, врачи, управленческий интеллект, эмоциональная креативность, медицинское образование, управленческие кадры, здравоохранение, управленческие компетенции, стиль лидерства, послевузовское образование
Рубрики: Психология
Отраслевая психология
Аннотация: Обосновывается необходимость поиска новых подходов к формированию концепции психологической подготовки управленческих кадров для здравоохранения в системе последипломного непрерывного медицинского образования. Рассматривается возможность операционализации понятия "управленческий интеллект" через конструкты эмоциональной креативности, управленческих компетенций и лидерских стилей. Эмпирически установлены следующие классификационные признаки, позволяющие определить типы управленческого интеллекта: уровень эмоциональной креативности; качества, определяющие управленческий стиль руководителя; уровень управленческих способностей. По специфике выраженности и сочетания этих признаков выделены три типа управленческого интеллекта врача-руководителя, которые соответствуют : авторитарному, карьерно-ориентированному лидеру (тип I) ; авторитетному, креативному лидеру (тип II) ; авторитарному, малокомпетентному лидеру (тип III). Показано, что для каждого типа управленческого интеллекта характерны специфические приемы фокусирования на основных предметных аспектах управленческой деятельности.
4. Статья из журнала
bookCover
Горбатов, Д. С. (доктор психологических наук; профессор).
Теории толпы в советской психологии 1920-х гг. / Д. С. Горбатов, С. Н. Большаков
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 130-139. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 139 (19 назв.).
Авторы: Горбатов, Д. С., Большаков, С. Н.
Ключевые слова: теории толпы, советская психология, толпа, свойства толпы, влияние на личность, рефлексологический подход, эмотивно-центрированный подход
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: Анализируется содержание теорий толпы, разработанных В. М. Бехтеревым и Л. Н. Войтоловским. Уточняются их специфические отличия от предшествующих трактовок стихийных социальных объединений, выявляются некоторые концептуальные ограничения. Отмечается, что прекращение исследований в данной области, имевшее политически ангажированный характер, негативно повлияло на развитие отечественной психологии.
5. Статья из журнала
bookCover
Рыбников, Н. А. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент АПН РСФСР; 1890-1961).
Тематика советской психологии в условиях Великой Отечественной войны / Н. А. Рыбников
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 96-103. - ISSN 0042-8841.
Авторы: Рыбников, Н. А.
Ключевые слова: советская психология, Великая отечественная война, советские психологи, военная психология, научные исследования, сознание, мышление, эмоции, память, движение, ощущения
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: О направлениях научных исследований советских психологов в годы Великой Отечественной войны.
6. Статья из журнала
bookCover
Емельянова, Т. П. (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник).
Спектр представлений о победе в Великой Отечественной войне у четырех поколений россиян / Т. П. Емельянова, А. В. Мишарина
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 108-119. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 119 (7 назв.).
Авторы: Емельянова, Т. П., Мишарина, А. В.
Ключевые слова: коллективная память, Великая Отечественная война, память о войне, память о победе, типы респондентов, поколения россиян, психологические исследования, скептики, гуманисты, сталинисты, соглашатели, государственники
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Представлены результаты исследования представлений коллективной памяти о победе в Великой Отечественной войне на выборке из 300 человек. С помощью кластерного анализа пятибальных оценок блока утверждений выявлены пять типов респондентов с различными представлениями о победе в войне и ее событиях: "гуманист", "сталинист", "соглашатель", "государственник" и "скептик". Обнаружены общие элементы представлений коллективной памяти и спорные темы, разделяющие респондентов по различным типам.
7. Статья из журнала
bookCover
Воскресенская, Н. Г. (кандидат психологических наук; старший преподаватель; 01).
Социально-психологическая характеристика любителей определенных киножанров / Н. Г. Воскресенская
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 78-87. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 87 (16 назв.).
Авторы: Воскресенская, Н. Г.
Ключевые слова: жизненные сценарии, кинофильмы, выбор киножанров, эмоциональное воздействие, когнитивное воздействие, поведенческое воздействие, самооценка, уровень субъективного контроля, молодежная аудитория, молодежь, киножанры
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Исследуются психологические индикаторы, раскрывающие специфику выборов молодежной аудиторией киножанров, проясняется значение кинофильмов в формировании моделей для подражания и обосновании правильности собственных жизненных сценариев. Выделены шесть разновидностей кинофильмов, оказывающих различное эмоциональное, когнитивное и поведенческое воздействие на зрителей, что и определяет их популярность. Также выявлено, что если студенты обладают выраженной экстернальностью, то на выбор ими кинофильмов влияют эмоциональные переживания. Напротив, студенты с интернальным контролем подкрепления выбирают киножанры, помогающие утвердиться в том, что их собственная жизненная позиция верна.
8. Статья из журнала
bookCover
С. Л. Рубинштейн о работе отечественных психологов по военной тематике в годы Великой Отечественной войны / С. Л. Рубинштейн
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 106-108. - ISSN 0042-8841.
Ключевые слова: советская психология, Великая отечественная война, советские психологи, военная тематика, научные исследования
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: Публикуемый текст представляет собой завершающую часть статьи С. Л. Рубинштейна "Пути и достижения советской психологии (О сознании и деятельности человека"), опубликованной в журнале "Вестник Академии наук СССР", 1945, №4, С. 67-84.
9. Статья из журнала
bookCover
Фаликман, М. В.
Рецензия на сборник / М. В. Фаликман
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 163-165. - ISSN 0042-8841. - Рец. на кн.: Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика / сост. А. А. Кибрик, А. Д. Кошелев. - Москва : Языки славянской культуры, 2015. - 848 с.
Авторы: Фаликман, М. В.
Ключевые слова: рецензии, сборники, язык, мысль, лингвистика, когнитивная лингвистика
Рубрики: Психология
Общая психология
10. Статья из журнала
bookCover
Кудрявцев, В. Т.
Рецензия на книгу / В. Т. Кудрявцев
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 165-166. - ISSN 0042-8841. - Рец. на кн.: Богоявленская Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. В. Богоявленская. - Москва : АНО "ЦНПРО", 2013. - 208с.
Авторы: Кудрявцев, В. Т.
Ключевые слова: одаренность, психология одаренности, творческая одаренность, рецензии
Рубрики: Психология
Психология личности
11. Статья из журнала
bookCover
Асмолов, А. Г.
Рецензия на книгу / А. Г. Асмолов, М. С. Гусельцева
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 161-163. - ISSN 0042-8841. - Рец. на кн.: Донцов А. И. Феномен зависти: Homo invidens? - Москва : Эксмо, 2014. - 512 с. - Библиогр.: с. 163 (6 назв.).
Авторы: Асмолов, А. Г., Гусельцева, М. С.
Ключевые слова: зависть человека, зависть, психология зависти, феномен зависти, рецензии
Рубрики: Психология
Психология личности
12. Статья из журнала
bookCover
Юревич, А. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАН; заместитель директора).
Психологическое состояние современного российского общества: новые оценки / А. В. Юревич
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 32-45. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 44-45 (38 назв.).
Авторы: Юревич, А. В.
Ключевые слова: российское общество, современное российское общество, психологическое состояние, агрессивность, безопасность, доверие, менталитет, стрессоустойчивость
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: По мнению автора, внешнеполитические события последнего времени не умаляют значимости внутренних проблем современной России, в том числе ее психологического состояния. Приводятся результаты различных исследований, а также собственного исследования автора, демонстрирующие негативный характер этого состояния. Отмечается его "кентаврообразность" - внутренняя противоречивость современного российского менталитета, находящая выражение в сосуществовании противоборствующих его видов. Делается вывод о том, что развитие российского общества требует не только социально-экономического, но и социально-психологического обеспечения.
13. Статья из журнала
bookCover
Алюшин, М. В. (кандидат технических наук; старший научный сотрудник; доцент; заместитель заведующего кафедрой).
Профессиональный отбор персонала по психологическим качествам на основе методов, разработанных в рамках теории принятия решений / М. В. Алюшин, Л. В. Колобашкина, А. В. Хазов
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 88-94. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 94 (14 назв.).
Авторы: Алюшин, М. В., Колобашкина, Л. В., Хазов, А. В.
Ключевые слова: профессиональный отбор, психологическое тестирование, функциональное тестирование, дистанционные неконтактные технологии, управление человеческим фактором, теории принятия решений, многокритериальныйй отбор
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Предложен подход к решению многокритериальной задачи профессионального отбора на основе методов теории принятия решений. Дан анализ персональных характеристик, получаемых при проведении психологического и функционального тестирования претендентов. Рассмотрены перспективы применения неконтактных и дистанционных технологий мониторинга текущего психоэмоционального состояния претендентов в процессе проведения тестирования для повышения объективности принимаемых кадровых решений. Рассмотрен практический пример применения автоматизированных средств принятия решений для выбора наиболее перспективных кандидатур и формирования кадрового резерва.
14. Статья из журнала
bookCover
Предисловие к статье Н. А. Рыбникова / материал подгот. М. А. Степанова
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 95-96. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 96 (8 назв.).
Ключевые слова: советская психология, Великая отечественная война, психологи
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: О научной деятельности сотрудников Института психологии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и статье Н. А. Рыбникова "Тематика советской психологии в условиях Великой Отечественной войны".
15. Статья из журнала
bookCover
Солдатова, Г. У. (доктор психологических наук; профессор).
Модели передачи опыта между поколениями при освоении использования Интернета / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 56-66. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 66-67 (20 назв.).
Авторы: Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И.
Ключевые слова: поколения, родители, подростки, дети, цифровые устройства, Интернет, поколение x, поколение y, поколение z, цифровая компетентость, информационные технологии, формы передачи опыта
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Анализ некоторых аспектов проявления цифрового разрыва между поколениями российских подростков и их родителей в отношении цифровой компетентности и способов освоения Интернета, а также особенностей различных культурных форм передачи опыта и взаимодействие между поколениями в сфере использования информационных технологий. Дана часть результатов российского исследования цифровой компетентности подростков и их родителей, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Обсуждается психология цифрового разрыва между поколениями. Представлены модели передачи опыта: префигуративная (от детей родителям) и постфигуративная (от родителей детям).
16. Статья из журнала
bookCover
Малых, С. Б. (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией; академик-секретарь РАО).
Личностные черты и интеллект: взаимосвязи и их природа / С. Б. Малых
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 149-160. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 158-160 (85 назв.).
Авторы: Малых, С. Б., Тихомирова, Т. Н.
Ключевые слова: личностные черты, флюидный интеллект, кристаллизованный интеллект, Большая Пятерка, пятифакторная модель личности, модели личности, самооценка интеллекта, средовые факторы, генетические факторы
Рубрики: Психология
Психология личности
Аннотация: Представлен обзор зарубежных исследований взаимосвязей личностных черт и интеллекта. Приведены результаты работ, в том числе метааналитических, направленных как на выявление взаимосвязей между личностными чертами "Большой пятерки" и психометрическим интеллектом, так и на разработку механизмов этих взаимосвязей.
17. Статья из журнала
bookCover
Львова, Е. Н. (научный сотрудник).
Личностная тревожность и выбор стратегий совладания / Е. Н. Львова, О. В. Митина, Е. И. Шлягина
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 45-56. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 55-56 (28 назв.).
Авторы: Львова, Е. Н., Митина, О. В., Шлягина, Е. И.
Ключевые слова: совладающее поведение, стратегии совладания, копинг, личностная тревожность, уровень субъектиного контроля, ресурсы совладающего поведения, смысложизненные ориентации, толерантность, структурное моделирование, неопределенность, структурные модели, медиаторный анализ
Рубрики: Психология
Психология личности
Аннотация: Рассматриваются возможные каузальные связи между личностными характеристиками и выбираемыми субъектом стратегиями совладания. Центральной характеристикой выступает личностная тревожность, рассматриваемая последовательно как предиктор и как медиатор, который запускает или опосредствует механизм выбора стратегий совладания соответственно. Описываются результаты медиаторного анализа, указывающие на наличие значимых детерминационных связей и существование сложных систем предикторов и медиаторов при выборе стратегий совладания. Предлагаются структурные модели, в которых обращается внимание на то, что личностная тревожность принимает участие в детерминации разных по своему характеру стратегий совладания. Обсуждается влияние места личностной тревожности в иерархической последовательности предикторов и медиаторов на выбор субъектом различных стратегий совладания.
18. Статья из журнала
bookCover
Тюменева, Ю. А. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
Источники ошибок при выполнении "обыденных" математических заданий / Ю. А. Тюменева
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 21-31. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 31 (20 назв.).
Авторы: Тюменева, Ю. А.
Ключевые слова: обыденные математические задачи, математические задачи, школьники, старшеклассники, школьные математические задания, ошибки
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для школьников, как показывают результаты исследования PISA. В результате качественного анализа ошибок учащихся VIII-X классов показано что часть трудностей была связана с требованием моделирования - специфическими для этих заданий. Подавляющая часть ошибок была следствием дефицита более общего характера: неумением работать с чертежами и рисунками, а также несформированной установкой на проверку и проблематизацию собственных рассуждений.
19. Статья из журнала
bookCover
Даниленко, О. И. (доктор культурологии; профессор).
Влияние ситуации на проявление уровней морального сознания в поведении студентов / О. И. Даниленко
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 3-12. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 12 (8 назв.).
Авторы: Даниленко, О. И.
Ключевые слова: нормативное поведение, нормы поведения, уровни морального сознания, мотивация поведения, моральное сознание, поведение студентов
Рубрики: Психология
Отраслевая психология
Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования влияния психологической оценки ситуации на частоту и мотивацию соблюдения студентами просоциальных норм поведения. Определялась частота проявления уровней морального сознания в ответах студентов о причинах нормативного поведения в трех гипотетических ситуациях: влияние соблюдения/несоблюдения нормы на благополучие партнера; наличие внешнего контроля; возможность санкций за невыполнение нормы. Выявлено, что чаще всего в мотивации нормативного поведения студентов проявляется уровень автономной морали, реже - доморальный уровень. В ситуациях, где от соблюдения нормы зависит благополучие партнера, чаще проявляется мотивация уровня автономной морали и чаще соблюдаются традиционные нормы поведения. В ситуациях, где существует внешний контроль и возможность санкций, чаще проявляется мотивация уровня конвенциональной морали и относительно реже соблюдаются нормы поведения.
20. Статья из журнала
bookCover
Никишина, В. Б. (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой; декан).
Апробация методики событийной реконструкции временной перспективы личности / В. Б. Никишина, Е. А. Петраш, А. А. Кузнецова
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 140-148. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 148 (8 назв).
Авторы: Никишина, В. Б., Петраш, Е. А., Кузнецова, А. А.
Ключевые слова: временная перспектива личности, личность, событийное пространство, событийная реконструкция, травматические события, психодиагностика, психотерапия
Рубрики: Психология
Психология личности
Аннотация: Целью исследовательской работы являлись методики событийной реконструкции временной перспективы личности, выявление ее психометрических показателей и психодиагностических возможностей. Методика обладает диагностическим и психотерапевтическим потенциалом. Диагностический ресурс методики реализуется через количественные и качественные показатели временной перспективы личности. Психотерапевтический ресурс метода связан с реконструкцией событийного пространства временной перспективы личности через снижение уровня эмоциональной напряженности при переживании травмирующего события, с трансформацией системы взаимосвязей и построением субъективно-ценностной иерархии личности. Установлена надежность и внутренняя согласованность методики.
12