| Найдено документов - 233 | Найти похожие: "Индекс ББК" = '88.35' | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Книга
| Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие : монография / Андреева И. Н. - Новополоцк : ПГУ, 2020. - 356 с. - ISBN 978-985-531-717-4. | |
| Авторы: | Андреева И. Н. |
| Шифры: | Полочный: ЭБС ЛАНЬ ББК: 88.35; |
| Аннотация: | В монографии рассматриваются проблемы, связанные с изучением эмоционального интеллекта, эмоциональной креативности, а также их взаимного влияния на личностные качества и характеристики социально-психологической адаптации. Отражена эволюция представлений об эмоциональном интеллекте, а также представлена авторская интегративная модель структуры эмоционального интеллекта. Проанализировано место эмоциональной креативности в концептуальном поле креативности, а также в структуре личности. Эмпирическим путем определены личностные свойства и характеристики социально-психологической адаптации индивидов с высоким уровнем инструментальной и рефлексивной эмоциональной креативности. Представлены результаты эмпирического исследования совместного влияния эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности на интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и коммуникативные свойства личности, а также на показатели социально-психологической адаптации и эскапизма. В приложении Б размещены текст, ключи и нормы опросника эмоциональной креативности ECI, адаптированного автором на белорусской выборке. Монография адресована студентам психологических специальностей, аспирантам, научным работникам и всем исследователям в области психологии личности, психологии интеллекта и способностей. |
| ЭБС | Для просмотра необходимо войти в личный кабинет |
2. Книга
| Науменко, Евгений Александрович. Введение в теорию интуиции и интуитивности : монография / Е. А. Науменко ; Тюменский гос. ун-т, Ин-т права, экономики и управления. - Тюмень : ТюмГУ, 2013. - 212 с. - Библиогр. : с. 180-193. - ISBN 978-5-400-00781-1. - Текст : электронный. | |
| Авторы: | Науменко, Евгений Александрович |
| Шифры: | Полочный: МЭБ ББК: 88.35; |
| Ключевые слова: | психология личности, личность, изучение личности, психология интуиции, интуитивность, интуиция, психология интуитивности |
| Аннотация: | Представлен опыт системного исследования интуиции и ее личностной проекции - интуитивности, проведенного в рамках психологической науки, с использованием ее понятийного и методического инструментария. Полученные результаты концептуально очерчивают проблематику интуитивности и служать хорошим основанием для формирования ее психологической теории. Обобщенные в книге материалы, полученые автором в период 1991-2010 гг., лежат в основе нового направления научных исследований в отечественной психологии - психологии интуиции и интуитивности. |
| Ссылка на ресурс: | https://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/1088124/ |
3. Книга
| Кови, Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People : пер. с англ. / Стивен Р. Кови. - 3-е издание с новым предисловием и послесловием автора. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 374 с. - (Библиотека MTI). - ISBN 978-5-9614-0758-7. - Текст : непосредственный. | |
| Авторы: | Кови Стивен Р. |
| Шифры: | Полочный: 88.35 Авторский знак: К 56 ББК: 88.35; 88.352; |
| Ключевые слова: | Влияние на людей, Деловое общение, Лидерство, Межличностные отношения, Общение, Психология управления, Социализация личности |
| Рубрики: | Психология - Человек как личность |
| Экземпляры: | Всего: 1, из них: Аб2 (пр.Пионерский,13) - свободно 1 из 1 |
4. Книга
| Кови, Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People : пер. с англ. / Стивен Р. Кови. - 2-е издание с новым предисловием и послесловием автора. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 375 с. - (Библиотека MTI). - ISBN 5-9614-0251-7. - Текст : непосредственный. | |
| Авторы: | Кови Стивен Р. |
| Шифры: | Полочный: 88.35 Авторский знак: К 56 ББК: 88.35; 88.352; |
| Ключевые слова: | Влияние на людей, Деловое общение, Лидерство, Межличностные отношения, Общение, Психология управления, Социализация личности |
| Рубрики: | Психология - Человек как личность |
| Экземпляры: | Всего: 1, из них: ЧЗ1 (пр. Металлургов,19) - свободно 1 из 1 |
5. Статья из журнала
| Кайгородова, Н. З. ЭЭГ-корреляты умственной работоспособности в контексте индивидуально-типологических особенностей студентов / Н. З. Кайгородова, М. В. Яценко // Психология обучения. - 2012. - № 7. - С. 15-22. - ISSN 1561-2457. - Библиогр. : с. 21-22 (16 назв.). | |
| Авторы: | Кайгородова, Н. З., Яценко, М. В. |
| Ключевые слова: | ээг-корреляты, студенты вузов, умственная работоспособность, индивидуально-типологические особенности, количественные показатели, качественные показатели, экстраверсия, эмоциональная стабильность, нервные процессы, электроэнцефалограммы |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Индивидуальные различия в умственной работоспособности. Особенности организации мозгом познавательной деятельности. |
| Поиск: | Источник |
6. Статья из журнала
| Дюпина, С. А. Эффективность запоминания невербального бессмысленного материала испытуемыми / С.А. Дюпина // Психология обучения. - 2012. - № 2. - С. 30-45. - ISSN 1561-2457. - Библиогр. : с. 44-45 (14 назв.). | |
| Авторы: | Дюпина, С. А. |
| Ключевые слова: | невербальный бессмысленный материал, запоминание, когнитивные стили, аналитичность, синтетичность, мнемические способности, операционные механизмы |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Связь когнитивного стиля аналитичность/синтетичность и результативной стороны мнемических способностей. Эффективность и качественное своеобразие запоминания невербального бесссмысленного материала испытуемыми в рамках расщепления когнитивного стиля аналитичность/синтетичность. |
| Поиск: | Источник |
7. Статья из журнала
| Монахов, Д. Н. Эффективная визуализация информации как средство борьбы с "клиповым мышлением" / Д. Н. Монахов // Психология обучения. - 2014. - № 3. - С. 135-142. - ISSN 1561-2457. - Библиогр.: с. 141-142 (9 назв.). - ил. | |
| Авторы: | Монахов, Д. Н. |
| Ключевые слова: | визуализация, клиповое мышление, учебный процесс, программное обеспечение, учебные материалы, учебная информация |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Раскрытие понятия "визуализация", знакомство с разнообразными инструментами визуализации, психологией восприятия. Методические рекомендации по их использованию в процессе обучения. |
| Поиск: | Источник |
8. Статья из журнала
| Валуева, Е. А. (кандидат психологических наук; научный сотрудник; Институт психологии РАН). Эффект инкубации при решении анаграмм и дивергентных задач: проверка предсказаний модели осознания / Е. А. Валуева. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 76-84. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 83-84 (12 назв.). - References in Russian: с. 84 (4 names). - a-табл. | |
| Авторы: | Валуева, Е. А. |
| Ключевые слова: | активация, анаграммы, инкубационный эффект, инкубация, модель осознания, неосознаваемое решение, решение задач, тесты |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | В статье представлены результаты двух исследований, направленных на изучение эффекта инкубации при решении конвергентных (анаграммы) и дивергентных (тест "Необычное использование") задач. Этот эффект заключается в том, что перерыв в работе над задачей приводит к более успешному решению по сравнению с непрерывной работой. Традиционные теории объясняют данный феномен либо бессознательной работой, либо забыванием фиксаций на неверных ответах. Результаты наших предыдущих исследований показывают, что непосредственно в процессе инкубации не происходит изменения активации элементов, связанных с решением. В связи с этим была предложена модель осознания, которая предполагает, что имплицитное решение формируется на бессознательном уровне до инкубации, а сам перерыв способствует осознанию этого решения. В первом исследовании были использованы анаграммы с двумя вариантами ответов. У испытуемых создавалась фиксация на одном варианте ответа, и предлагалось найти второй. Было показано, что инкубационный эффект наблюдается для анаграмм только с двумя решениями, но не с одним вариантом ответа. Во втором исследовании с помощью процедуры предварительного решения анаграмм экспериментатор активировал у испытуемых два типа ответов на тест "Необычное использование": близкие ассоциации и далекие. С помощью близких ассоциаций создавалась фиксация на наиболее распространенных способах использования предмета (в нашем исследовании - спички), с помощью далеких - предактивация очень редких решений, и предполагалось, что именно они будут "вызревать" в процессе инкубации. Результаты показали: инкубационный эффект наблюдается именно для далеких ассоциаций, а это соответствует модели осознания. Настоящая работа вносит вклад в понимание когнитивных процессов, связанных с креативностью и решением задач. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/15102082/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
9. Статья из журнала
| Буркова, В. Н. (кандидат исторических наук; старший научный сотрудник; Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"). Эмпатия и взаимопомощь до и во время COVID-19 (данные по московским студентам) / В. Н. Буркова, М. Л. Бутовская, Н. Ю. Симаков. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2022. - № 1. - С. 28-40. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 38-40 (36 назв.). - References in Russian: р. 40 (10 names). | |
| Авторы: | Буркова, В. Н., Бутовская, М. Л., Симаков, Н. Ю. |
| Ключевые слова: | COVID-19, взаимопомощь, волонтерство, исследования, пандемии, стресс, студенты, уровни эмпатии, эмпатическая забота, эмпатический дистресс, эмпатическое поведение, эмпатия |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Представлены результаты исследований, проведенных на выборках студентов Москвы до и во время пандемии COVID-19. Первая выборка представлена данными до и в первый год пандемии (148 человек; 2019-2020 гг. ). Вторая выборка собрана в течение трех волн пандемии COVID-19 (1344 человека; 2020-2021 гг. ). В статье оцениваются изменения уровня эмпатии до и во время пандемии COVID-19, а также прослеживается динамика эмпатического поведения в течение трех волн COVID-19 среди студентов Москвы. Анализ полученных данных выявил значимые изменения эмпатии у студентов до и во время пандемии по опроснику эмпатических способностей В. В. Бойко: уровень эмпатии снизился в течение года, наиболее значимые изменения произошли по шкалам интуитивный канал эмпатиии идентификация в эмпатии. Сравнение данных по трем волнам по опроснику "Межличностный индекс реактивности" выявило определенную динамику в зависимости от пола респондентов: оценки по всем шкалам эмпатии были выше у женщин, чем у мужчин; мужчины демонстрировали увеличение показателей эмпатии от первой к третьей волне, тогда как у женщин пик оценок приходился на вторую волну, а далее снижался. Данные различия указывают на то, что женщины быстрее "выгорают" в стрессовой ситуации, чем мужчины, а также быстрее реагируют на снижение ограничений в контексте COVID-19, что проявляется в эмпатическом поведении. Полученные результаты подчеркивают необходимость учитывать различные факторы, влияющие на поведение людей во время пандемии COVID-19 (пол, возраст, волонтерский и эпидемиологический опыт, индивидуальные особенности, способности адаптироваться к долгосрочному стрессу). |
| Поиск: | Источник |
10. Статья из журнала
| Дементьев, И. В. Эмпатия : история и современность / И. В. Дементьев // Психология обучения. - 2014. - № 3. - С. 129-134. - ISSN 1561-2457. - Библиогр.: с. 134 (7 назв.). | |
| Авторы: | Дементьев, И. В. |
| Ключевые слова: | эмпатия, диффузная многоаспектность, терминологическая оформленность, теоретический анализ, зеркальные нейроны, психофизиологические основы |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Результаты теоретического анализа многочисленных публикаций, диссертационных исследований, взглядов зарубежных и отечественных ученых на сущность понятия "эмпатия". Основные этапы становления научных представлений об эмпатии и психофизиологические основы явления. |
| Поиск: | Источник |
11. Статья из журнала
| Синельникова, Е. С. (кандидат психологических наук; доцент; Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I). Эмоциональное реагирование и совладание с ситуацией самоизоляции у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью / Е. С. Синельникова. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2021. - № 6. - С. 43-50. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 50 (10 назв.). - References in Russian: р. 50 (4 names). | |
| Авторы: | Синельникова, Е. С. |
| Ключевые слова: | COVID-19, анкетирование, исследования, пандемии, переосмысление, самоизоляция, самоорганизация, совладание, студенты, удовлетворенность жизнью, уровни удовлетворенности жизнью, эмоциональное реагирования |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | В статье описываются результаты исследования, целью которого было изучение особенностей эмоционального реагирования и совладания с ситуацией самоизоляции в начальный период пандемии COVID-19 в России у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью. Выборку составили 100 студентов (59 % девушек, 41 % юношей) в возрасте от 17 до 27 лет. Для сбора данных применялась авторская анкета. Были выявлены качественные различия в эмоциональном реагировании и способах совладания у студентов с различным уровнем удовлетворенности. Эмоциональное состояние студентов с низким уровнем удовлетворенности характеризовалось сниженным эмоциональным фоном, усталостью, эмоциональным напряжением. Студенты с низким уровнем удовлетворенности наиболее часто испытывали неблагоприятные физические симптомы (головная боль, проблемы со сном). Эмоциональная сфера студентов с высоким уровнем удовлетворенности характеризовалась дифференцированностью и разнообразием эмоционального реагирования: они испытывали как страх, тревогу, грусть и чувство одиночества, так и чувства радости и свободы. Универсальными способами совладания с ситуацией самоизоляции, применяемыми студентами с различным уровнем ситуативной удовлетворенностижизнью, были общение с близкими людьми (вживую и с помощью средств электронной связи), забота о своем физическом состоянии и развитии. Интеллектуальное саморазвитие и творчество были способами совладания, реализуемыми студентами с высоким и средним уровнем удовлетворенности. Специфическим способом совладания, преобладающим у студентов со средним уровнем удовлетворенности жизнью, было переосмысление своих ценностей, приоритетов, отношений с людьми и текущей ситуации. Студенты с высоким уровнем удовлетворенности применяли наиболее разнообразные способы для совладания с ситуацией самоизоляции, в том числе такие специфические как самоорганизация и забота об организации пространства дома. Благодаря самоорганизации, студенты, удовлетворенные своей жизнью, испытывали во время самоизоляции чувства радости, свободы и контроля над своей жизнью. |
| Поиск: | Источник |
12. Статья из журнала
| Васильева, И. В. (Тюменский государственный университет). Эмоциональная составляющая образа волонтерства в представлениях студентов психолого-педагогических направлений / И. В. Васильева, М. В. Чумаков. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2023. - № 4. - С. 248-271. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 265-269 (33 назв.). | |
| Авторы: | Васильева, И. В., Чумаков, М. В. |
| Ключевые слова: | эмотивная лексика, эмоции, волонтерство, образ волонтерства, студенты психолого-педагогического направления, мотивация студентов, психологический анализ, волонтерское движение, добровольчество, денотативно-идеографические группы |
| Рубрики: | Психология Психология деятельности Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Студенчество является периодом активной социализации, и волонтерская работа студентов позволяет им приобретать важные качества, необходимые для успешной социализации. Эмоции являются свидетельством вовлеченности и обеспечивают устойчивость мотивации. Поэтому важно понять, как студенты отражают в своих представлениях волонтерство. Это позволит организатором волонтерской деятельности формировать устойчивую мотивацию участников. Цель исследования - выявить особенности эмоциональной составляющей образа волонтерства в представлениях студентов психолого-педагогических направлений университетов. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=56126599 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
13. Статья из журнала
| Люсин, Д. В. Эмоциональная окраска имен существительных: база данных ENRuN = Emotional norms for nouns: the database ENRuN / Д. В. Люсин, Т. А. Сысоева // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38, № 2. - С. 122-131. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 127-129 (39 назв.). - табл. | |
| Авторы: | Люсин, Д. В., Сысоева, Т. А. |
| Ключевые слова: | эмоциональная окраска слов, имена существительные, русский язык, база данных ENRuN, ENRuN, базы данных, эмоции, переработка эмоциональной информации, эмоциональная информация, эмоциональные категории, радость, грусть, злость, страх, отвращение, психология эмоций |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Описывается разработка базы данных ENRuN с нормативными оценками эмоциональной окраски существительных русского языка. Для 378 существительных были получены оценки по эмоциональным категориям "радость", "грусть", "злость", "страх" и "отвращение". Показана высокая надежность полученных данных, проанализированы половые различия и связь оценок по различным эмоциональным категориям друг с другом. База данных ENRuN может применяться в исследованиях переработки эмоциональных стимулов, для индукции эмоций в лабораторных условиях, для автоматизированного анализа эмоциональной окраски текстов и в ряде других областей экспериментальной психологии эмоций. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/2779901 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
14. Статья из журнала
| Терещенко, Р. Н. Эмоциональная креативность как способность / Р. Н. Терещенко // Психология обучения. - 2013. - № 3. - С. 134-142. - ISSN 1561-2457. - Библиогр. : с. 141-142 (15 назв.). | |
| Авторы: | Терещенко, Р. Н. |
| Ключевые слова: | студенты вузов, эмоциональная креативность, эмоциональные переживания, артистическая деятельность, интеллектуальные способности, творческие способности, эмоциональный интеллект |
| Рубрики: | Психология Педагогическая психология взрослых Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Эмоциональная креативность как способность генерировать новые эмоциональные переживания, как условие эффективного выполнения артистической деятельности. Взаимосвязь эмоциональной креативности с другими интеллектуальными и творческими способностями. |
| Поиск: | Источник |
15. Статья из журнала
| Фадеева, Е. И. Эмоциональная компетентность - условие сохранения психологического здоровья педагогов / Е. И. Фадеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 41-45. | |
| Авторы: | Фадеева, Е. И. |
| Ключевые слова: | эмоциональная компетентность, психологическое здоровье, укрепление здоровья, педагоги, распознавание эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями, управление чувствами, стрессы, эмпатии |
| Рубрики: | Психология Педагогическая психология взрослых Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Развитие умения распознавать, понимать и управлять эмоциями и чувствами способствует укреплению здоровья человека. |
| Поиск: | Источник |
16. Статья из журнала
| Люсин, Д. В. ЭмоС-15: самоотчетная методика для измерения ядерного аффекта / Д. В. Люсин // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40, № 5. - С. 97-106. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 103-105 (25 назв.). - рис., табл. | |
| Авторы: | Люсин, Д. В. |
| Ключевые слова: | ядерный аффект, измерение ядерного аффекта, диагностика ядерного аффекта, методика ЭмоС-15, ЭмоС-15 методика, самоотчетная методика, методики, эмоциональные состояния, положительные эмоции, отрицательные эмоции, напряжение, психология эмоций |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Описывается разработка новой самоотчетной методики ЭмоС-15, предназначенной для диагностики ядерного аффекта. Под ядерным аффектом понимается центральный компонент любых эмоциональных явлений, который определяется как элементарное доступное осознанию аффективное чувство, имеющее беспредметный характер. В основу методики ЭмоС-15 положена структурная модель ядерного аффекта, согласно которой выделяется три измерения: положительные эмоции с высокой активацией, отрицательные эмоции с низкой активацией и напряжение. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/3520490 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
17. Статья из журнала
| Электрофизиологические показатели восприятия иллюзии движения собственного тела в условиях виртуальной реальности / А. И. Ковалев, А. О. Рогачев, О. А. Климова, А. Ф. Гасимов. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 26-44. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 40-44 (22 назв.). | |
| Авторы: | Ковалев, А. И., Рогачев, А. О., Климова, О. А., Гасимов, А. Ф. |
| Ключевые слова: | движение тела, иллюзия движения тела, восприятие иллюзии движения, электрофизиологические показатели, виртуальная реальность, электроэнцефалография, нейронаука, симуляторные расстройства, биоэлектрическая активность головного мозга, зрительно-вестибулярная интеграция, моторные задачи, фиксация взгляда, пространственное восприятие, психофизиология, межсенсорное взаимодействие |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния Психология деятельности |
| Аннотация: | Изучение иллюзии движения собственного тела является важной задачей для современной психологии и нейронауки в связи с широким распространением систем виртуальной реальности. Особую значимость имеет исследование психофизиологических механизмов данного феномена, поскольку они представляют собой яркий пример межсенсорного взаимодействия. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
18. Статья из журнала
| Козинцева, Е. Г. (младший научный сотрудник; медицинский психолог; НИУ ВШЭ; Центр патологии речи и нейрореабилитации). Экспериментальное исследование влияния задачи на продуктивность письма при сенсорной аграфии / Е. Г. Козинцева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9, № 3 (июль-сентябрь). - С. 114-121. - ISSN 1813-8918. - Электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 120-121. - табл. | |
| Авторы: | Козинцева, Е. Г. |
| Ключевые слова: | клиническая нейропсихология, нейропсихология, аграфия, сенсорная аграфия, экспериментальные исследования, продуктивность письма, письмо, письменная речь |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Исследуются механизмы и закономерности изменения психологической структуры письменной речи при аграфии в условиях выполнения различных по содержанию письменных задач. Предлагается программа эмпирического исследования, сочетающая традиционный подход к диагностике аграфии и анализ изменения продуктивности письма под влиянием задач, имеющих культурно-историческое содержание. |
| Поиск: | Источник |
19. Статья из журнала
| Буякас, Т. М. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии). Экзистенциально-феноменологическое понимание тайны "молчания" / Т. М. Буякас. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2022. - № 1. - С. 124-134. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 134 (10 назв.). - References in Russian: р. 134 (10 names). | |
| Авторы: | Буякас, Т. М. |
| Ключевые слова: | графические формы, методы исследований, молчание, невыразимость, ощущение трагического, телесные ощущения, феноменологический диалог, феноменологическое движение, целостность понимания, чувствилище души, эмпирические исследования |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Философия и психология экзистенциализма открывают возможность говорить о понимании как о конструктивном элементе бытия, а не как об элементе системы знания. Человек, будучи неотъемлемой частью наблюдаемого мира, своим пониманием проявляет жизнь этого мира. Тайна "молчания", понятая В. Шекспиром, а вслед за ним Л. С. Выготским, связана с глубинным ощущением трагического, которое "заложено в основании нашей жизни", поэтому столь важно ее понимание. В статье представлено экзистенциально-феноменологическое исследование возможности постижения тайны "молчания", основываясь на методологических положениях Л. С. Выготского и практике Ю. Джендлина. Показано, как своим прочтением "Гамлета" Л. С. Выготский осуществляет феноменологическое движение к глубинному ощущению трагедии, которое позволяет достичь той "последней глубины", которая невыразима и протекает в молчании. Показана конструктивность такого движения для психолога-практика, который встречается с глубинными ранами человеческой души. Исходя из утверждения Л. С. Выготского о возможности восприятия невыразимого неким "чувствилищем души", в работе поставлен вопрос о методе, который открывает эту возможность. Исследования Ю. Джендлина и опыт данной практической работы позволяют предположить, что этим "чувствилищем души" может стать телесно чувствуемое ощущение: целостный ответ тела на ситуацию во всей ее полноте. Эмпирическое исследование возможности постижения тайны "молчания" выполнено методами "Фокусирование" и "Ведомое рисование". Результаты исследования позволяют говорить о возможности постижения тайны "молчания" и предлагают рассматривать телесные ощущения в качестве такого "чувствилища души". Метод "Ведомое рисование" открывает возможность выслушивать неотчетливо чувствуемое телесное ощущение и делать его более проявленным. |
| Поиск: | Источник |
20. Статья из журнала
| Муромцева, Т. С. (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). Эквивалентность словесного и слогового вариантов теста дихотического прослушивания / Т. С. Муромцева, М. С. Ковязина. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 4. - С. 168-186. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44302979. - Библиогр.: с. 183-186 (26 назв.). | |
| Авторы: | Муромцева, Т. С., Ковязина, М. С. |
| Ключевые слова: | межполушарная асимметрия, нейропсихологические методики, дихотическое прослушивание, согласно-гласные слоговые тесты, словесные тесты, рабочая память, top-down процессы, bottom-up процессы, варианты дихотического прослушивания, слухоречевая сфера, нейропсихология, авторские слоговые тесты |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | В статье поднимается важная и актуальная для нейропсихологии проблема развития и усовершенствования ее методического инструментария с целью решения научных и практических задач. Анализируются слоговой и словесный варианты дихотического прослушивания, рассматривается их различная функциональная направленность, демонстрируется актуальность развития методики дихотического прослушивания. Впервые в российской нейропсихологии предлагается авторский слоговой тест, созданный с учетом фонетических особенностей русского языка. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=44302979 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |