| Найдено документов - 14 | Статьи из номера журнала: Вопросы психологии : научный журнал. № 6 / учредитель: Российская Академия образования; издатель: ООО "Вопросы психологии". - Москва, 2023. - 6 выпусков в год. - ISSN 0042-8841. - Текст : элект... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
| Указатель статей, опубликованных в журнале "Вопросы психологии" в 2023 г. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 142-144. - ISSN 0042-8841. | |
| Ключевые слова: | содержание журналов, указатели содержания, указатели содержания журналов, указатели статей |
| Рубрики: | Психология Общая психология Литература универсального содержания Библиографические пособия |
| Аннотация: | Список статей, опубликованных в журнале в 2023 году. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
2. Статья из журнала
| Тест на быстрое автоматизированное называние: связь с чтением и нормативные данные для русскоязычных школьников / В. Н. Староверова, А. А. Лопухина, Н. С. Здорова, О. В. Драгой. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 24-33. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 31-32 (24 назв.). - References in Russian: с. 32-33 (6 names). - a-табл. | |
| Авторы: | Староверова, В. Н., Лопухина, А. А., Здорова, Н. С., Драгой, О. В. |
| Ключевые слова: | БАНт, автоматизированные тесты, быстрое называние, младшие школьники, навыки чтения, называние цветов, называние цифр, тесты, чтение |
| Рубрики: | Психология Детская психология |
| Аннотация: | Тест на быстрое автоматизированное называние (БАНт) широко используется в исследовательской практике для многих европейских языков. Он задействует такие процессы, как фонологическая и орфографическая обработка, распознавание символов и артикуляция. Поскольку эти процессы вовлечены в том числе в чтение, результаты БАНт коррелируют с навыками чтения в школьном возрасте и предсказывают успешность овладения чтением у дошкольников. Несмотря на широкое применение БАНт среди носителей разных языков, до сих пор не была исследована связь между разными вариантами БАНт и чтением на русском языке, а также не были представлены нормативные данные выполнения БАНт русскоязычными детьми. С помощью Стандартизированной методики исследования навыков чтения 290 школьников с I по IV классы были разделены на типично читающих и на имеющих нарушения чтения. Участники выполняли задание на быстрое автоматизированное называние цифр, в котором им нужно было без остановок как можно быстрее назвать вслух последовательность цифр. Большинство участников также выполнили задание на быстрое автоматизированное называние цветов. В ходе анализа, во-первых, было обнаружено, что дети с нарушениями чтения справляются с обоими заданиями значительно хуже типично читающих детей, при этом скорость называния цифр и цветов в обеих группах зависит от года обучения. У типично читающих детей наибольший прогресс в обоих заданиях БАНт происходит между I и II классами. Во-вторых, стало видно, что чем лучше у школьника результат в БАНт, тем быстрее он читает вслух. Таким образом, была подтверждена связь между БАНт и чтением у школьников на русском языке и представлены нормативные данные скорости называния цифр и цветов в I-IV классах. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
3. Статья из журнала
| Специфические и неспецифические когнитивные ресурсы в рабочей памяти / Б. Б. Величковский, И. М. Чистяков, А. В. Бармин [и др.]. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 96-108. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 106-108 (45 назв.). - a-граф. | |
| Авторы: | Величковский, Б. Б., Чистяков, И. М., Бармин, А. В., Прутько, Г. В., Майорникова, А. И. |
| Ключевые слова: | вербальная рабочая память, доменно-специфические ресурсы, зрительно-пространственная рабочая память, когнитивная нагрузка, когнитивные ресурсы, общие ресурсы, рабочая память |
| Рубрики: | Психология Психические процессы и состояния |
| Аннотация: | Считается, что функционирование рабочей памяти зависит от когнитивных ресурсов. Авторы проверили, являются ли они общими или домен-специфичными. Для этого исследовали качество выполнения двух вербальных и двух зрительно-пространственных задач на "сложный" объем рабочей памяти. Эти задачи предлагались либо в отсутствие дополнительной нагрузки, либо при дополнительной вербальной или зрительно-пространственной нагрузке. Основная идея исследования состояла в том, чтобы проверить, в какой мере компоненты рабочей памяти зависят от использования модально-специфичных ресурсов: вербальная - от вербальных, а зрительная - от зрительно-пространственных. Статистически такая "специализация" ресурсов рабочей памяти будет проявляться в наличии взаимодействия экспериментальных факторов модальности задачи и модальности дополнительной нагрузки. Отсутствие такого взаимодействия может говорить об использовании в модально-специфичных компонентах рабочей памяти общих, доменно-неспецифических ресурсов. Было обнаружено, что зрительно-пространственная рабочая память одинаково чувствительна к конгруэнтной и неконгруэнтной нагрузкам, в то время как вербальная сильнее реагировала на введение конгруэнтной (вербальной) нагрузки. Взаимодействие факторов модальности основной задачи и модальности нагрузочной задачи наблюдалось только тогда, когда от испытуемых требовалось единовременно удерживать в памяти больше трех элементов. Таким образом, зрительно-пространственная рабочая память требует выделения общих когнитивных ресурсов, а вербальная - включения еще и доменно-специфических. Также изучалось распределение ресурсов между функциями хранения и переработки информации в вербальной рабочей памяти. Дополнительная нагрузка оказывала на эффективность выполнения вторичной задачи влияние, отличающееся от ее влияния на эффективность выполнения первичной. Модальность нагрузочной задачи не взаимодействовала с модальностью вторичной задачи. Сделан вывод, что хранение и переработка информации являются принципиально разными функциями рабочей памяти. Переработка при этом зависит исключительно от общих ресурсов, в то время как особенности хранения информации зависят от модальности задачи. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
4. Статья из журнала
| Авдеева, И. Н. (кандидат психологических наук; доцент; директор; Севастопольский государственный университет. Гуманитарно-педагогический институт). Связь творческих способностей и эмоционального благополучия студентов вуза во время онлайн-обучения / И. Н. Авдеева, Т. А. Кокодей, Н. В. Лямина. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 34-42. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 41-42 (17 назв.). - a-табл. | |
| Авторы: | Авдеева, И. Н., Кокодей, Т. А., Лямина, Н. В. |
| Ключевые слова: | высшее образование, дистанционное обучение, онлайн-обучение, студенты, творческие способности, тесты, цифровая образовательная среда, эмоциональное благополучие |
| Рубрики: | Психология Психология личности |
| Аннотация: | В современных условиях нарастающей военно-политической напряженности возникает проблема как для национальной системы образования в целом, так и для отдельных региональных систем образования, связанная со стабилизацией эмоционального состояния студентов вузов в случае вынужденного полного перехода на дистанционное онлайн-обучение. Повышение вероятности ограничительных изменений в организации образовательного процесса обусловливает актуальность разработки и реализации специальных мер по профилактике личностных последствий смены формата обучения. Среди них можно отметить когнитивные дефициты, коммуникативные и эмоциональные проблемы. В стать проанализирована связь творческих способностей и эмоционального благополучия студентов при их дистанционном обучении в цифровой образовательной среде, используя эмпирические данные региональной системы высшего образования Севастополя. В результате проведенного исследования было установлено прямое значимое воздействие уровня развития творческих способностей студентов на их эмоциональное благополучие в период дистанционного онлайн-обучения. Студенты с более развитыми творческими способностями проявляют большую стабильность психоэмоционального состояния в периоды социальных ограничений: они менее подвержены стрессу, менее склонны к депрессии и тревожности. Существенным сопутствующим результатом проведенного исследования стало выявление стратегий снижения стресса. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
5. Статья из журнала
| Нехорошева, И. В. (кандидат психологических наук; старший преподаватель; Государственный университет просвещения. Факультет психологии). Психология нравственности как развивающееся научное направление / И. В. Нехорошева. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 55-66. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 64-65 (37 назв.). - References in Russian: с. 65-66 (37 names). - a-граф. | |
| Авторы: | Нехорошева, И. В. |
| Ключевые слова: | базы данных, динамика публикаций, духовность, методики психодиагностики, мораль, нравственность, психология нравственности, публикационная активность |
| Рубрики: | Психология Психология личности |
| Аннотация: | Анализируется база из 13, 2 тыс. диссертаций по психологии, база статей в Научной электронной библиотеке, в том числе отдельно 24, 5 тыс. статей в 26 психологических журналах из перечня ВАК. Показана динамика за последние 35 лет, с 1987 по 2022 г., абсолютного и относительного количества диссертационных работ и научных статей по психологии нравственности. Анализ двух различных баз данных дал одинаковые результаты: выделены два периода роста доли морально-нравственной тематики в общем числе психологических работ. Первый период - всплеск в начале 1990-х гг., обусловленный обеспокоенностью психологов разрушением общественной системы нравственных норм. Второй период - плавный рост с 1997 г. по настоящее время, обусловленный постепенным оформлением и усилением научного и общественного запроса на укрепление нравственных устоев общества. Кроме того, в психолого-педагогической области выявлен шестикратный рост числа статей с префиксом "нравствен" в названии с 2017 по 2019 г., с сохранением уровня 2019 г. по настоящее время. Процесс становления нового научного направления подтверждается подготовкой 372 диссертаций, более 60 методик психодиагностики, нескольких тысяч статей, а также более 72 монографий, сборников и пособий по темам морали и нравственности. Обозначена роль Института психологии РАН в развитии психологии нравственности и в признании за ней статуса перспективного и самостоятельного научного направления. Приведены цифры количества цитирований статей и сборников работ сотрудников ИП РАН по направлению "психология нравственности", подтверждающие востребованность этих работ в научном сообществе. Представлены учебные курсы по психологии нравственности, разработанные психологами для системы высшего образования. Отмечается, что чтение подобных курсов становится актуальной и своевременной тенденцией развития высшего образования, а также способствует развитию всего направления. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
6. Статья из журнала
| Полева, Н. С. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований; Российский государственный гуманитарный университет; Московский институт психоанализа). Психологические характеристики поколений современной молодежи в изменяющемся мире / Н. С. Полева. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 13-23. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 23 (18 назв.). - References in Russian: с. 23 (4 names). | |
| Авторы: | Полева, Н. С. |
| Ключевые слова: | Интернет, картина мира, молодежь, молодые поколения, образ жизни, откладывание взросления, поколение Y, поколение Х, поколенческие ценности, система ценностей, цифровые технологии |
| Рубрики: | Психология Социальная психология |
| Аннотация: | В статье представлен анализ поведенческих особенностей молодежи, освещено формирование новых и трансформация существующих форм повседневной активности, что позволило получить представление о поколенческих ценностях и картине мира поколений Y и Z. Автором акцентируется внимание на основных видах активности поколений Y и Z, которые направлены на поддержание здоровья, эмоционального состояния и психологического благополучия. Они проявляются в снижении молодыми людьми потребления алкоголя и табачной продукции, в распространении повседневных практик заботы о своем физическом и психическом здоровье, а также в "откладывании взросления". Раскрывается связь между возникновением новых форм поведения и развитием интернета, а также цифровых технологий. Исследование позволило описать картину мира молодежи и ее систему ценностей, в том числе ценности собственной жизни, здоровья и здорового образа жизни, что соответствует основным видам активности этой возрастной группы. Наиболее значимыми факторами самоидентификации молодых поколений являются семья, друзья, работа, хобби и музыка. Эти факторы гармонируют с важными для молодежи ценностями саморазвития и творчества. Представленные в статье материалы показывают значимость новых установок, направленных на определение баланса между работой и личной жизнью, а также на возрастание роли семьи, друзей и межличностного общения в психологическом благополучии современной молодежи. В работе обращается внимание на то, что для новых возрастных когорт характерно переключение внимания с внешних эталонов идеала совершенства, которые транслируются социальными сетями, на свое внутреннее состояние и собственные потребности. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
7. Статья из журнала
| Воскресенская, Н. Г. (кандидат психологических наук; доцент; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Институт международных отношений и мировой истории). Привлекательность компьютерных игр с точки зрения модели базовых человеческих ценностей С. Шварца / Н. Г. Воскресенская, А. Н. Фортунатов. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 78-88. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 86-87 (25 назв.). - References in Russian: с. 87-88 (15 names). - a-табл. | |
| Авторы: | Воскресенская, Н. Г., Фортунатов, А. Н. |
| Ключевые слова: | базовые человеческие ценности, игровые предпочтения, компьютерные игры, контент-анализ, личностные причины привлекательности, мотивационные типы личности, студенты, фокус-группы, ценностные индикаторы, ценностные ориентации, человеческие ценности |
| Рубрики: | Психология Психология личности |
| Аннотация: | Представлены результаты исследования роли ценностных ориентаций студентов в их игровых предпочтениях. Было выдвинуто предположение, что в обосновании студентами своих игровых выборов проявятся специфические ценностные ориентации. В процессе исследования было проведено восемь фокус-групп с предъявлением в качестве стимульного материала иллюстраций разных вариантов компьютерных игр. В обсуждении приняли участие студенты вторых курсов, играющие в компьютерные игры (59 девушек и 25 юношей). Выявлено, что при обосновании игровых предпочтений проявляются ценностные позиции студентов, при этом сюжетные игры позволяют удовлетворять потребности, относящиеся к разным ценностным мотивационным блокам. В этом проявляется особая роль сюжетных игр. Они не только помогают корректировать эмоциональные состояния; игры позволяют проигрывать ценностные сценарии, трудно реализуемые в жизни, а также создают предпосылки для формирования определенной установки на свое будущее. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
8. Статья из журнала
| Кисляков, П. А. (доктор психологических наук; доцент; профессор; Российский государственный социальный университет). Пилотажная оценка русскоязычной версии Опросника чувства безопасности на выборке студентов социономического профиля / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 122-134. - ISSN 0042-8841. - Прил. - Библиогр.: с. 132-133 (30 назв.). - References in Russian: с. 133-134 (14 names). - a-табл. | |
| Авторы: | Кисляков, П. А., Шмелева, Е. А. |
| Ключевые слова: | межличностная безопасность, опросники, психологическая безопасность, русскоязычные версии опросников, социономический профиль, студенты, уверенность в контроле, чувство безопасности |
| Рубрики: | Психология Психология личности |
| Аннотация: | Представлен обзор российских и зарубежных методик исследования и диагностики психологической безопасности личности и среды (образовательной, профессиональной). В психологической науке и практике востребованы надежные методики оценки психологической безопасности с целью выявления ее уровня и степени влияния на развитие других личностных и поведенческих характеристик. Целью работы была пилотажная оценка психометрических свойств русскоязычной версии Опросника чувства безопасности (Security Questionnaire - SQ), разработанного китайскими исследователями Ч. Конгом и Л. Ан и получившего широкое распространение в области клинической психологии при изучении различных аспектов психического здоровья, связанных с психологической безопасностью. Опросник состоит из 16 пунктов и включает две шкалы: межличностная безопасность и уверенность в контроле. Исследование проведено на выборке 98 студентов социономического профиля (педагогического, психологического, медицинского) в возрасте от 19 до 26 лет. Предварительные психометрические характеристики русскоязычной версии опросника SQ подтвердили его двухфакторную структуру, надежность, согласованность и валидность. Выявлено, что психологическая безопасность студентов социономического профиля, измеренная с помощью SQ, в целом и отдельно по шкалам межличностная безопасность и уверенность в контроле находится на уровне выше среднего. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
9. Статья из журнала
| Назаров, А. И. (кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник; заведующий лабораторией; Государственный университет "Дубна". Лаборатория экспериментальной психологии (Дубна. Московская область)). О микроструктуре и микродинамике навыка чтения / А. И. Назаров. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 109-121. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 120-121 (21 назв.). - References in Russian: с. 121 (12 names). - a-граф. | |
| Авторы: | Назаров, А. И. |
| Ключевые слова: | динамический профиль чтения, длина слова, микродинамика чтения, микроструктура чтения, навыки чтения, пословное чтение, семантизация, смысловая иерархия, чтение |
| Рубрики: | Психология Психология чтения и психология библиотечной работы |
| Аннотация: | Несмотря на наличие обширной и разноплановой литературы о навыке чтения, охватывающей его психологические, педагогические, психолингвистические, социологические и культурологические аспекты, вопрос о микроструктуре и микродинамике сформированного навыка чтения остается не только открытым, но даже не поставленным для экспериментального исследования. В статье предложено восполнить этот пробел, используя базовую модель операционного состава процесса чтения и авторскую модификацию метода пословного чтения. Эта модификация позволяет строить динамические профили самого процесса чтения путем обработки данных, получаемых при регистрации времени прочтения каждого из текстообразующих слов. В отличие от традиционного варианта пословного чтения с заранее заданной продолжительностью экспозиции слова, в этом эксперименте испытуемые сами регулируют ее путем нажатия клавиши "Пробел". В результате автоматически регистрируется время прочтения каждого слова как функция от его порядкового номера в тексте. Сами слова и соответствующие им временные интервалы автоматически регистрируется в протоколе текстового формата. Этот протокол обрабатывается в графическом редакторе. В результате получается динамический профиль чтения. Испытуемые (студенты I-IV неязыковых курсов) пословно читают про себя два простых текста на английском и русском языках, а после прочтения каждого из них письменно отвечают на пять вопросов. В качестве показателей для оценки уровня владения навыком чтения служат: средняя величина временных интервалов; их связь с длиной слова, измеряемая коэффициентами линейной функции аппроксимации графика, описывающего рассеяние эмпирических данных; качество ответов на вопросы. Согласно полученным результатам первые два показателя в среднем самые высокие на I курсе и постепенно снижаются к IV. Качество ответов на вопросы низкое на всех курсах, за исключением результатов одного-двух студентов из 10 на каждом курсе. С помощью метода пословного чтения преподаватели разных языков могут иметь в своем распоряжении объективный материал для выработки стратегии формирования и контроля полноценного навыка чтения с учетом его текущего состояния у каждого ученика. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
10. Статья из журнала
| Модель психологического исследования креативности личности / С. Г. Погосян, Р. В. Агузумцян, Л. А. Петросян [и др.]. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 43-54. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 53-54 (39 назв.). - References in Russian: с. 54 (31 names). - a-граф. | |
| Авторы: | Погосян, С. Г., Агузумцян, Р. В., Петросян, Л. А., Хачатрян, А. Р., Казеян, Х. А. |
| Ключевые слова: | барьеры креативности, креативность, критерии креативности, личностные качества, мотивации, преподаватели вузов |
| Рубрики: | Психология Психология личности |
| Аннотация: | Креативность как психологическое системообразующее качество личности актуально и востребовано в современной образовательной системе как для студентов, так и для преподавателей. Авторы предлагают новую модель исследования и развития креативности. Эта модель учитывает уровень креативности, личностные качества, ее определяющие, способствующие ей факторы и барьеры, которые мешают ее проявлению, другие личностные качества, а также мотивацию. Целью проведенного исследования было выявить критерии модели креативности у преподавателей, которые имеют руководящую должность, для создания программы их переподготовки. Проявление креативности преподавателей обусловлено их личностными качествами и уникальным соотношением барьеров, мешающих ее проявлению, а также факторов, ему способствующих. Креативность может проявляться (быть "активной") и не проявляться (существовать в латентной форме). Авторы выдвигают гипотезу, что "активной" она становится благодаря преодолению таких барьеров, как страх ошибиться, шаблонное мышление, цейтнот, а также благодаря смелости и предприимчивости. Исследование проводилось среди преподавателей трех вузов Армении, которые являются кандидатами и докторами наук, доцентами, профессорами, а также среди управленцев государственной службы. У преподавателей уровень креативности оказался выше среднего: они умеют предлагать многочисленные разнообразные идеи, среди которых есть и нестандартные, оригинальные. Педагоги любознательны, смелы, склонны решать сложные задачи, но недооценивают свою креативность. Из барьеров, мешающих ее проявлению, они выделили страх ошибиться, нежелание искать дополнительные варианты решения различных задач, цейтнот, однотипное мышление, склонность уступать мнению большинства. Способствующими проявлению креативности факторами преподаватели считают стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. У преподавателей личностные качества, определяющие креативность, не связаны с пониманием ее критериев, что приводит к невозможности обеспечить адекватную оценку собственной креативности, а это приводит к тому, что она не проявляется. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
11. Статья из журнала
| Марцинковская, Т. Д. (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований. Лаборатория психологии подростка; Российский государственный гуманитарный университет; Московский институт психоанализа). Личность в изменяющемся цифровом мире: новая феноменология и закономерности / Т. Д. Марцинковская. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 3-12. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 11-12 (33 назв.). - References in Russian: с. 12 (21 names). | |
| Авторы: | Марцинковская, Т. Д. |
| Ключевые слова: | BANI-мир, VUCA-мир, возможности человека, информационная социализация, личностная самореализация, личностный рост, новая нормальность, размывание границ между мирами, реальные миры, сетевая самопрезентация, социализация, стратегии совладания, цифровая идентичность, цифровая повседневность, цифровое общество, цифровые миры, эмоциональное благополучие |
| Рубрики: | Психология Психология личности |
| Аннотация: | Статья посвящена анализу возможностей человека в плане профессиональной и личностной самореализации в постоянно меняющемся мире. Особое внимание уделяется описанию новой феноменологии. Раскрывается содержание новых понятий VUCA- и BANI-миров. Характеристиками VUCA-мира являются изменчивость, неопределенность и сложность, а к этим характеристикам в BANI-мире добавляются еще хрупкость, непостижимость и беспокойство. Показывается, что с позиции психологии личности, тревога и прекарность, связанные с необходимостью социализироваться и самоактуализироваться в этих мирах, требуют не только способности разделять и гармонизировать различные виды деятельности и общения в смешанном пространстве, но и нового уровня осмысленности жизни, а также толерантности к неопределенности. Раскрываются новые тенденции в конструировании цифровой идентичности, выражающиеся в снижении уровня погруженности в интернет и закрытии личных профилей. Работа, учеба, отдых в смешанной реальности становятся неотъемлемой частью новой цифровой повседневности. Важной характеристикой изменчивого цифрового мира является понятие "новая нормальность", которое постулирует необходимость изменить границы нормативных реакций на ситуацию изменений. Демонстрируется новая феноменология запросов посетителей сайтов знакомств. Раскрываются личностные характеристики и информационные предпочтения пользователей основных сайтов, мессенджеров и видео-хостингов. Важность поддержания эмоционального благополучия и удовлетворенности жизнью связывается как со способностью применять адекватные копинг-стратегии, прежде всего проактивные, так и с умением прогнозировать результаты своей деятельности. Возрастание роли информации приводит не только к изменению иерархии стилей информационной идентичности, но и к усилению их влияния на удовлетворенность жизнью. Раскрываются позитивные и негативные аспекты влияния феномена известности, сериалов и кинофильмов на содержание личностной и социокультурной идентичности. Акцентируется внимание на усилении роли суеверий и мистики, снижающих негативное влияние неопределенности на психологическое состояние людей. Обращение к таким суевериям и мистике психологически выступает в качестве стратегии совладания. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к индивидуальным траекториям личностного развития в современном изменяющемся и неопределенном цифровом мире. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
12. Статья из журнала
| Б. Д. Эльконин : [некролог]. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 135-136. - ISSN 0042-8841. | |
| Ключевые слова: | биографии, детская психология, некрологи, психологи, развивающее обучение |
| Рубрики: | Психология Общая психология |
| Аннотация: | 14 ноября 2023 г. ушел из жизни Борис Даниилович Эльконин - доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии младшего школьника Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (Психологического института РАО), президент Международной ассоциации развивающего обучения, ректор Открытого института "Развивающее образование", главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, главный эксперт Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", главный редактор журнала "Культурно-историческая психология", автор многочисленных публикаций по педагогической, возрастной, детской психологии, психологии теории и практики образования, психологии развития и творческого мышления. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
13. Статья из журнала
| Ильин, В. А. (доктор психологических наук; профессор; Российский государственный социальный университет). Анализ результатов Стэнфордского тюремного эксперимента с точки зрения теории психосоциального развития / В. А. Ильин, Е. В. Звонова. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 67-77. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 75-76 (31 назв.). - References in Russian: с. 76-77 (13 names). - a-табл. | |
| Авторы: | Ильин, В. А., Звонова, Е. В. |
| Ключевые слова: | агрессивное поведение, выборка испытуемых, групповая закрытость, закрытые группы, копинг-стратегии, личностные характеристики, психологические исследования, психосоциальная идентичность, психосоциальное развитие, социальная депривация, условия эксперимента, характеристики групп |
| Рубрики: | Психология Социальная психология |
| Аннотация: | Стэнфордский тюремный эксперимент признается учеными одним из самых известных психологических исследований в современном мире и вызывает как пристальное внимание, так и яростную пристрастную критику. В содержании критики и обсуждениях результатов Стэнфордского тюремного эксперимента ясно прослеживается тенденция фокусировать внимание или на психологических, личностных характеристиках участников, или на условиях исследования, которые были созданы искусственно. По мнению авторов статьи, в данных работах недостаточно внимания уделяется социально-психологическим качествам, которые формируются в процессе развития и социализации человека, а также во время преодоления им кризисов базисных стадий эпигенетического цикла. Они поставили целью сфокусировать внимание на характеристиках участников исследования, приведенных в отчетах Стэнфордского тюремного эксперимента, и указать на диссонанс, который возникал у студентов, подписавших договор с исследователями, но попавших в реальные, отличающиеся от заявленных в договоре, условия импровизированной тюрьмы. Помимо этого, авторы считают необходимым более пристально рассмотреть характеристики групп: "заключенные" и "надзиратели", которые формировались в процессе исследования не только по критерию открытости/закрытости, но также по их активности/пассивности, поскольку эти характеристики оказывают влияние на поведение членов данных групп. Несомненно, современная социальная психология нуждается в своем экспериментальном развитии, в продолжение традиции сбора эмпирических данных не только в условиях постфактум, но и в специально моделируемых ситуациях, позволяющих измерять, контролировать и управлять внешними переменными. Теория психосоциального развития может выступить теоретическим конструктом, позволяющим анализировать различные аспекты личностных качеств человека как члена общества и определенной группы. Данный подход позволяет развивать традицию эмпирических исследований в области социальной психологии. Использование современного инструментария позволит значительно усовершенствовать процедуры отбора сотрудников для выполнения сложных морально проблемных профессиональных задач. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |
14. Статья из журнала
| Корчагин, В. В. (кандидат психологических наук; доцент; Финансовый университет при Правительстве РФ). Анализ пространственно-временных границ выбора в судьбоаналитическом учении Л. Зонди / В. В. Корчагин, Д. А. Еремина. - Текст : электронный // Вопросы психологии. - 2023. - № 6. - С. 89-95. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 94 (19 назв.). - References in Russian: с. 94-95 (18 names). | |
| Авторы: | Корчагин, В. В., Еремина, Д. А. |
| Ключевые слова: | архетипы, генетическая предрасположенность, личностный выбор, наследственные факторы, психология выбора, родовое бессознательное, самодетерминация личности, судьбоанализ, тропизмы |
| Рубрики: | Психология Психология личности |
| Аннотация: | В представленной статье получает новое осмысление концепция судьбоанализа, разработанная Л. Зонди, как метод, интегрирующий пространственно-временные измерения для оптимизации психического здоровья личности. Индивид рассматривается в качестве автора собственных жизненных выборов в любви (либидотропизм), смерти (танатотропизм), дружбе (социотропизм), профессии (оперотропизм) и болезни (морботропизм), ограничено включенных в психическую общность с родовым бессознательным. Субъект выбора осуществляет специфические действия по проектированию и построению своей судьбы, являясь фундаментальной психической системой, в рамках которой разворачивается процесс самодетерминации личности. Эти ключевые положения судьбоанализа иллюстрируются посредством теоретического разбора влияния тропизмов и родового бессознательного на личностный выбор в сложных жизненных обстоятельствах. В работе предлагается интегрированный подход к пониманию и разрешению психологических проблем, связанных с ситуациями выбора. Ставится акцент на необходимости комплексного учета генетической предрасположенности и культурно-исторического контекста субъекта поведения и деятельности при оказании квалифицированной психологической помощи. В статье подчеркивается, что способность к самостоятельному и осознанному выбору в рамках предопределенных генетических и культурных ограничений неразрывно связана с историей развития индивида и формированием его ценностно-смысловой сферы при конструировании своего жизненного пути. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://eivis.ru/browse/issue/13902302/udb/12 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ |