Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Траекторное управление высотным скоростным летательным аппаратом на маршевом участке полета / А. И. Кибзун [и др.]
// Известия РАН. Теория и системы управления. - 2013. - № 4. - С. 128-136. - ISSN 0002-3388. - Библиогр.: с. 136 (11 назв. ).
Авторы: Кибзун, А. И., Красильщиков, М. Н., Мирошкин, В. Л., Сыпало, К. И.
Ключевые слова: летательные аппараты, скоростные летательные аппараты, высотные летательные аппараты, управление летательными аппаратами, траекторное управление летательными аппаратами, управление движением центра масс, маршевый участок полета, имитационное моделирование
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Предложен подход к формированию управления движением центра масс высотного скоростного летательного аппарата, характеризуемого сильной зависимостью тяги двигателя и аэродинамики от угла атаки на маршевом участке полета. С использованием предложенного подхода разработан способ траекторного управления движением высотного скоростного летательного аппарата на маршевом участке полета. Проведено имитационное моделирование движения высотного скоростного летательного аппарата в возмущенной атмосфере. Показана возможность применения предложенного подхода к решению задачи формирования зон возможных пусков высотного скоростного летательного аппарата.
2. Статья из журнала
bookCover
Робастный синтез кинематической модели движения летательного аппарата / А. О. Бурмистров [и др. ]
// Известия РАН. Теория и системы управления. - 2012. - № 1. - С. 138-148. - ISSN 0002-3388. - Библиогр.: с. 148 (8 назв. ).
Авторы: Бурмистров, А. О., Жмакин, М. А., Панков, Р. А., Семенихин, К. В.
Ключевые слова: летательные аппараты, движение летательных аппаратов, кинематические модели движения, робастный синтез кинематических моделей, робастная идентификация, параметрические модели движения, траекторные параметры, минимаксное оценивание, доверительное оценивание, компьютерное моделирование
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Разработаны алгоритмы робастной идентификации параметрической модели движения летательного аппарата по результатам комплексных траекторных измерений на основе методов минимаксного и доверительного оценивания. Приведены результаты компьютерного моделирования.
3. Статья из журнала
bookCover
Вересов, К. А.
Решение задач секторизации района управления воздушным движением. III. Разработка алгоритмов определения конфигураций и временного графика работы секторов управления воздушным движением / К. А. Вересов, О. В. Дегтярев, В. Н. Минаенко
// Известия РАН. Теория и системы управления. - 2013. - № 2. - С. 133-153. - ISSN 0002-3388. - Библиогр.: с. 153 (11 назв. ).
Авторы: Вересов, К. А., Дегтярев, О. В., Минаенко, В. Н.
Ключевые слова: воздушное движение, управление воздушным движением, графики работы секторов управления, секторизация воздушного пространства, задачи секторизации, генетические оптимизационные процедуры, генетическая оптимизация
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Представлена третья завершающая часть статьи [1], посвященной решению задачи секторизации воздушного пространства районов организации воздушного движения. Рассматриваются алгоритмические и технические аспекты определения конфигурации и временного графика работы секторов управления воздушным движением. Решение проводится на основе генетических оптимизационных процедур. Приведены примеры использования предлагаемых алгоритмов при решении практических задач.
4. Статья из журнала
bookCover
Орешкина, Д.
Рабочее место авиадиспетчера / Дарья Орешкина, Вадим Ильин ; худож. Александр Уткин
// Вокруг света. - 2012. - № 6. - С. 42-43. - ISSN 0321-0669.
Авторы: Орешкина, Д., Ильин, В.
Ключевые слова: диспетчерские вышки, авиадиспетчеры, управление полетами, оборудование для управления полетами
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Какие приборы помогают авиадиспетчеру контролировать обстановку одновременно и на земле и в воздухе.
5. Статья из журнала
bookCover
Гулько, В. Л.
Поляризационный метод определения пеленга и угла крена подвижного объекта в двухканальных радиомаячных системах навигации / В. Л. Гулько, А. А. Мещеряков
// Известия вузов. Физика. - 2017. - Т. 60, № 6. - С. 44-49. - ISSN 0021-3411. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1839868. - Библиогр.: c. 48-49 (10 назв. ).
Авторы: Гулько, В. Л., Мещеряков, А. А.
Ключевые слова: Джонса вектор, амплитудно-фазовая обработка, вектор Джонса, двухканальные радиомаячные системы навигации, крен подвижного объекта, круговой поляризационный базис, ортогонально линейно поляризованные сигналы, пеленг, радиомаяк, радиомаячные системы навигации, результирующие векторные сигналы, системы навигации
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Рассмотрен поляризационный метод определения пеленга и угла крена подвижного объекта двухканальными радиомаячными системами на основе использования векторных свойств сигналов, излучаемых радиомаяком из двух пространственно разнесенных точек, и амплитудно-фазовой обработки результирующих векторных сигналов, принятых на борту подвижного объекта в круговом поляризационном базисе.
6. Статья из журнала
bookCover
Планирование траектории беспилотного летательного аппарата в сложных условиях при наличии угроз / М. А. Андреев [и др.]
// Известия РАН. Теория и системы управления. - 2012. - № 2. - С. 166-176. - ISSN 0002-3388. - Библиогр.: с. 176 (12 назв. ).
Авторы: Андреев, М. А., Миллер, А. Б., Миллер, Б. М., Степанян, К. В.
Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, траектории летательных аппаратов, планирование траекторий, угрозы летательным аппаратам, 2D-рельеф, 2D-траектории, оптимальные траектории, задача с фиксированным временем перелета, краевые задачи, полиномиальная аппроксимация, 3D-траектории
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: В данной работе рассматривается полет беспилотного летательного аппарата в сложных условиях при наличии угроз. Угрозы задаются в терминах 2D-рельефа. Оптимальная 2D-траектория, минимизирующая риск при ограничениях на время перелета и скорость, находится с помощью преобразования задачи с незаданным граничным условием к задаче с фиксированным временем перелета и численного решения краевой задачи. Найденная 2D-траектория используется для построения полиномиальной аппроксимации 3D-траектории с учетом рельефа местности.
7. Статья из журнала
bookCover
Желнин, Ю. Н.
Оптимальный по быстродействию маневр “петля” без потери скорости / Ю. Н. Желнин, А. Е. Утемов, А. М. Шматков
// Известия РАН. Теория и системы управления. - 2012. - № 6. - С. 95-111. - ISSN 0002-3388. - Библиогр.: с. 111 (24 назв. ).
Авторы: Желнин, Ю. Н., Утемов, А. Е., Шматков, А. М.
Ключевые слова: оптимальные маневры, оптимальные по быстродействию маневры, маневренные самолеты, маневры самолетов, численные решения, наилучшие траектории, локально оптимальные решения, оптимальные решения, оптимальное управление, петля (авиация)
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Рассмотрена задача о наискорейшем переводе центра масс маневренного самолета из одной заданной точки трехмерного пространства в другую при фиксированных векторах соответствующих скоростей. Найдены численные решения при совпадающих начальных и конечных условиях для траекторий, целиком лежащих в вертикальной плоскости. Показано, что в общем случае решение неединственно, причем наилучшая траектория может менять знак кривизны. Найдены локально оптимальные решения. Также рассмотрена задача с учетом ограничения на знак кривизны траектории и получены соответствующие оптимальные управления как при фиксированной, так и при свободной конечной точке. Приведены примеры для случаев, когда вектор скорости в конце движения равен начальному.
8. Статья из журнала
bookCover
Девятисильный, А. С.
Нейросетевая коррекция векторной гравиинерциальной системы / А. С. Девятисильный, К. А. Числов
// Геодезия и картография. - 2013. - № 9. - С. 2-6. - ISSN 0016-7126. - Библиогр.: с. 6 (7 назв.). - ил.
Авторы: Девятисильный, А. С., Числов, К. А.
Ключевые слова: гравиметрия, нейросетевая коррекция, гравиинерциальные системы, гравитационное поле, позиционная информация, математические модели, 3D-ИНС, инерциальные навигационные системы, фильтр Калмана, Калмана фильтр, мультимодельные интерпретации
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Геодезия
Геодезические измерения и вычисления
Аннотация: Рассмотрена проблема оценки напряженности гравитационного поля Земли на траектории движения исследовательского объекта-носителя, решение которой погружено в решение задачи коррекции динамического блока трехкомпонентной инерциальной навигационной системы (3D-ИНС) по полной позиционной информации, доставляемой навигационной спутниковой системой. Математическая модель задачи коррекции представлена в форме обратной задачи "состояние - измерение", динамическое обращение которой выполняется искусственной нейронной сетью. В основу алгоритма динамического обращения положена мультимодельная интерпретация фильтра Калмана. Представлены результаты численного исследования, иллюстрирующие эффективность предлагаемого подхода.
9. Статья из журнала
bookCover
Кузнецов, В. Л.
Моделирование пропускной способности аэродрома с учетом конфликтных ситуаций в воздушном пространстве в формализме ферми-систем / В. Л. Кузнецов, П. В. Филонов
// Известия РАН. Теория и системы управления. - 2012. - № 3. - С. 136-144. - ISSN 0002-3388. - Библиогр.: с. 144 (10 назв. ).
Авторы: Кузнецов, В. Л., Филонов, П. В.
Ключевые слова: пропускная способность аэродромов, аэродромы, аэропорты, конфликтные ситуации, формализм ферми-систем, ферми-системы, взлетно-посадочные полосы, организация воздушного движения, целевые функционалы, оптимальная пропускная способность
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Рассматривается задача об оценке пропускной способности аэродрома с одной взлетно-посадочной полосой. Предлагается модель организации воздушного движения в зоне аэропорта, позволяющая формировать аналитические оценки для ограничений его пропускной способности, связанных с пересечением траекторий взлетающих и заходящих на посадку воздушных судов. В основе предлагаемой модели используется аналогия между максимально плотным потоком воздушных судов в зоне аэродрома и ферми-системами. Обсуждаются вопросы выбора целевого функционала для оценки оптимальной пропускной способности аэродрома с учетом времени ожидания прибывающих воздушных судов.
10. Статья из журнала
bookCover
Дегтярев, О. В.
Методы и особенности математического моделирования систем организации воздушного движения / О. В. Дегтярев, И. Ф. Зубкова
// Известия РАН. Теория и системы управления. - 2012. - № 4. - С. 62-76. - ISSN 0002-3388. - Библиогр.: с. 76 (9 назв. ).
Авторы: Дегтярев, О. В., Зубкова, И. Ф.
Ключевые слова: организация воздушного движения, ОрВД, системы организации воздушного движения, воздушное движение, математическое моделирование, управление воздушным движением, планирование использования воздушного пространства, имитационное моделирование, комплексы имитационного моделирования, КИМ ОрВД
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Системы организации воздушного движения и их составные части – системы планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением – относятся к числу сложнейших современных систем, внедрение которых без проведения большого объема предварительных исследований невозможно. Актуальность моделирования вызвана кардинальной модернизацией принципов и методов управления, что требует проведения опережающих исследований. Определено место отечественного комплекса имитационного моделирования систем ОрВД – “КИМ ОрВД”. Приведены примеры применения этого средства при решении задач выработки предложений по совершенствованию отечественной системы ОрВД и оценке эффективности этих предложений.
11. Статья из журнала
bookCover
Широков, Л. Е.
Комплексное управление летательным аппаратом при решении задачи встречи пускаемых им ракет с излучающими объектами / Л. Е. Широков
// Известия РАН. Теория и системы управления. - 2014. - № 2. - С. 147-160. - ISSN 0002-3388. - Библиогр.: с. 160 (5 назв. ).
Авторы: Широков, Л. Е.
Ключевые слова: летательные аппараты, управление летательными аппаратами, ракеты, излучающие объекты, согласованные условия пуска, управление по крену, информационные маневры летательных аппаратов
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Статья содержит решение задачи встречи пускаемой летательным аппаратом ракеты с маневрирующим излучающим объектом, максимизирующее дальность пуска (согласованные условия пуска). Определен информационный маневр летательного аппарата (вертикальный, горизонтальный, пространственный), максимально повышающий точность сопровождения излучающего объекта и выполняемый до момента начала выхода летательного аппарата на согласованные условия пуска. Разработан алгоритм формирования текущих заявок на управление летательным аппаратом по крену и перегрузкам для решения задачи встречи с каждым сопровождаемым объектом. Комплексное управление летательным аппаратом формируется путем выбора в текущий момент времени приоритетного объекта и выдачи в качестве заданных сигналов по крену и перегрузкам текущей заявки для этого объекта.
12. Статья из журнала
bookCover
Гулько, В. Л.
Использование метода модуляционной поляриметрии для определения пеленга и угла крена подвижного объекта по ортогонально-эллиптически-поляризованным сигналам радиомаяка / В. Л. Гулько, А. А. Мещеряков
// Известия вузов. Физика. - 2018. - Т. 61, № 8. - С. 45-50. - ISSN 0021-3411. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=7725. - Библиогр.: с. 50 (5 назв. ). - рис.
Авторы: Гулько, В. Л., Мещеряков, А. А.
Ключевые слова: векторные ствойства сигнала, метод модуляционной поляриметрии, модуляционная поляриметрия, ортогонально-эллиптически-поляризованные сигналы, пеленг, поляризационный модулятор, радиомаяки, сигналы радиомаяка, угол крена подвижного объекта, эллиптически-поляризованные сигналы
Рубрики: Радиоэлектроника
Теоретические основы радиотехники
Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Исследуется метод модуляционной поляриметрии с целью определения пеленга и угла крена подвижного объекта (ПО) для общего случая излучения радиомаяком из двух пространственно разнесенных точек ортогонально-эллиптически-поляризованных сигналов. На борту ПО результирующие векторные сигналы радиомаяка принимаются антенной бортового одноканального радиоприемного устройства, в тракте которой установлен поляризационный модулятор. Оценка пеленга и угла крена производится на выходе приемника на частоте, кратной частоте поляризационной модуляции принимаемых результирующих сигналов радиомаяка.
13. Статья из журнала
bookCover
Кирилкин, В. С.
Интеллектуальные системы как инструмент ценностно ориентированного метода управления воздушным судном / Кирилкин В. С., Цыбова Е. А.
// Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 101-106. - ISSN 1028-5857. - Библиогр.: с. 105-106 (7 назв. ). - табл.
Авторы: Кирилкин, В. С.
Ключевые слова: интеллектуальные системы управления, авиационные катастрофы, авиакатастрофы, бортовые интеллектуальные системы, самолеты, авиация, искусственный интеллект, автопилот, бортовой интеллект
Рубрики: Транспорт
Воздушный транспорт в целом
Навигация воздушная
Аннотация: О значении интеллектуальных систем управления воздушным судном для предотвращения авиационных катастроф. Дано определение интеллектуальной системы управления, приведен алгоритм системы управления воздушным судном, разработана структура бортовой интеллектуальной системы управления полетом.
14. Статья из журнала
bookCover
Звукоизолирующие характеристики кабин маневренных воздушных судов государственной авиации / С. П. Драган [и др.]
// Безопасность труда в промышленности. - 2018. - № 9. - С. 71-76. - ISSN 0409-2961. - Библиогр. в конце ст. (22 назв.).
Авторы: Драган, С. П., Зинкин, В. Н., Солдатов, С. К., Харитонов, С. В., Сомов, М. В., Мищенко, А. В.
Ключевые слова: авиационная акустика, авиационные шумы, акустическая безопасность, акустическая обстановка, звукоизоляция кабины, маневренная авиация
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Исследования звукоизоляции кабин маневренных воздушных судов государственной авиации в аспекте обеспечения акустической безопасности профессиональной деятельности летного состава показали, что условия труда по шуму соответствуют вредному классу труда 3. 2, а по инфразвуку — допустимому классу 2. Звукоизоляция кабин во время полета в области инфразвуковых и низких частот ухудшается, а в области средних и высоких частот сохраняется на прежнем уровне. Показано, что кабины хорошо защищены от внешних акустических колебаний, а наличие у летного состава защитных шлемов не требует использования дополнительных средств индивидуальной защиты от шума.
15. Статья из журнала
bookCover
Дегтярев, О. В.
Алгоритмы обнаружения и децентрализованного разрешения опасных сближений самолетов в воздухе, основанные на методе потенциальных полей / О. В. Дегтярев, В. С. Орлов
// Известия РАН. Теория и системы управления. - 2013. - № 5. - С. 93-113. - ISSN 0002-3388. - Библиогр.: с. 113 (20 назв. ).
Авторы: Дегтярев, О. В., Орлов, В. С.
Ключевые слова: аэронавигационные системы, принятие решений, обнаружение конфликтных ситуаций, предотвращение конфликтных ситуаций, конфликтные ситуации между воздушными судами, самоэшелонирование, опасные сближения самолетов, сближения самолетов, метод потенциальных полей, алгоритмы обнаружения
Рубрики: Транспорт
Навигация воздушная
Аннотация: Одним из ключевых направлений модернизации отечественной аэронавигационной системы является реализация средств поддержки принятия решений как диспетчерами, так и экипажами. Это требует разработки новых алгоритмов, учитывающих повышенную информационную обеспеченность системы и ориентированных на новые принципы и концепции организации воздушного движения. В статье предлагаются и обосновываются алгоритмы обнаружения и предотвращения конфликтных ситуаций между воздушными судами, предназначенные для поддержки экипажа в условиях реализации принципов самоэшелонирования.