Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
Авдеева, Ю. В. (кандидат социологических наук; доцент).
Эмоциональное выгорание у воспитателей детского сада / Ю. В. Авдеева
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 13-20. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 20 (13 назв.).
Авторы:Авдеева, Ю. В.
Ключевые слова:эмоциональное выгорание, показатели эмоционального выгорания, психотравмирующие воздействия, эмоциональное реагирование, ценностные ориентации, организация деятельности, воспитатели детского сада, фаза напряжения, фаза истощения, фаза резистенции
Рубрики:Психология
Психология деятельности
Аннотация:Рассматривается проблема эмоционального выгорания как фактора отрицательного влияния на личность воспитателя детского сада с точки зрения трехфазной теории стресса, разработанной В. В. Бойко (на основе теории стресса Г. Селье). В соответствии с каждой фазой описываются отдельные показатели нарастающего эмоционального выгорания, анализируются этапы его возникновения. Изучены показатели, указывающие на характерные черты психической перегрузки, связанные с интенсивностью выгорания и зависящие как от условий воздействия стрессоров, так и от личностных, мотивационных и социальных характеристик испытуемых.
Поиск:Источник
2. Статья из журнала
Имедадзе, И. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент НАН Грузии).
Школа Узнадзе: штрихи к истории / И. В. Имедадзе
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 120-130. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 129-130 (23 назв.).
Авторы:Имедадзе, И. В.
Ключевые слова:школа Узнадзе, Узнадзе школа, дискуссии, Тбилисская дискуссия, советская психология, теория установки, биосферная концепция, постулат непосредственности
Рубрики:Психология
История психологии
Аннотация:Обсуждаются некоторые моменты развития психологической школы Д. Н. Узнадзе, в том числе малоизвестные российской научной общественности. Особенно подробно рассматриваются обстоятельства Тбилисской дискуссии 1952 г. по теории установки. Это событие способствовало консолидации школы и явилось определенной подготовкой к острой дискуссии, развернувшейся на Третьем Всесоюзном совещании по психологии (Москва, 1955), которая могла стать судьбоносной для школы и для дальнейшего развития теоретического направления исследований в психологии.
Поиск:Источник
3. Статья из журнала
Ясько, Б. А. (доктор психологических наук; профессор).
Формирование управленческих компетенций врача в системе послевузовского образования / Б. А. Ясько, Б. В. Казарин
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 67-77. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 77 (19 назв.).
Авторы:Ясько, Б. А., Казарин, Б. В.
Ключевые слова:врачи-руководители, врачи, управленческий интеллект, эмоциональная креативность, медицинское образование, управленческие кадры, здравоохранение, управленческие компетенции, стиль лидерства, послевузовское образование
Рубрики:Психология
Отраслевая психология
Аннотация:Обосновывается необходимость поиска новых подходов к формированию концепции психологической подготовки управленческих кадров для здравоохранения в системе последипломного непрерывного медицинского образования. Рассматривается возможность операционализации понятия "управленческий интеллект" через конструкты эмоциональной креативности, управленческих компетенций и лидерских стилей. Эмпирически установлены следующие классификационные признаки, позволяющие определить типы управленческого интеллекта: уровень эмоциональной креативности; качества, определяющие управленческий стиль руководителя; уровень управленческих способностей. По специфике выраженности и сочетания этих признаков выделены три типа управленческого интеллекта врача-руководителя, которые соответствуют : авторитарному, карьерно-ориентированному лидеру (тип I) ; авторитетному, креативному лидеру (тип II) ; авторитарному, малокомпетентному лидеру (тип III). Показано, что для каждого типа управленческого интеллекта характерны специфические приемы фокусирования на основных предметных аспектах управленческой деятельности.
Поиск:Источник
4. Статья из журнала
Горбатов, Д. С. (доктор психологических наук; профессор).
Теории толпы в советской психологии 1920-х гг. / Д. С. Горбатов, С. Н. Большаков
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 130-139. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 139 (19 назв.).
Авторы:Горбатов, Д. С., Большаков, С. Н.
Ключевые слова:теории толпы, советская психология, толпа, свойства толпы, влияние на личность, рефлексологический подход, эмотивно-центрированный подход
Рубрики:Психология
История психологии
Аннотация:Анализируется содержание теорий толпы, разработанных В. М. Бехтеревым и Л. Н. Войтоловским. Уточняются их специфические отличия от предшествующих трактовок стихийных социальных объединений, выявляются некоторые концептуальные ограничения. Отмечается, что прекращение исследований в данной области, имевшее политически ангажированный характер, негативно повлияло на развитие отечественной психологии.
Поиск:Источник
5. Статья из журнала
Рыбников, Н. А. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент АПН РСФСР; 1890-1961).
Тематика советской психологии в условиях Великой Отечественной войны / Н. А. Рыбников
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 96-103. - ISSN 0042-8841.
Авторы:Рыбников, Н. А.
Ключевые слова:советская психология, Великая отечественная война, советские психологи, военная психология, научные исследования, сознание, мышление, эмоции, память, движение, ощущения
Рубрики:Психология
История психологии
Аннотация:О направлениях научных исследований советских психологов в годы Великой Отечественной войны.
Поиск:Источник
6. Статья из журнала
Емельянова, Т. П. (доктор психологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник).
Спектр представлений о победе в Великой Отечественной войне у четырех поколений россиян / Т. П. Емельянова, А. В. Мишарина
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 108-119. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 119 (7 назв.).
Авторы:Емельянова, Т. П., Мишарина, А. В.
Ключевые слова:коллективная память, Великая Отечественная война, память о войне, память о победе, типы респондентов, поколения россиян, психологические исследования, скептики, гуманисты, сталинисты, соглашатели, государственники
Рубрики:Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация:Представлены результаты исследования представлений коллективной памяти о победе в Великой Отечественной войне на выборке из 300 человек. С помощью кластерного анализа пятибальных оценок блока утверждений выявлены пять типов респондентов с различными представлениями о победе в войне и ее событиях: "гуманист", "сталинист", "соглашатель", "государственник" и "скептик". Обнаружены общие элементы представлений коллективной памяти и спорные темы, разделяющие респондентов по различным типам.
Поиск:Источник
7. Статья из журнала
Воскресенская, Н. Г. (кандидат психологических наук; старший преподаватель; 01).
Социально-психологическая характеристика любителей определенных киножанров / Н. Г. Воскресенская
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 78-87. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 87 (16 назв.).
Авторы:Воскресенская, Н. Г.
Ключевые слова:жизненные сценарии, кинофильмы, выбор киножанров, эмоциональное воздействие, когнитивное воздействие, поведенческое воздействие, самооценка, уровень субъективного контроля, молодежная аудитория, молодежь, киножанры
Рубрики:Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация:Исследуются психологические индикаторы, раскрывающие специфику выборов молодежной аудиторией киножанров, проясняется значение кинофильмов в формировании моделей для подражания и обосновании правильности собственных жизненных сценариев. Выделены шесть разновидностей кинофильмов, оказывающих различное эмоциональное, когнитивное и поведенческое воздействие на зрителей, что и определяет их популярность. Также выявлено, что если студенты обладают выраженной экстернальностью, то на выбор ими кинофильмов влияют эмоциональные переживания. Напротив, студенты с интернальным контролем подкрепления выбирают киножанры, помогающие утвердиться в том, что их собственная жизненная позиция верна.
Поиск:Источник
8. Статья из журнала
С. Л. Рубинштейн о работе отечественных психологов по военной тематике в годы Великой Отечественной войны / С. Л. Рубинштейн
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 106-108. - ISSN 0042-8841.
Ключевые слова:советская психология, Великая отечественная война, советские психологи, военная тематика, научные исследования
Рубрики:Психология
История психологии
Аннотация:Публикуемый текст представляет собой завершающую часть статьи С. Л. Рубинштейна "Пути и достижения советской психологии (О сознании и деятельности человека"), опубликованной в журнале "Вестник Академии наук СССР", 1945, №4, С. 67-84.
Поиск:Источник
9. Статья из журнала
Фаликман, М. В.
Рецензия на сборник / М. В. Фаликман
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 163-165. - ISSN 0042-8841. - Рец. на кн.: Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика / сост. А. А. Кибрик, А. Д. Кошелев. - Москва : Языки славянской культуры, 2015. - 848 с.
Авторы:Фаликман, М. В.
Ключевые слова:рецензии, сборники, язык, мысль, лингвистика, когнитивная лингвистика
Рубрики:Психология
Общая психология
Поиск:Источник
10. Статья из журнала
Кудрявцев, В. Т.
Рецензия на книгу / В. Т. Кудрявцев
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 165-166. - ISSN 0042-8841. - Рец. на кн.: Богоявленская Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. В. Богоявленская. - Москва : АНО "ЦНПРО", 2013. - 208с.
Авторы:Кудрявцев, В. Т.
Ключевые слова:одаренность, психология одаренности, творческая одаренность, рецензии
Рубрики:Психология
Психология личности
Поиск:Источник
11. Статья из журнала
Асмолов, А. Г.
Рецензия на книгу / А. Г. Асмолов, М. С. Гусельцева
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 161-163. - ISSN 0042-8841. - Рец. на кн.: Донцов А. И. Феномен зависти: Homo invidens? - Москва : Эксмо, 2014. - 512 с. - Библиогр.: с. 163 (6 назв.).
Авторы:Асмолов, А. Г., Гусельцева, М. С.
Ключевые слова:зависть человека, зависть, психология зависти, феномен зависти, рецензии
Рубрики:Психология
Психология личности
Поиск:Источник
12. Статья из журнала
Юревич, А. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАН; заместитель директора).
Психологическое состояние современного российского общества: новые оценки / А. В. Юревич
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 32-45. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 44-45 (38 назв.).
Авторы:Юревич, А. В.
Ключевые слова:российское общество, современное российское общество, психологическое состояние, агрессивность, безопасность, доверие, менталитет, стрессоустойчивость
Рубрики:Психология
Социальная психология
Аннотация:По мнению автора, внешнеполитические события последнего времени не умаляют значимости внутренних проблем современной России, в том числе ее психологического состояния. Приводятся результаты различных исследований, а также собственного исследования автора, демонстрирующие негативный характер этого состояния. Отмечается его "кентаврообразность" - внутренняя противоречивость современного российского менталитета, находящая выражение в сосуществовании противоборствующих его видов. Делается вывод о том, что развитие российского общества требует не только социально-экономического, но и социально-психологического обеспечения.
Поиск:Источник
13. Статья из журнала
Алюшин, М. В. (кандидат технических наук; старший научный сотрудник; доцент; заместитель заведующего кафедрой).
Профессиональный отбор персонала по психологическим качествам на основе методов, разработанных в рамках теории принятия решений / М. В. Алюшин, Л. В. Колобашкина, А. В. Хазов
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 88-94. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 94 (14 назв.).
Авторы:Алюшин, М. В., Колобашкина, Л. В., Хазов, А. В.
Ключевые слова:профессиональный отбор, психологическое тестирование, функциональное тестирование, дистанционные неконтактные технологии, управление человеческим фактором, теории принятия решений, многокритериальныйй отбор
Рубрики:Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация:Предложен подход к решению многокритериальной задачи профессионального отбора на основе методов теории принятия решений. Дан анализ персональных характеристик, получаемых при проведении психологического и функционального тестирования претендентов. Рассмотрены перспективы применения неконтактных и дистанционных технологий мониторинга текущего психоэмоционального состояния претендентов в процессе проведения тестирования для повышения объективности принимаемых кадровых решений. Рассмотрен практический пример применения автоматизированных средств принятия решений для выбора наиболее перспективных кандидатур и формирования кадрового резерва.
Поиск:Источник
14. Статья из журнала
Предисловие к статье Н. А. Рыбникова / материал подгот. М. А. Степанова
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 95-96. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 96 (8 назв.).
Ключевые слова:советская психология, Великая отечественная война, психологи
Рубрики:Психология
История психологии
Аннотация:О научной деятельности сотрудников Института психологии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и статье Н. А. Рыбникова "Тематика советской психологии в условиях Великой Отечественной войны".
Поиск:Источник
15. Статья из журнала
Солдатова, Г. У. (доктор психологических наук; профессор).
Модели передачи опыта между поколениями при освоении использования Интернета / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 56-66. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 66-67 (20 назв.).
Авторы:Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И.
Ключевые слова:поколения, родители, подростки, дети, цифровые устройства, Интернет, поколение x, поколение y, поколение z, цифровая компетентость, информационные технологии, формы передачи опыта
Рубрики:Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация:Анализ некоторых аспектов проявления цифрового разрыва между поколениями российских подростков и их родителей в отношении цифровой компетентности и способов освоения Интернета, а также особенностей различных культурных форм передачи опыта и взаимодействие между поколениями в сфере использования информационных технологий. Дана часть результатов российского исследования цифровой компетентности подростков и их родителей, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Обсуждается психология цифрового разрыва между поколениями. Представлены модели передачи опыта: префигуративная (от детей родителям) и постфигуративная (от родителей детям).
Поиск:Источник
16. Статья из журнала
Малых, С. Б. (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией; академик-секретарь РАО).
Личностные черты и интеллект: взаимосвязи и их природа / С. Б. Малых
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 149-160. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 158-160 (85 назв.).
Авторы:Малых, С. Б., Тихомирова, Т. Н.
Ключевые слова:личностные черты, флюидный интеллект, кристаллизованный интеллект, Большая Пятерка, пятифакторная модель личности, модели личности, самооценка интеллекта, средовые факторы, генетические факторы
Рубрики:Психология
Психология личности
Аннотация:Представлен обзор зарубежных исследований взаимосвязей личностных черт и интеллекта. Приведены результаты работ, в том числе метааналитических, направленных как на выявление взаимосвязей между личностными чертами "Большой пятерки" и психометрическим интеллектом, так и на разработку механизмов этих взаимосвязей.
Поиск:Источник
17. Статья из журнала
Львова, Е. Н. (научный сотрудник).
Личностная тревожность и выбор стратегий совладания / Е. Н. Львова, О. В. Митина, Е. И. Шлягина
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 45-56. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 55-56 (28 назв.).
Авторы:Львова, Е. Н., Митина, О. В., Шлягина, Е. И.
Ключевые слова:совладающее поведение, стратегии совладания, копинг, личностная тревожность, уровень субъектиного контроля, ресурсы совладающего поведения, смысложизненные ориентации, толерантность, структурное моделирование, неопределенность, структурные модели, медиаторный анализ
Рубрики:Психология
Психология личности
Аннотация:Рассматриваются возможные каузальные связи между личностными характеристиками и выбираемыми субъектом стратегиями совладания. Центральной характеристикой выступает личностная тревожность, рассматриваемая последовательно как предиктор и как медиатор, который запускает или опосредствует механизм выбора стратегий совладания соответственно. Описываются результаты медиаторного анализа, указывающие на наличие значимых детерминационных связей и существование сложных систем предикторов и медиаторов при выборе стратегий совладания. Предлагаются структурные модели, в которых обращается внимание на то, что личностная тревожность принимает участие в детерминации разных по своему характеру стратегий совладания. Обсуждается влияние места личностной тревожности в иерархической последовательности предикторов и медиаторов на выбор субъектом различных стратегий совладания.
Поиск:Источник
18. Статья из журнала
Тюменева, Ю. А. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
Источники ошибок при выполнении "обыденных" математических заданий / Ю. А. Тюменева
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 21-31. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 31 (20 назв.).
Авторы:Тюменева, Ю. А.
Ключевые слова:обыденные математические задачи, математические задачи, школьники, старшеклассники, школьные математические задания, ошибки
Рубрики:Психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация:Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для школьников, как показывают результаты исследования PISA. В результате качественного анализа ошибок учащихся VIII-X классов показано что часть трудностей была связана с требованием моделирования - специфическими для этих заданий. Подавляющая часть ошибок была следствием дефицита более общего характера: неумением работать с чертежами и рисунками, а также несформированной установкой на проверку и проблематизацию собственных рассуждений.
Поиск:Источник
19. Статья из журнала
Даниленко, О. И. (доктор культурологии; профессор).
Влияние ситуации на проявление уровней морального сознания в поведении студентов / О. И. Даниленко
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 3-12. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 12 (8 назв.).
Авторы:Даниленко, О. И.
Ключевые слова:нормативное поведение, нормы поведения, уровни морального сознания, мотивация поведения, моральное сознание, поведение студентов
Рубрики:Психология
Отраслевая психология
Аннотация:Представлены результаты эмпирического исследования влияния психологической оценки ситуации на частоту и мотивацию соблюдения студентами просоциальных норм поведения. Определялась частота проявления уровней морального сознания в ответах студентов о причинах нормативного поведения в трех гипотетических ситуациях: влияние соблюдения/несоблюдения нормы на благополучие партнера; наличие внешнего контроля; возможность санкций за невыполнение нормы. Выявлено, что чаще всего в мотивации нормативного поведения студентов проявляется уровень автономной морали, реже - доморальный уровень. В ситуациях, где от соблюдения нормы зависит благополучие партнера, чаще проявляется мотивация уровня автономной морали и чаще соблюдаются традиционные нормы поведения. В ситуациях, где существует внешний контроль и возможность санкций, чаще проявляется мотивация уровня конвенциональной морали и относительно реже соблюдаются нормы поведения.
Поиск:Источник
20. Статья из журнала
Никишина, В. Б. (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой; декан).
Апробация методики событийной реконструкции временной перспективы личности / В. Б. Никишина, Е. А. Петраш, А. А. Кузнецова
// Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 140-148. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 148 (8 назв).
Авторы:Никишина, В. Б., Петраш, Е. А., Кузнецова, А. А.
Ключевые слова:временная перспектива личности, личность, событийное пространство, событийная реконструкция, травматические события, психодиагностика, психотерапия
Рубрики:Психология
Психология личности
Аннотация:Целью исследовательской работы являлись методики событийной реконструкции временной перспективы личности, выявление ее психометрических показателей и психодиагностических возможностей. Методика обладает диагностическим и психотерапевтическим потенциалом. Диагностический ресурс методики реализуется через количественные и качественные показатели временной перспективы личности. Психотерапевтический ресурс метода связан с реконструкцией событийного пространства временной перспективы личности через снижение уровня эмоциональной напряженности при переживании травмирующего события, с трансформацией системы взаимосвязей и построением субъективно-ценностной иерархии личности. Установлена надежность и внутренняя согласованность методики.
Поиск:Источник
12