Выбор БД
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Кузнецов, В. М. (аспирант; Смоленский государственный университет спорта. Кафедра теории и методики спортивных игр).
Эффективность упражнений на смарт-велостанке в зимний период подготовки квалифицированных велоориентировщиков / В. М. Кузнецов, В. П. Губа. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 44. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 44 (2 назв.).
Авторы: Кузнецов, В. М., Губа, В. П.
Ключевые слова: исследования, спортивное ориентирование, велоориентирование, велоориентировщики, квалифицированные велоориентировщики, подготовка велоориентировщиков, зимний период подготовки велоориентировщиков, смарт-велостанки, упражнения на смарт-станке, учебно-тренировочный процесс, тренировочный процесс велоориентировщиков
Рубрики: Физическая культура и спорт
Другие виды спорта
Аннотация: Цель исследования - оценить эффективность упражнений на смарт-велостанке при подготовке в зимний период времени у квалифицированных велоориентировщиков. При организации тренировочного процесса на подготовительном этапе у квалифицированных велоориентировщиков целесообразно применять в зимний период времени смарт-велостанок.
2. Статья из журнала
bookCover
Функциональная стоимость основных средств легкой атлетики для подготовки девушек к выполнению нормативов комплекса ГТО VI ступени / Н. И. Синявский, А. В. Фурсов, В. В. Власов, В. В. Яхина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 55-56. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 56 (4 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Синявский, Н. И., Фурсов, А. В., Власов, В. В., Яхина, В. В.
Ключевые слова: ступени ГТО, нормативы ГТО, нормы ГТО, физкультурно-спортивные комплексы, средства легкой атлетики, легкая атлетика, скоростные способности девушек, девушки, уроки физической культуры, занятия физической культурой, ЧСС, частота сердечных сокращений, пульсовая стоимость, функциональная стоимость подводящих упражнений, подводящие упражнения, развитие скоростных способностей девушек, тестирование обучающихся, физическая подготовка обучающихся, исследования, сдача норм ГТО, выполнение норм ГТО
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика обучения
Аннотация: Цель исследования - определить функциональную стоимость по частоте сердечных сокращений (ЧСС) подводящих упражнений к выполнению испытаний скоростных способностей у девушек 16-17 лет по программе VI ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ВФСК ГТО), в соответствии с классификацией нагрузок по зонам интенсивности. В работе представлены результаты исследований функциональных показателей у обучающихся 10-11 классов при выполнении подводящих упражнений скоростного учебно-тренировочного модуля на уроках физической культуры в подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Методы исследования: лабораторное оборудование Garmin Vivosport и программа для анализа данных Garmin Express, показатели анализировались по всем испытуемым по ЧСС (уд/мин) ; максимальным значениям и среднему ЧСС (уд/мин). Проведенная работа позволяет более эффективно организовать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждой девушки, что способствует улучшению результатов в выполнении нормативов ВФСК ГТО. Рекомендуется также использовать полученные данные для коррекции самостоятельных тренировок и домашних заданий по предмету физическая культура девушек. Информация о частоте пульса играет решающую роль в процессе управления образовательным процессом, создавая оптимальные условия для подготовки девушек к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI ступени.
3. Статья из журнала
bookCover
Корнеева, Т. В. (кандидат педагогических наук; доцент; Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва (Ростов-на-Дону)).
Формирование ценностно-мотивационной сферы личности будущего тренера / Т. В. Корнеева, С. В. Горшкова, С. А. Чуб. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 23-25. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 25 (3 назв.). - 1 фот., 2 рис., 1 табл.
Авторы: Корнеева, Т. В., Горшкова, С. В., Чуб, С. А.
Ключевые слова: спортивные училища, училища олимпийского резерва, ростовские спортивные училища, подготовка кадров, подготовка тренерских кадров, тренерские кадры, будущие тренеры, учащиеся училищ, учащиеся спортивных училищ, ценностно-мотивационная сфера, личность будущего тренера, формирование ценностно-мотивационной сферы, тренерская деятельность, колледжи, студенты колледжей, ростовские студенты, ростовские колледжи, анкетирование студентов, мотивация студентов, опросы студентов, студенты училищ олимпийского резерва, спортсмены-студенты, студенты-спортсмены, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Среднее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - обосновать формирование ценностно-мотивационной сферы личности студента в процессе овладения тренерской деятельностью в училищах олимпийского резерва и выявить динамику профессиональных планов студентов Ростовского областного училища (колледжа) олимпийского резерва. Работа велась на базе Ростовского областного училища (колледжа) олимпийского резерва (РОУОР) с декабря 2023 г. по май 2024 г. В исследовании принимали участие студенты 2-4-го курсов колледжа РОУОР - 30 человек. Методы научного исследования: анализ литературных источников и нормативной документации, анкетирование. При управлении формированием профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности следует отметить необходимость организации профориентационной работы со спортсменами-студентами, что позволит обеспечить правильный выбор профессии и сформировать устойчивый профессиональный интерес.
4. Статья из журнала
bookCover
Чуркина, А. С. (старший преподаватель; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Факультет летних олимпийских видов спорта. Кафедра теории и методики гимнастики (Санкт-Петербург)).
Формирование навыка принятия форм динамической осанки в полетных элементах, выполняемых акробатами в чир спорте / А. С. Чуркина, С. А. Романченко, М. А. Рогожников. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 74-76. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 76 (7 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Чуркина, А. С., Романченко, С. А., Рогожников, М. А.
Ключевые слова: исследования, чирлидинг, занятия чирлидингом, чир спорт, чирлидеры, черлидинг, спортивная акробатика, подготовка чирлидеров, подготовка чирлидеров, технические элементы чирлидинга, акробаты-девушки, девушки-акробаты, динамическая осанка акробатов, полетные элементы, акробатические полетные элементы, педагогические эксперименты, СШОР, спортивные школы олимпийского резерва, санкт-петербургские спортивные школы, петербургские спортивные школы, воспитанницы спортивных школ, юные акробаты, санкт-петербургские юные акробаты, петербургские юные акробаты, учебно-тренировочный процесс, тренировочный процесс юных акробатов, техническая подготовленность юных акробатов, техническая подготовка юных акробатов, подготовка юных акробатов, акробатические упражнения, физическая подготовленность юных акробатов, физическая подготовка юных акробатов
Рубрики: Физическая культура и спорт
Гимнастика
Аннотация: Цель исследования - повысить качество выполнения принятия форм динамической осанки в полете у акробатов, специализирующихся в чир спорте, на этапе высшего спортивного мастерства. Для повышения качества навыка принятия форм динамической осанки в полетных элементах и обоснования эффективности применения специальных средств был проведен педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте приняли участие 20 акробатов амплуа верхнего, специализирующихся в чир спорте, на этапе высшего спортивного мастерства. При обработке статистических данных полученных результатов и сравнительного анализа между собой было выявлено, что разработанные специальные средства позволили улучшить техническое исполнение полетных элементов. Прирост показателей технической подготовленности у акробатов экспериментальной группы повысился на 22 %.
5. Статья из журнала
bookCover
Парахин, В. А. (кандидат педагогических наук; доцент; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики гимнастики (Москва)).
Факторы травматизма и способы реабилитации в сложнокоординационных видах спорта / В. А. Парахин. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 42-44. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 43-44 (7 назв.). - 1 фот., 2 рис.
Авторы: Парахин, В. А.
Ключевые слова: исследования, спортивный травматизм, травматизм спортсменов, сложнокоординационные виды спорта, опорно-двигательный аппарат, ОДА, заболевания опорно-двигательного аппарата, болезни опорно-двигательного аппарата, травмы опорно-двигательного аппарата, профилактика травм опорно-двигательного аппарата, учебно-тренировочный процесс, тренировочный процесс, повреждения опорно-двигательного аппарата, факторы спортивного травматизма, причины спортивного травматизма, спортивные травмы, травмы спортсменов, физическая реабилитация спортсменов, реабилитация спортсменов
Рубрики: Физическая культура и спорт
Медико-биологические основы физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - провести анализ причин возникновения травм у спортсменов во время тренировочного процесса. Изучены информационный научный и статистический контент, посвященный проблеме травматизма в спорте. Выявлено, что наиболее распространенными причинами физических травм спортсменов являются: технические ошибки, проявляющиеся при выполнении соскоков, приземлений, резких сгибаний и разгибаний, излишних скручиваний; психоэмоциональное состояние спортсмена (отсутствие желания тренироваться, плохое настроение, состояние расслабленности, пребывание в состоянии стресса, нервные срывы, депрессия) ; недовосстановление после предыдущего повреждения. Сегодня известны разнообразные методики восстановления спортсменов после перенесенных травм. Однако данная проблема активно изучается, продолжаются исследования и поиск оптимального комплексного лечения спортивных повреждений с целью сокращения времени реабилитации спортсменов в зависимости от индивидуализации полученных травм.
6. Статья из журнала
bookCover
Дремин, М. Д. (аспирант; Смоленский государственный университет спорта).
Типологическая характеристика высококвалифицированных фехтовальщиков / М. Д. Дремин. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 64. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 64 (2 назв.).
Авторы: Дремин, М. Д., Чернова, В. Н.
Ключевые слова: исследования, фехтовальщики, высококвалифицированные фехтовальщики, соматодиагностика, фехтование, соматические показатели фехтовальщиков, педагогические эксперименты, определение соматических типов, соматические типы, методика соматипирования Дорохова, Дорохова методика соматипирования, занятия фехтованием, соматипирование, спортивное фехтование
Рубрики: Физическая культура и спорт
Фехтование и рукопашный бой
Аннотация: Цель исследования - определить соматический тип высококвалифицированных фехтовальщиков. Результаты исследования можно рассматривать как модельные характеристики спортсменов высокой квалификации, занимающихся фехтованием, но при наличии отличительных особенностей у сильнейших спортсменов мира одновременно имеет место выраженная вариативность в строении тела.
7. Статья из журнала
bookCover
Шакаров, Т. А. (аспирант; Смоленский государственный университет спорта).
Теоретическое обоснование особенностей развития двигательных способностей и обучения технике игры в группах начальной подготовки юных хоккеистов / Т. А. Шакаров, В. П. Губа, А. В. Родин. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 25. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 25 (2 назв.).
Авторы: Шакаров, Т. А., Губа, В. П., Родин, А. В.
Ключевые слова: исследования, юные хоккеисты, хоккеисты, хоккей, двигательные способности юных хоккеистов, занятия хоккеем, техника хоккея, подготовка юных хоккеистов, начальная подготовка юных хоккеистов, обучение технике хоккея, начинающие хоккеисты, учебно-тренировочный процесс, тренировочный процесс юных хоккеистов
Рубрики: Физическая культура и спорт
Зимний спорт
Аннотация: Цель исследования - изучить особенности развития двигательных способностей и обучения технике игры в группах начальной подготовки юных хоккеистов. Теоретический анализ имеющейся информации позволил установить, что развитие двигательных способностей юных хоккеистов в группах начальной подготовки целесообразно осуществлять в контексте обучения основных технических приемов игры, что позволяет успешно решить вопросы интегрального воздействия применяемых тренировочных средств и добиться быстрого прогресса в основных компонентах, определяющих уровень спортивного мастерства.
8. Статья из журнала
bookCover
Антипов, Д. А. (аспирант; Государственный университет просвещения. Факультет физической культуры. Кафедра спортивных дисциплин (Мытищи)).
Содержание индивидуальных дополнительных занятий с детьми 5-6 лет по обучению технике владения мячом в футболе / Д. А. Антипов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 62-64. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 64 (5 назв.). - 1 фот., 2 рис.
Авторы: Антипов, Д. А.
Ключевые слова: исследования, педагогические эксперименты, начинающие футболисты, юные футболисты, футболисты, занятия футболом, техника футбола, техника владения мячом, владение мячом, футбол, индивидуальные дополнительные занятия, дополнительные занятия, московские футбольные академии, футбольные академии, московские юные футболисты, подготовка юных футболистов, подготовка футболистов, индивидуализация тренировочных занятий, тренировочные занятия юных футболистов, учебно-тренировочный процесс, тренировочный процесс юных футболистов, тренировки юных футболистов, индивидуальные тренировки юных футболистов, техническая подготовленность юных футболистов, показатели технической подготовленности, тестирование юных футболистов, спортивное репетиторство, тестирование технической подготовленности
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - выявить эффективность подводящих упражнений по технике в процессе индивидуальных дополнительных занятий с начинающими футболистами 5-6 лет. В течение 2023-2024 гг. был проведен формирующий педагогический эксперимент с детьми 5-6 лет, занимающимися футболом в академиях профессиональных клубов города Москвы. Из числа 32 начинающих футболистов были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ, n=16 чел. ) и контрольная (КГ, n=16 чел. ). Были разработаны комплексы подводящих упражнений, направленные на овладение структурой движений отдельных элементов и деталей сложнокоординационных технических приемов игры, связанных с владением мячом, - ведение и жонглирование. Сравнительный анализ результатов тестирования технической подготовленности начинающих футболистов 5-6 лет в процессе проведения формирующего педагогического эксперимента свидетельствует, что групповые тренировочные занятия при подготовке спортивного резерва в академиях профессиональных клубов не обеспечивают должного освоения структурными элементами и деталями техники владения мячом. Применение подводящих упражнений в процессе индивидуальных дополнительных занятий, проводимых с начинающими футболистами 5-6 лет в форме репетиторства, позволяет значительно сократить время для формирования умений и навыков выполнения сложнокоординационных двигательных действий при реализации конкретного технического приема игры.
9. Статья из журнала
bookCover
Панкратович, Т. М. (кандидат педагогических наук; доцент; Оренбургский государственный педагогический университет. Институт физической культуры и спорта. Кафедра теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания).
Сетевое образовательное пространство вуза как условие развития профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры / Т. М. Панкратович, Е. М. Голикова, Д. Н. Самарин. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 20-22. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 22 (6 назв.). - 1 фот.
Авторы: Панкратович, Т. М., Голикова, Е. М., Самарин, Д. Н.
Ключевые слова: исследования, оренбургские вузы, вузы, высшие учебные заведения, кафедры вузов, педагогические вузы, студенты вузов, будущие учителя физической культуры, студенты педагогических вузов, учителя физической культуры, оренбургские студенты, подготовка кадров, подготовка педагогических кадров, педагогические кадры, сетевое образовательное пространство вуза, образовательное пространство вуза, вузовское образовательное пространство, профессиональные компетенции студентов, развитие профессиональных компетенций, образовательное сотрудничество, сетевое образовательное взаимодействие, образовательное взаимодействие, образовательные организации, социальные партнеры, сетевое взаимодействие вуза
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - обоснование сетевого образовательного пространства в формировании профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры. Обобщен опыт организации и реализации сетевого взаимодействия кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета и образовательных организаций (социальных партнеров) региона, а также профилированных учреждений. Образовательное пространство вуза является тем условием, которое позволяет усилить работу педагога в подготовке будущих учителей физической культуры. Организованная и реализованная система сетевого взаимодействия вуза с организациями региона усилила развитие профессиональных компетенций студентов, которая обоснованна востребованностью выпускников в организациях региона (образовательных (общеобразовательные школы, детско-юношеские спортивные школы, центры дополнительного образования и так далее) - 65 %, лечебно-оздоровительных - 12 %).
10. Статья из журнала
bookCover
Сингина, Н. Ф. (кандидат педагогических наук; доцент; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики танцевального спорта (Москва)).
Применение средств танцевального спорта для повышения физической подготовленности населения / Н. Ф. Сингина, Д. В. Антошин. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 53-54. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 54 (7 назв.). - 1 фот.
Авторы: Сингина, Н. Ф., Антошин, Д. В.
Ключевые слова: исследования, танцевальный спорт, средства танцевального спорта, физическая подготовленность населения, повышение физической подготовленности, физическая активность населения, двигательная активность населения, занятия танцевальным спортом, занятия танцами, танцевальные программы, внедрение танцевальных программ
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Другие виды спорта
Аннотация: Цель исследования - выявление возможности применения средств танцевального спорта для повышения физической подготовленности различных групп населения. Проведен теоретический анализ информационного контента научных источников, посвященных изучению влияния танцев на здоровье, выявлению целевых групп, для которых танцы могут быть наиболее полезны, а также разработке рекомендаций по внедрению танцевальных программ в повседневную практику. В статье рассматривается актуальность танцевального спорта как средства повышения физической подготовленности различных групп населения в условиях современного образа жизни, характеризующегося снижением физической активности. Рассматриваются различные стили танцевального спорта, их влияние на физическое и психологическое состояние участников, а также целевые группы, включая детей, подростков, взрослых, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Результаты показывают, что танцы способствуют улучшению координации, гибкости, силы и выносливости, а также помогают снизить уровень стресса и повысить самооценку. Для каждой возрастной группы предлагаются адаптированные программы, учитывающие их физические и психологические потребности. Обсуждаются методические рекомендации по внедрению танцевальных программ, включая структурирование занятий и мониторинг их эффективности. В заключение подчеркивается, что танцевальный спорт является универсальным инструментом для повышения физической подготовленности, и необходимы дальнейшие исследования для изучения его долгосрочных эффектов и развития сотрудничества между различными учреждениями.
11. Статья из журнала
bookCover
Цао Жуй (аспирант; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК" (Москва)).
Применение средств и методов настольного тенниса в совершенствовании физической подготовки студентов Китая / Цао Жуй, Г. В. Барчукова. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 32-34. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 34 (5 назв.). - 1 фот., 4 рис.
Авторы: Цао Жуй, Барчукова, Г. В.
Ключевые слова: исследования, университеты, средства настольного тенниса, методы настольного тенниса, настольный теннис, китайские университеты, вузы, высшие учебные заведения, китайские вузы, студенты китайских вузов, студенты вузов, китайские студенты, занятия настольным теннисом, вузовское физическое воспитание, физическое воспитание студентов, физическое воспитание китайских студентов, китайское вузовское физическое воспитание, двигательная активность студентов, двигательная активность китайских студентов, учебные дисциплины, вузовские учебные дисциплины, занятия физической культурой, китайский настольный теннис, китайское высшее образование, китайский спорт, китайское физическое воспитание, китайское образование, китайские занятия настольным теннисом, физическая подготовка студентов, физическая подготовка китайских студентов, физическая подготовленность студентов, физическая подготовленность китайских студентов, педагогические эксперименты, элективные дисциплины
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - выявить влияние предложенных инновационных подходов применения современных средств и методов настольного тенниса в учебных занятиях физической культурой на физическую подготовленность студентов китайских вузов. Для изучения влияния инновационных подходов на физическую подготовленность студентов китайских вузов применялись следующие методы: педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, тестирования гибкости, скоростно-силовых способностей и скоростных способностей, методы статистической обработки данных. В исследовании приняли 80 студентов профессионально-технического университета Саньмэнься провинции Хэнань (Китай), которые были поделены на контрольную и экспериментальную группы по 40 человек. В течение четырех месяцев студенты контрольной группы занимались настольным теннисом по традиционной методике, а студенты экспериментальной группы занимались настольным теннисом по методике применения инновационных подходов с использованием средств и методов настольного тенниса. На основе предложенных инновационных подходов применения средств и методов настольного тенниса в учебной дисциплине физическая культура у китайских студентов экспериментальной группы, по сравнению с экспериментальной, выявлен достоверный прирост физической подготовленности показателей гибкости на 18, 42 % у юношей и на 16, 57 % у девушек, показателей скоростно-силовых способностей рук в метании мяча настольного тенниса на дальность на 24, 66 % у юношей и 23, 76 % у девушек, скоростно-силовых способностей ног в тесте прыжок в длину на 4, 36 % юношей и 5, 40 % у девушек и быстроты в перемещениях вдоль стола на 9, 62 % у юношей и 7, 16 % у девушек. Полученные в процессе формирующего педагогического эксперимента результаты подтверждают эффективность предложенных инновационных подходов применения средств и методов настольного тенниса, выраженные в улучшении физической подготовленности студентов экспериментальной группы.
12. Статья из журнала
bookCover
У Ячао (аспирант; Московский государственный университет спорта и туризма).
Повышение профессиональной компетентности магистрантов через интеграцию экологических ресурсов в спортивное образование / У Ячао. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 8. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 8 (2 назв.).
Авторы: У Ячао
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, московские вузы, физкультурные вузы, спортивные вузы, университеты спорта, магистранты, московские студенты-магистранты, студенты-магистранты, студенты вузов, профессиональная компетентность магистрантов, интеграция экологических ресурсов, спортивная экология, экологические ресурсы, спортивное образование, влияние интеграции экологических ресурсов, анкетирование магистрантов, формирование профессиональной компетентности, повышение профессиональной компетентности
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - изучение влияния интеграции экологических ресурсов в спортивное образование на повышение профессиональной компетентности магистрантов. Научная работа проводилась на базе Московского государственного университета спорта и туризма, в ней приняли участие 18 магистрантов 2-го курса. Были использованы методы анкетирования, наблюдения и статистического анализа данных. Проведенное исследование показало, что интеграция спортивных экологических ресурсов в образование оказывает существенное влияние на формирование профессиональной компетентности магистрантов.
13. Статья из журнала
bookCover
Ревенко, Е. М. (кандидат педагогических наук; доцент; заведующий; Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет. Кафедра физического воспитания (Омск)).
Особенности физической подготовленности и темпов развития двигательных способностей студентов разных годов обучения в вузе / Е. М. Ревенко. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 26-28. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 28 (4 назв.). - 1 фот., 2 табл.
Авторы: Ревенко, Е. М.
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, транспортные вузы, автомобильно-дорожные вузы, университеты, омские вузы, педагогические эксперименты, тестирование студентов-юношей, омские студенты, студенты-юноши, юноши-студенты, юношеский возраст, двигательные способности студентов-юношей, развитие двигательных способностей, физическая подготовленность студентов-юношей, вузовское физическое воспитание, физическое воспитание студентов, проявление двигательных способностей, уровни проявления двигательных способностей, темпы развития двигательных способностей, студенты разных годов обучения
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - сравнительный анализ физической подготовленности и темпов развития двигательных способностей студентов 2007/2008 и 2022/2023 годов обучения. Двигательные способности обучающихся изучались посредством измерения: мышечной силы (кистевая и становая динамометрия, кг), силовой выносливости (подтягивание на перекладине, количество раз), скоростно-силовой способности (прыжок в длину с места, см), скоростной способности (бег на 100 м, с), координационной способности (челночный бег 3х10 м, с), общей выносливости (бег на 3000 м в 2007 г. и бег на 1000 м в 2022 г. ). Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе в 2007/2008 учебном году тестировались 159 студентов (юноши) 1-го курса. На втором этапе исследования в 2022/2023 учебном году тестировались 107 студентов (юноши) 1-го курса. Установлено, что студенты, обучавшиеся в вузе 15 лет назад, отличались сравнительно более высоким уровнем мышечной силы, скоростной, скоростно-силовой и координационной способностей. Также данные студенты превосходили своих сверстников настоящего времени в темпах развития мышечной силы, силовой выносливости, скоростно-силовой и координационной способностей. Современная молодежь существенно уступает своим сверстникам пятнадцатилетней давности в физической подготовленности и темпах развития двигательных способностей. Сложившаяся ситуация, очевидно, связана с многочисленными факторами, среди которых противоречия, накопившиеся в организации системы физического воспитания. Исследование проводилось на базе Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета.
14. Статья из журнала
bookCover
Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами старшего возраста Китая / Фу Чжэнян, Ю. С. Сергеева, Е. А. Лубышев, Г. И. Журавлев. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 59-60. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 60 (6 назв.). - 1 фот., 3 рис.
Авторы: Фу Чжэнян, Сергеева, Ю. С., Лубышев, Е. А., Журавлев, Г. И.
Ключевые слова: исследования, ассоциации спорта пожилых людей, китайские ассоциации спорта пожилых людей, пекинские ассоциации спорта пожилых людей, спорт пожилых людей, китайский спорт пожилых людей, пожилые люди, пожилые китайцы, лица старшего возраста, люди старшего возраста, китайцы старшего возраста, физическое здоровье пожилых китайцев, здоровье пожилых китайцев, физкультурно-оздоровительная работа, китайская физкультурно-оздоровительная работа, опросы пожилых китайцев, физическая активность пожилых китайцев, занятия физической культурой, китайская физическая культура, люди зрелого возраста, лица зрелого возраста, китайцы зрелого возраста, люди старшего поколения, лица старшего поколения, китайцы старшего поколения
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - выявить особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с лицами старшего возраста Китая. Социологический опрос проводился с участием Ассоциации спорта пожилых людей района Хайдянь города Пекин в Китае. Участниками опроса стали 280 человек (187 женщин в возрасте 65-75 лет и 193 мужчины в возрасте от 68 до 76 лет). Показано, что под влиянием экономических факторов, социального статуса и уровня образования люди старшего поколения в Китае имеют различия в структуре ценностей физкультурно-спортивной деятельности. Пожилые люди с низким экономическим доходом, низкой квалификации и образованием понимают важность физической активности в поддержании здоровья и отдают предпочтение массовым занятиям в бесплатных зонах отдыха. При этом люди с более высоким экономическим и социальным статусом предпочитают персонализированные занятия. В Китае по-прежнему существует много проблем в управлении сферой физической культуры и спорта для людей зрелого возраста, что выражается в низком качестве организации общественных спортивных мероприятий, несовершенной системе управления физкультурными учреждениями, недостаточном финансировании спортивных услуг, устаревшей нормативно-правовой базе. В этой связи актуализируется запрос на проведение социологических исследований в области массовой физкультурно-спортивной деятельности людей старшего поколения.
15. Статья из журнала
bookCover
Обучение умениям пилотирования начинающих бобслеистов и скелетонистов с использованием технологий видеофиксации / И. С. Маслов, М. Д. Кудрявцев, Н. Н. Нагорный, В. К. Кулиев. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 70-73. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 73 (6 назв.). - 1 фот., 1 рис., 1 табл.
Авторы: Маслов, И. С., Кудрявцев, М. Д., Нагорный, Н. Н., Кулиев, В. К.
Ключевые слова: исследования, спортивные федерации, федерации бобслея, спортивные сборы, сочинские спортивные сборы, центры спортивной подготовки, бобслей, скелетон, бобслеисты, скелетонисты, начинающие бобслеисты, начинающие скелетонисты, учебно-тренировочный процесс, формирование умений пилотирования, умения пилотирования, обучение умениям пилотирования, технологии видеофиксации, видеофиксация, цифровые технологии, детско-юношеский спорт, занятия бобслеем, занятия скелетоном, ледовая подготовка, подготовка бобслеистов, подготовка скелетонистов, использование технологий видеофиксации, спортивные мероприятия, школы пилотов, спортивные снаряды, тренировочный процесс бобслеистов, тренировочный процесс скелетонистов
Рубрики: Физическая культура и спорт
Зимний спорт
Аннотация: Цель исследования - поиск эффективных путей обучения умениям пилотирования начинающих бобслеистов и скелетонистов, обладающих скоростными способностями, с использованием технологий видеофиксации. Научная работа проведена на спортивном сборе "Школа пилотов", организованном Федерацией бобслея России при участии Центра спортивной подготовки сборных команд России с 22. 03. 23 по 07. 04. 23 в г. Сочи. Для подготовки спортсменов применялись передовые спортивные практики бобслея и скелетона. Для видеофиксации ключевых отрезков трассы применялись планшеты и смартфоны. Скорость съемки составила 60 кадров в секунду, что позволило при анализе заездов досконально рассмотреть ошибки проката. Принимали участие 14 спортсменов: 2 бобслеиста и 4 скелетониста, ранее имеющие минимальный опыт спусков; 8 скелетонистов, не имеющих опыта в дисциплине скелетон. Сбор состоял из четырех микроциклов, по системе 3+1, то есть три дня тренировочных и один день отдыха. Анализ результатов показал, что спортсмены изучили конструктивные особенности спортивного снаряда, его движение по ледяной трассе, действие сил природы на его движение, системы настройки и управление спортивным снарядом. На базе полученных знаний спортсмены овладели умениями пилотирования в кратчайшие сроки. Этому способствовали просмотр и анализ видеосъемок проката спортсменов и индивидуальный подход к изучению видеоматериала.
16. Статья из журнала
bookCover
Шкляренко, А. П. (доктор педагогических наук; профессор; Кубанский государственный университет. Филиал (Славянск-на-Кубани). Кафедра профессиональной педагогики, психологии и физической культуры).
Обоснование универсального комплекса физических упражнений для занятий в бассейне при идиопатическом сколиозе I-II степени у детей и подростков / А. П. Шкляренко, Т. Г. Коваленко, Д. А. Ульянов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 38-41. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 41 (4 назв.). - 1 фот., 10 рис.
Авторы: Шкляренко, А. П., Коваленко, Т. Г., Ульянов, Д. А.
Ключевые слова: исследования, деформации позвоночника, идиопатический сколиоз, сколиоз, сколиотическая деформация позвоночника, коррекция идиопатического сколиоза, лечебные упражнения, водные лечебные упражнения, занятия плаванием, плавание, заболевания опорно-двигательного аппарата, опорно-двигательный аппарат, ОДА, болезни опорно-двигательного аппарата, сколиотическая болезнь, болезни детей, болезни подростков, детские болезни, физические упражнения, нарушения осанки, заболевания детей, заболевания опорно-двигательного аппарата, ЛФК, лечебная физическая культура, лечебная физкультура, адаптивная физическая культура, коррекция деформаций позвоночника, влияние физических упражнений, двигательные функции позвоночника, занятия физическими упражнениями, профилактика сколиотической болезни, лечение сколиотической болезни, реабилитация при сколиотической болезни, физическая реабилитация, корригирующие упражнения, специальные упражнения, упражнения в бассейне
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - на основе многолетнего практического опыта разработать универсальный комплекс специальных упражнений в воде для профилактики, лечения и реабилитации детей и подростков со сколиотической деформацией позвоночника I-II степени. Первично проводились оценочные тесты и определялся выбор упражнений в воде, наиболее подходящих и учитывающих принципы трехмерной коррекции идиопатического сколиоза у детей и подростков. Занятия в бассейне рекомендовали проводить от 3-5 раз в неделю в течение 30-45 минут в зависимости от возраста ребенка. Выполнение специальных упражнений в воде при заболеваниях опорно-двигательного аппарата рассматривается как эффективное средство в профилактике, лечении и реабилитации у детей и подростков. Разработанная методика выполнения специальных упражнений в бассейне способствует повышению общей функциональной активности растущего организма, самокоррекции деформации грудной клетки, укреплению мышечного корсета туловища, а также увеличению дыхательной емкости легких. Использование плавательного тренажера, во-первых, позволяет обучать рациональной технике плавания (с учетом деформации позвоночника) ; во-вторых, увеличивает (особенно, в условиях малогабаритного бассейна) моторную плотность на занятиях в воде; в-третьих, повышает силовую нагрузку на мышцы, задействованные при плавании "брассом".
17. Статья из журнала
bookCover
Даниленко, Т. А. (старший преподаватель; Уральский государственный университет физической культуры. Кафедра теории и методики гимнастики и водных видов спорта (Челябинск)).
Мотивация женщин зрелого возраста, ранее занимавшихся спортом, на занятия физической активностью / Т. А. Даниленко. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 50-52. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 52 (9 назв.). - 1 фот., 3 табл.
Авторы: Даниленко, Т. А.
Ключевые слова: исследования, мотивация женщин, физкультурно-оздоровительные комплексы, челябинские физкультурно-оздоровительные комплексы, женщины зрелого возраста, педагогические эксперименты, зрелый возраст, двигательная активность ветеранов спорта, физическая активность ветеранов спорта, активность ветеранов спорта, ветераны спорта зрелого возраста, ветераны спорта-женщины, женщины-ветераны спорта, челябинские женщины-ветераны спорта, лица зрелого возраста, люди зрелого возраста, двигательная активность женщин-ветеранов спорта, физическая активность женщин-ветеранов спорта, активность женщин-ветеранов спорта, женский зрелый возраст, физическая подготовка женщин-ветеранов спорта, возрастные категории женщин, опросы женщин-ветеранов спорта, анкетирование женщин-ветеранов спорта, педагогические эксперименты, анкета Безруких, Безруких анкета, занятия физической культурой
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - выявить мотивацию женщин зрелого возраста, ранее занимавшихся спортом, на занятия физической активностью. В научной работе принимали участие женщины в возрасте 45-55 лет, которые были разделены на экспериментальную группу, состоящую из бывших спортсменок, контрольную группу, включающую женщин, не занимавшихся никогда спортом. В начале и в конце исследования для изучения мотивации на двигательную активность использовалась модифицированная анкета М. М. Безруких "Оценка мотивации к занятиям физической культуры". Основываясь на результатах анкетирования, выявлено, что ведущие мотивы у женщин зрелого возраста, занимавшихся ранее спортом, до эксперимента и после изменились. Важными стимулами занятий физической активностью стали физкультурно-спортивный интерес, привычка к занятиям, общение, расширение знаний, умений и навыков в области спортивной деятельности. Исследование показывает, что выбор значимых мотивов, соответствие форм и способов проведения занятий ожиданиям от физической активности стимулирует бывших спортсменов к занятиям, что является важным фактором поддержания уровня физической подготовленности и участия в физкультурно-спортивной деятельности.
18. Статья из журнала
bookCover
Молодые ученые - олимпийской науке. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 79. - ISSN 1817-4779.
Ключевые слова: научные форумы молодых ученых, форумы молодых ученых, российские форумы молодых ученых, московские форумы молодых ученых, олимпийские научные сессии, научные сессии, молодые ученые, спортивная наука, организаторы научных сессий, научные мероприятия, вузы, московские научные мероприятия, высшие учебные заведения, московские вузы, физкультурные вузы, спортивные вузы, университеты спорта, олимпизм, олимпийское движение, олимпийский спорт, олимпийская наука
Рубрики: Физическая культура и спорт
Организация физической культуры и спорта
Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: 5-6 февраля 2025 года в г. Москве в Российском университете спорта "ГЦОЛИФК" состоялась XXXVI Олимпийская научная сессия молодых ученых и студентов России "Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность) ".
19. Статья из журнала
bookCover
Кожура, Н. А. (аспирант; Сибирский федеральный университет. Институт физической культуры, спорта и туризма. Кафедра теории и методики спортивных дисциплин (Красноярск)).
Модельные показатели комплексного контроля спортивной подготовленности девочек 10-12 лет, занимающихся тройным прыжком с разбега на этапе начальной специализации / Н. А. Кожура, Е. С. Сивухина, В. В. Пономарев. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 65-66. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 66 (4 назв.). - 1 фот., 3 табл.
Авторы: Кожура, Н. А., Сивухина, Е. С., Пономарев, В. В.
Ключевые слова: исследования, показатели физического состояния девочек, физическое состояние девочек, легкоатлетические прыжки, тройные прыжки, занятия легкой атлетикой, детско-юношеский спорт, занятия легкоатлетическими прыжками, юные легкоатлеты, легкоатлеты, прыгуны, юные прыгуны, подготовка прыгунов, девочки-прыгуньи, прыгуньи, спортивная подготовка, педагогические эксперименты, физическая подготовленность, показатели физической подготовленности, физическое развитие девочек, показатели физического развития, учебно-тренировочный процесс, девочки-спортсменки, юные спортсменки, юные прыгуньи, спортивная подготовленность, комплексный контроль спортивной подготовленности, контроль спортивной подготовленности, показатели физической подготовленности
Рубрики: Физическая культура и спорт
Легкая атлетика
Аннотация: Цель исследования - обосновать и разработать модельные показатели комплексного контроля спортивной подготовленности девочек 10-12 лет, занимающихся легкоатлетическим тройным прыжком с разбега, и рекомендовать в практику. В опытно-экспериментальной работе приняли участие девочки в возрасте 10-12 лет, занимающиеся спортивной подготовкой в легкоатлетическом тройном прыжке с разбега на этапе начальной специализации. Объем выборки составил 25 человек, исследование проводилось в течение трех лет с 2021 по 2023 гг. Для проведения опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; систематизация полученного материала; абстрагирование; педагогические наблюдения; анализ практики спортивной подготовки в тройном прыжке с разбега; тестирование физической подготовленности, специальной физической подготовленности девочек 10-12 лет, занимающихся тройным прыжком с разбега; измерения физического развития; опрос и анкетирование по теме работы тренеров и специалистов; организация и проведение опытно-экспериментальной работы; математико-статистический анализ фактологического материала и др. Разработаны модельные показатели физической подготовленности на основе следующих тестов: бег на 800 метров; прыжок в длину с места; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; поднимание туловища из положения лежа; наклон вперед из положения стоя; специальной физической подготовленности: бег на 60 метров; прыжок вверх из положения стоя; тройной прыжок с места; пятерной прыжок с места и пятерной прыжок с разбега с 4-5 беговых шагов; а также характеристик физического развития: рост, вес, динамометрия кистей рук и ЖЕЛ. Модельные показатели являются ориентирами спортивной подготовки девочек 10-12 лет, занимающихся тройным прыжком, и позволяют динамично, поступательно и гармонично организовывать тренировочный процесс тренерам преподавателям.
20. Статья из журнала
bookCover
Ацута, К. А. (преподаватель; Московский государственный университет спорта и туризма).
Механизмы профессиональной самоактуализации студенток-спортсменок технического вуза / К. А. Ацута. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2025. - № 1. - С. 29-31. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 31 (8 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Ацута, К. А.
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, технические вузы, студентки технических вузов, студентки вузов, студентки-спортсменки, спортсменки-студентки, подготовка кадров, профессиональная самоактуализация студенток-спортсменок, самоактуализация студенток-спортсменок, занятия волейболом, женский волейбол, волейбол, волейболистки-студентки, студентки-волейболистки, вузовское физическое воспитание, физическое воспитание студентов, тестирование студенток-спортсменок, физкультурно-спортивная деятельность, занятия спортом, компоненты профессиональной самоактуализации, педагогическое сопровождение, тест Шостра, Шостра тест
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - теоретически обосновать модель развития профессиональной самоактуализации студенток технического вуза в условиях физкультурно-спортивной деятельности. Работа проводилась на базе технического вуза, в котором принимали участие студентки, занимающиеся волейболом. В основу модели положены данные самоактуализационного теста САТ и теста "Самооценка развития ключевых компетенций", что позволило выделить ключевые компоненты и компетенции, влияющие на профессиональную самоактуализацию. Модель включает компоненты самоуправления, самообразования, организационно-деятельностные, организационно-управленческие навыки и навыки профессионального взаимодействия. Выбранные образовательные технологии, такие как интерактивные методы и рефлексивные практики, позволяют экспериментально доказать эффективность в развитии этих компетенций. Модель учитывает индивидуальные особенности и специфику обучения в техническом вузе, подчеркивая роль спорта в формировании ключевых навыков. Ее внедрение способствует успешному профессиональному становлению и адаптации студенток к требованиям рынка труда.
12