Найдено документов - 16 | Статьи из журнала: Вестник Санкт-Петербургского университета. История : научно-теоретический журнал. № 1 / учредитель и издатель: ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет". - Санкт-Петербург, 201... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Тертри, Д. (кандидат географических наук; исследователь).
Русский вопрос в постсоветский период / Д. Тертри
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 43-56. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: 54-56 (19 назв.). - табл.
Русский вопрос в постсоветский период / Д. Тертри
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 43-56. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: 54-56 (19 назв.). - табл.
Авторы: Тертри, Д.
Ключевые слова: российская внешняя политика, постсоветское пространство, новые межгосударственные границы, русский вопрос, Русский мир, русскоязычие, русскоязчное население, русскоязычные сообщества, русскоязычная идентичность, наднациональная идентичность, демографическая составляющая, соотечественники за рубежом, ближнее зарубежье, геополитика ближнего зарубежья, сепаратизм, украинский кризис
Рубрики: Политика. Политология
Этнополитология
Этнополитология
Аннотация: В статье в свете украинского кризиса анализируется геополитическое измерение существования за пределами Российской Федерации многомиллионного русского и русскоязычного населения. Особенное внимание уделяется демографической и идентичной составляющим, которые влияют на взаимоотношения России с русскоязычным сообществом за рубежом. Несмотря на политику дерусификации отдельных стран (в частности, Эстонии, Латвии, Украины), русскоязычие сохраняет первостепенную роль в Восточно-Европейском регионе постсоветского пространства. Русскоязычная идентичность является наследием, как советского культурного проекта, так и более древнего существования русской (восточнославянской) наднациональной идентичности. Большинство русскоязычного населения, несмотря на неоднозначные отношения с Москвой, выступает за сохранение тесных связей и границ с Россией. Попытки преодолеть синдром "разделенного народа" путем межгосударственной интеграции и выдвижения концепта о Русском мире сталкиваются с политическим курсом национальных элит новых независимых государств и геополитическими амбициями западных держав. Русская Православная Церковь выступает важным институтом, заинтересованным в продвижении идеи Русского мира. Однако проблема появления межгосударственных границ, разделивших русское и русскоязычное население, - один из факторов сепаратизма. Автор приходит к выводу, что существование русскоязычной наднациональной идентичности - не только вызов для новых независимых государств, но и важная составляющая взаимоотношений между Россией и "соотечественниками за рубежом".
2. Статья из журнала
Дворниченко, А. Ю.
Россию понимать умом? / А. Ю. Дворниченко
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 201-214. - ISSN 1812-9323. - Рец. на кн.: Лукин А. В. Умом Россию понимать. Постсоветская политическая культура и отечественная история / А. В. Лукин, П. В. Лукин. - Москва : Изд-во "Весь Мир", 2015. - 384 с. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 213-214 (11 назв.).
Россию понимать умом? / А. Ю. Дворниченко
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 201-214. - ISSN 1812-9323. - Рец. на кн.: Лукин А. В. Умом Россию понимать. Постсоветская политическая культура и отечественная история / А. В. Лукин, П. В. Лукин. - Москва : Изд-во "Весь Мир", 2015. - 384 с. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 213-214 (11 назв.).
Авторы: Дворниченко, А. Ю.
Ключевые слова: постсоветская Россия, историческая наука, исторические мифы, политология, политическая культура, электорально-клановая система, государство-клан, демократия, полиархия, книги, рецензии
Рубрики: История
Историография
История России в целом
Политика. Политология
Политическое сознание. Политическая культура
Историография
История России в целом
Политика. Политология
Политическое сознание. Политическая культура
Аннотация: Книга, которая критикуется в этой статье, посвящена важной и актуальной теме: взаимодействию между молодой российской политологией и старой российской исторической наукой. Авторы книги хотят "вернуть политологию к истории", и такую интенцию можно только приветствовать. Но автор данной рецензии был крайне удивлен, когда обнаружил идею о том, что для лучшего понимания современной политической ситуации нет необходимости погружаться в историю. По мнению рецензента, это большая ошибка, которая не позволила авторам понять современную историю России и объяснить ее читателям. Эта ошибка - результат плохого знания российской истории и неправильного отношения к историографии, которая используется весьма выборочно. Разбор всех положений, высказанных авторами книги, не позволил автору согласиться ни с одним из них. Это относится, прежде всего, к трактовке "самоуправления" в России. Далее - к пониманию роли, так называемой клановой системы, которая заимствована авторами книги из западной политологии. Авторы не смогли доказать ее существование в современной России. Их идея об идентичности современного российского политического режима и режима Тайваня или Пакистана смешна, поскольку рецензент уверен: Запад есть Запад, Восток есть Восток, а Россия есть Россия. Авторы книги не понимают этого, а потому их прогнозы и советы в связи с будущим России "повисают в воздухе". На этом фоне вполне курьезно выглядит последняя глава, в которой авторы все-таки хотят обратиться к истории в поисках ответов на вызовы современности. Поскольку они вступают в противоречие со своими предшествующими утверждениями, да и, как уже отмечено, не хотят знать историю, их экскурсы в нее не идут дальше банальных сравнений и тривиальных выводов.
3. Статья из журнала
Борисов, А. А. (доктор исторических наук; приглашенный исследователь).
Ранний этап политики мультикультурного патернализма в Якутии / А. А. Борисов
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 131-147. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 145-147 (35 назв.).
Ранний этап политики мультикультурного патернализма в Якутии / А. А. Борисов
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 131-147. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 145-147 (35 назв.).
Авторы: Борисов, А. А.
Ключевые слова: Русское государство, этноконфессиональная политика, ранний этап, якуты, управление, мультикультурный патернализм, ясачные, якутская элита, ясачная административная система
Рубрики: Этнология
Историческая этнология
История
История России в целом
Историческая этнология
История
История России в целом
Аннотация: В статье рассматривается ранний период этноконфессиональной политики Русского государства в отношении якутов (1632–1769 гг. ). Автор впервые проанализировал особенности этой политики, этапы ее развития и на основе теории мультикультурализма развил тезис о патерналистском характере управления якутами со стороны центральной и местной администрации. Правительство с самого раннего времени понимало важность культурного диалога с народами, включенными в состав Русского государства, и предпринимало шаги в деле их приобщения к общероссийским культурным ценностям, в частности распространяя среди них образование. Рассмотрены особенности этноконфессиональной политики Московского государства на примере анализа событий присоединения Якутии в XVII в., взаимоотношений между государством и элитой якутского общества, дальнейшего развития ясачной административной системы, некоторых этнокультурных сторон политики в отношении якутов. Автор проследил на конкретных фактах, как преодолевались кризисные ситуации, возникавшие в проведении данной политики. Впервые обращено внимание на "проектное" решение конфликтных ситуаций, начиная с середины XVIII в. как одного из эффективных способов осуществления этноконфессиональной политики. В заключение автор выделил важнейшие черты раннего периода этноконфессиональной политики Русского государства в Якутии: гибкость форм административно-территориального устройства, невмешательство во внутренний уклад жизни ясачных, привлечение местной элиты к делам управления, готовность разрешить конфликтные ситуации мирными средствами, веротерпимость.
4. Статья из журнала
Терещук, А. А. (аспирант).
Особенности протекания Первой Карлистской войны в Каталонии / А. А. Терещук
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 82-90. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 89-90 (27 назв.).
Особенности протекания Первой Карлистской войны в Каталонии / А. А. Терещук
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 82-90. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 89-90 (27 назв.).
Авторы: Терещук, А. А.
Ключевые слова: история Испании, карлизм, каталонские карлисты, абсолютисты, Первая Карлистская война, войны
Рубрики: История
Европа в XVI в. - 1918 г.
Европа в XVI в. - 1918 г.
Аннотация: В статье рассматриваются характерные особенности карлистского движения в Каталонии во время Первой Карлистской войны (1833-1840). Выявлены предпосылки развития движения в данном регионе и связь между рядом народных восстаний на северо-востоке Испании в первой половине XIX в. и конфликтом 1833-1840 гг. Обозначены основные этапы протекания Первой Карлистской войны на севере Испании в целом и в Каталонии в частности. Проводится сравнение каталонского карлизма и данного движения в других регионах Испании. Показаны попытки объединения разрозненных отрядов каталонских карлистов на протяжении всей войны. Затрагивается вопрос о социальной принадлежности участников движения. Опровергается представление о карлистах как о маргинальных группах, состоявших из криминальных элементов. Рассматриваются последствия принятия "Конвенции Элиота" в 1835 г. Анализируются причины расправ над пленными и непримиримости по отношению к противнику с обеих сторон в ходе Первой Карлистской войны в Каталонии.
5. Статья из журнала
Миронов, Б. Н. (доктор исторических наук; профессор; главный научный сотрудник).
Об этнической дискриминации в позднеимперской России / Б. Н. Миронов
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 164-185. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: 178-185 (85 назв.). - табл.
Об этнической дискриминации в позднеимперской России / Б. Н. Миронов
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 164-185. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: 178-185 (85 назв.). - табл.
Авторы: Миронов, Б. Н.
Ключевые слова: единство Российской империи, этноконфессиональная политика, этнопатернализм, народы России, этносы, население, этнический статус, этнический состав населения, занятость населения, отраслевая структура занятости населения, этническая дискриминация, русификация
Рубрики: История
Историография
История России в целом
Этнология
Историческая этнология
Историография
История России в целом
Этнология
Историческая этнология
Аннотация: Российская империя являлась полиэтнической и поликонфессиональной империей, в которой титульный этнос находился в меньшинстве. В 1646 г. на долю русских приходилось около 90% всего населения страны, к 1917 г. - лишь 43%. В статье анализируется отраслевая структура занятости народов Российской империи по материалам Первой всероссийской переписи населения 1897 г. и на ее основе оценивается этнический статус различных этносов и их роль в экономической и общественной жизни страны. В управлении (администрация, суд, полиция, общественная и сословная служба), а также в армии были представлены все этносы, включая евреев, якутов, цыган, чеченцев, абхазцев, примерно пропорционально их доле в населении империи (за исключением евреев в управлении). Зато в различных сферах экономической деятельности этносы участвовали по-разному, в зависимости от склонностей и культурных традиций. Этническая дискриминация наблюдалась почти исключительно в отношении некрещеных евреев. Так называемая "русификация" способствовала тому, что представители этносов, получившие образование по-русски, приобретали возможность занимать административные должности и более активно участвовали в управлении своим регионом. Гибкая этноконфессиональная политика правительства обеспечивала отсутствие этнической дискриминации. Эта политика имперского этнопатернализма предусматривала уважение статус-кво присоединяемой территории и проживавшего на ней населения, широкое сотрудничество с местными элитами, конфессиональную и этническую толерантность, создание некоторых преимуществ в правовом положении нерусских сравнительно с русскими, предоставление коренным народам аннексированных территорий права быть гражданскими субъектами наравне с русскими. Подобная технология управления полиэтническим и поликонфессиональным населением позволяла постепенно интегрировать различные этносы в империю, включать их в единое имперское экономическое, правовое и социальное пространство, выравнивать их по уровню развития путем подтягивания отстающих до передовых, модернизировать традиционные общества "окраин" с их спецификой в хозяйстве, праве и социальных структурах и в результате обеспечить долгое сохранение единства Российской империи.
6. Статья из журнала
Новожилов, А. Г. (кандидат исторических наук; ассоциированный исследователь).
Население Псково-Печерского края между этнокультурной традицией и национальной политикой / А. Г. Новожилов
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 186-200. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 195-200 (53 назв.).
Население Псково-Печерского края между этнокультурной традицией и национальной политикой / А. Г. Новожилов
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 186-200. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 195-200 (53 назв.).
Авторы: Новожилов, А. Г.
Ключевые слова: национальная политика, этнокультурные процессы, этнографическое описание, этнолокальные группы, сету, русские, эстонцы, этнокультурная ассимиляция
Рубрики: Этнология
Этнология современных народов
Этнология современных народов
Аннотация: На протяжении нескольких столетий, по крайней мере с XVI в., вокруг Псково-Печорского мужского монастыря складывалась специфическая группа, отличавшаяся от соседнего русского и эстонского населения. Эта группа включала как сету (говоривших на диалекте эстонского языка), так и русских. Ее бытование до 1920 г. можно описать по целому набору признаков: русско-эстонскому двуязычию; специфике основных объектов материальной культуры; социально-экономической сети, сложившейся вокруг Псково-Печерского монастыря; единству круга календарных праздников и общности обрядов жизненного цикла. Позже под влиянием национальной политики Эстонии в 1920-1970-е годы произошла ассимиляция сету. Автохтонное русское население частью покинуло край, частью растворилось в потоке русских переселенцев, усилившемся в 1990–2000-е годы в связи с актуализацией российско-эстонской границы. На национальную политику оказывало прямое влияние научное изучение сету. Формирование представлений о сету как архаических эстонцах, сложившихся в XIX - начале XX в., не отражало в целом ситуации, но породило доктрину о необходимости превратить их в цивилизованных эстонцев. Появление идеи о том, что сету - субэтнос эстонского народа, совпало с периодом их полной этнокультурной ассимиляции, а оформление национально-культурной автономии сету в Эстонии и признание коренным малочисленным народом в России - с полным исчезновением этой группы в системе социально-экономических и культурных связей Псково-Печерского края по обе стороны границы. В то же время на рубеже XX-XXI вв. мы видим активизацию деятельности профессиональных этнофоров, развивающих музейную и фольклорную деятельность в области создания сетуских меморатов. Такая реконструкция отнюдь не отражает возрождения сетуской культуры, а лишь является культурным фоном политических событий в российско-эстонском пограничье.
7. Статья из журнала
Веригин, С. Г. (доктор исторических наук, профессор, директор института).
Карельский вопрос в национальной политике Финляндии в период Второй мировой войны / С. Г. Веригин
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 25-42. - ISSN 1812-9323. - Статья посвящена исследованию слабо разработанной в отечественной историографии проблеме - так называемому "карельскому вопросу" в национальной политике финских оккупационных властей на оккупированной территории Карелии в 1941–1944 гг. Автор показывает, что эта политика имела глубокие корни, сложившиеся еще в 1918 - начале 1920-х годов, во время Гражданской войны и иностранной военной интервенции на территории Карелии. В основе оккупационной политики финских властей в 1941-1944 гг. лежала идея о том, что коренными жителями Карелии являются только карелы и другие финно-угорские народы, а русские, проживавшие на этой территории, были переселены сюда насильно и представляют собой мигрантов. Исходя из этого, их предполагали выселить из Карелии в захваченные немцами другие регионы Советского Союза. На анализе конкретных исторических фактов в статье раскрываются формы и методы работы финской оккупационной администрации по воспитанию карел и вепсов Советской Карелии в период оккупации республики в духе "единения с Великой Финляндией". Большую роль в этом процессе играли газеты, радио, финские национальные праздники. Определенное место в статье отводится освещению работы финских национальных школ, созданных для учеников финно-угорских национальностей Карелии в 1941-1944 гг. В статье отмечается, что национальная политика финского оккупационного режима в Карелии в 1941–1944 гг., направленная на решение "карельского вопроса" на базе присоединения Восточной Карелии к Финляндии, не принесла желаемых результатов. Финским властям не удалось вбить клин между русским и финно-угорскими народами и привлечь на свою сторону советских карелов, вепсов, финнов. Более того, те, кого они пришли освобождать от "русской неволи", сами с оружием в руках вместе с русскими и другими народами Советского Союза отстаивали независимость своей страны. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: 39-42 (25 назв.).
Карельский вопрос в национальной политике Финляндии в период Второй мировой войны / С. Г. Веригин
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 25-42. - ISSN 1812-9323. - Статья посвящена исследованию слабо разработанной в отечественной историографии проблеме - так называемому "карельскому вопросу" в национальной политике финских оккупационных властей на оккупированной территории Карелии в 1941–1944 гг. Автор показывает, что эта политика имела глубокие корни, сложившиеся еще в 1918 - начале 1920-х годов, во время Гражданской войны и иностранной военной интервенции на территории Карелии. В основе оккупационной политики финских властей в 1941-1944 гг. лежала идея о том, что коренными жителями Карелии являются только карелы и другие финно-угорские народы, а русские, проживавшие на этой территории, были переселены сюда насильно и представляют собой мигрантов. Исходя из этого, их предполагали выселить из Карелии в захваченные немцами другие регионы Советского Союза. На анализе конкретных исторических фактов в статье раскрываются формы и методы работы финской оккупационной администрации по воспитанию карел и вепсов Советской Карелии в период оккупации республики в духе "единения с Великой Финляндией". Большую роль в этом процессе играли газеты, радио, финские национальные праздники. Определенное место в статье отводится освещению работы финских национальных школ, созданных для учеников финно-угорских национальностей Карелии в 1941-1944 гг. В статье отмечается, что национальная политика финского оккупационного режима в Карелии в 1941–1944 гг., направленная на решение "карельского вопроса" на базе присоединения Восточной Карелии к Финляндии, не принесла желаемых результатов. Финским властям не удалось вбить клин между русским и финно-угорскими народами и привлечь на свою сторону советских карелов, вепсов, финнов. Более того, те, кого они пришли освобождать от "русской неволи", сами с оружием в руках вместе с русскими и другими народами Советского Союза отстаивали независимость своей страны. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: 39-42 (25 назв.).
Авторы: Веригин, С. Г.
Ключевые слова: Вторая мировая война, Великая Отечественная война, карельский вопрос, финский оккупационный режим, национальная политика, пропаганда идеи Великой Финляндии, войны
Рубрики: История
Европа с 1918 г. -
Европа с 1918 г. -
8. Статья из журнала
Верняев, И. И. (кандидат исторических наук; приглашенный исследователь).
Бурятское общество и сибирский генерал-губернатор Михаил Сперанский / И. И. Верняев
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 148-163. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 161-163 (22 назв.).
Бурятское общество и сибирский генерал-губернатор Михаил Сперанский / И. И. Верняев
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 148-163. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 161-163 (22 назв.).
Авторы: Верняев, И. И.
Ключевые слова: сословное общество, сибирское общество, сословные группы, этнотерриториальные группы, буряты, инородцы, кочевые инородцы, управление инородцами, уставы, генерал-губернаторы
Рубрики: Этнология
Историческая этнология
Историческая этнология
Аннотация: В статье исследуются обстоятельства разработки М. М. Сперанским и его сотрудниками "Устава об управлении инородцев" 1822 г., анализируется модель устройства инородческих обществ, закрепленная в этом законодательном акте. В качестве сибирского генерал-губернатора М. М. Сперанский близко познакомился с хозяйством, бытом, социальными порядками, управлением, внутренними и внешними конфликтами бурят Забайкалья. Разбираясь с делами и обострившимися конфликтами в среде этнотерриториальной группы хори-бурят в Забайкалье, в 1820 г. М. М. Сперанский фактически взял на себя управление этим сообществом, сделал необходимые распоряжения, реформировал органы самоуправления этой бурятской группы. Впоследствии, в частности, на основании этого опыта кризисного управления разрабатывались положения "Устава об управлении инородцев". В статье рассмотрены базовые особенности законодательного акта. Сделан вывод о его сословной парадигме. Устав был направлен, с одной стороны, на сохранение относительной автономии аборигенных сообществ Сибири, с другой - на их интеграцию в социальное и экономическое пространство империи. Устав 1822 г., основываясь на бурятских реалиях, оформлял сословную группу "кочевых инородцев". Этот законодательный акт в "сохраняющем" своем аспекте (сословной категории), по сути, легализовал и систематизировал те практики, которые уже были у бурят как неотъемлемая часть их хозяйства, быта и самоуправления. Вопреки многочисленным попыткам ревизовать или отменить Устав фактически он продолжал действовать вплоть о начала XX в., в некоторых своих аспектах и в дальнейшем. Устойчивость положений Устава 1822 г. заключалась в том, что он не ломал существующие, адаптированные структуры хозяйства, социальные практики и институты управления, а лишь упорядочивал их, осторожно вписывал в утверждавшуюся в России в этот период общеимперскую сословную модель.
9. Статья из журнала
Fyodorov, S. E.
The Eircs and the foundation legend of Scottish Dal Riata = Эрки и легенда об основании шотландской Дал Риаты / S. E. Fyodorov
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 57-68. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 67-68 (33 назв.).
The Eircs and the foundation legend of Scottish Dal Riata = Эрки и легенда об основании шотландской Дал Риаты / S. E. Fyodorov
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 57-68. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 67-68 (33 назв.).
Авторы: Fyodorov, S. E.
Ключевые слова: история Шотландии, история Ирландии, кланы, гэльские кланы, шотландские кланы, королевства, история королевств, короли, шотландские короли, версии, предания, легенды, саги, ирландские саги
Рубрики: История
Европа в Средние века
Фольклор
Фольклор зарубежных стран
Европа в Средние века
Фольклор
Фольклор зарубежных стран
Аннотация: Статья рассматривает один из сохранившихся вариантов легенды об основании раннесредневекового гэльского королевства - шотландской Дал Риаты, обращая особое внимание на изложенную в "Истории народа скоттов" версию. Определяя пути влияния ирландских саг, жития св. Фехина, а также содержащихся в Желтой книге Лекана фрагментов на генеалогическое введение к "Истории", автор показывает, каким образом эти предания были адаптированы в разработанной в ней версии легенды. Адаптированный вариант легенды исключал какую-либо персонализацию, связанную как с сыновьями Эрка, так и самим Фергусом Мором. Он концентрировался исключительно на идее исхода определенной части Дал Риаты из Ирландии и на доказательстве этнической и политической однородности обеих частей королевства.
10. Статья из журнала
Adamova, N. E.
The coinage of the term American Exceptionalism and its original meanings = Возникновение и первоначальные интерпретации термина американская исключительность / N. E. Adamova
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 106-119. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 118-119 (46 назв.).
The coinage of the term American Exceptionalism and its original meanings = Возникновение и первоначальные интерпретации термина американская исключительность / N. E. Adamova
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 106-119. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 118-119 (46 назв.).
Авторы: Adamova, N. E.
Ключевые слова: американская исключительность (термин), термины, история термина американская исключительность, интерпретация термина американская исключительность, идентичность, марксизм, коммунисты, политические деятели, теория мифов, школа консенсуса
Рубрики: Политика. Политология
Политические движения и партии зарубежных стран
Политические движения и партии зарубежных стран
Аннотация: За последние два десятилетия словосочетание "американская исключительность" стало крайне популярным как в политических кругах, так и в научной среде. Под словами "американская исключительность" сейчас, как правило, подразумевают уникальность американского государства и его превосходство над другими странами. Однако изначально термин "американская исключительность" имел мало общего с подобной интерпретацией, так как был сформулирован в ходе полемики между американскими коммунистами в 1920-е годы. На основе анализа публикаций различных фракций Коммунистической партии США и материалов Коминтерна в статье предпринята попытка проследить историю термина "американская исключительность" в 1920-1930-е годы и выявить смыслы, которыми наделяли этот термин различные марксистские группировки. Автор статьи приходит к выводу, что в этот период термин "американская исключительность" имел несколько значений, и все они значительно отличались от современных интерпретаций термина. Так, изначально сторонниками "американской исключительности" иронично называли тех членов Коммунистической партии США, которые полагали, что американский капитализм, в отличие от европейского, все еще не вступил в фазу кризиса. Сами же "фракционеры" вкладывали другой смысл в термин "американская исключительность". С их точки зрения, исключительные черты американского империализма должны были восприниматься только лишь как доказательство ленинского закона о неравномерности развития капитализма. Они использовали термин "исключительность" как лозунг возвращения к чистому ленинизму, неискаженному руководством Коминтерна. В 1940–1960-е годы "американская исключительность" стала наделяться новыми смыслами как в рамках, так и вне рамок марксистского дискурса. Наряду с анализом ранних концепций исключительности в статье рассматриваются и возможные методологические подходы к изучению данных представлений, при этом особое внимание уделено теории мифов Ролана Барта. Наконец, в статье предложено научное определение "представлений об исключительности", которое может стать полезным инструментом в историческом исследовании подобных мифов.
11. Статья из журнала
Sokolov, R. A.
Science and pseudo-science in modern studies of Aleksandr Nevskii = Научность и наукообразие в современных исследованиях об Александре Невском / R. A. Sokolov
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 215-223. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с.222-223 (35 назв.).
Science and pseudo-science in modern studies of Aleksandr Nevskii = Научность и наукообразие в современных исследованиях об Александре Невском / R. A. Sokolov
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 215-223. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с.222-223 (35 назв.).
Авторы: Sokolov, R. A.
Ключевые слова: Средневековая Русь, князья, святые благоверные князья, историческая память, жития святых, биографии князей, политическая деятельность, Липицкая битва, Невская битва, исследования, историографические исследования, дискуссии, обзоры историографических исследований
Рубрики: История
Историография
Россия в IX - XVII вв.
Историография
Россия в IX - XVII вв.
Аннотация: В публикации анализируются обстоятельства развернувшейся в последние год-два дискуссии относительно жизни и политической деятельности Александра Невского, а также исторической памяти о нем. Автор останавливается на характере доводов ученых, анализируются попытки поставить под сомнение результаты, полученные в ходе уже проведенных исследований; отмечается необходимость учета взглядов ученых, предложивших на основании научно выверенной методологии новое прочтение источников и на базе этого сделавших выводы о наличии в биографии князя компрометирующих фактов или контрпродуктивности его политического курса в целом. Вместе с тем наибольший акцент сделан на недостаточном учете имеющихся в историографии наработок, а также на методически неоправданном использовании (а иногда игнорировании) источников. Данный недостаток присущ трудам, авторы которых недостаточно глубоко проникли в суть изучаемой проблемы, но все-таки получают трибуну в серьезных исторических изданиях. Все отмеченное заставляет говорить о появлении тенденции, суть которой - в пренебрежительном отношении к наработкам предшественников, советских и российских историков. Репрезентативный обзор, осуществляемый автором, дает четкое представление о мнениях ученых, высказанных в разные годы по спорным вопросам в рамках темы "Александр Невский".
12. Статья из журнала
Plath, T.
Nazi national policy towards the Russian minority in the Baltic States = Русское меньшинство в нацистской политике в Прибалтике / T. Plath
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 120-130. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 127-130 (60 назв.).
Nazi national policy towards the Russian minority in the Baltic States = Русское меньшинство в нацистской политике в Прибалтике / T. Plath
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 120-130. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 127-130 (60 назв.).
Авторы: Plath, T.
Ключевые слова: Вторая мировая война, Третий рейх, Восточный фронт, нацистская оккупация Прибалтики, нацистская политика в Прибалтике, русское меньшинство в Прибалтике, антирусские настроения, остарбайтеры
Рубрики: История
Европа с 1918 г. -
Европа с 1918 г. -
Аннотация: В статье рассматривается положение русского меньшинства в Прибалтике во время нацистской оккупации. В этом регионе русское население подвергалось большим преследованиям, чем представители местных народов, и цель данного исследования - проанализировать причины этого неравенства. Как показано в статье, одна из них заключалась в том, что среди местных прибалтийских властей были распространены сильные антирусские настроения и потому они пытались использовать немецкую оккупацию, чтобы избавиться от русских меньшинств на своей территории. Еще одной причиной неравноправного положения населения Прибалтики стала запутанная система управления немецких оккупационных властей, участники которой боролись друг с другом за влияние в этом регионе. Следствием этой сложной структуры стала непоследовательность в расовой, идеологической и административной политике, в том числе и по отношению к русскому меньшинству. В то время как высшие нацистские чины, полиция и местные власти выступали за истребление славянского населения, низовая немецкая гражданская администрация полагала, что русские могут стать удобным инструментом в борьбе против прибалтийских земельных властей, которые становились все менее контролируемыми. Однако попытки включить русских в управление оккупированными территориями потерпели крах, во-первых, из-за несогласованности между разными ветвями нацистской власти, и, во-вторых, вследствие растущего партизанского движения, которое привлекало все больше представителей русского меньшинства, проживавшего на территории Прибалтики.
13. Статья из журнала
Sablin, I.
Nationalist mobilization in the Russian Far East during the closing phase of the Civil War = Националистическая мобилизация на российском Дальнем Востоке на заключительном этапе Гражданской войны / I. Sablin
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 18-25. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 24-25 (22 назв.).
Nationalist mobilization in the Russian Far East during the closing phase of the Civil War = Националистическая мобилизация на российском Дальнем Востоке на заключительном этапе Гражданской войны / I. Sablin
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 18-25. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 24-25 (22 назв.).
Авторы: Sablin, I.
Ключевые слова: Гражданская война, история Гражданской войны, национализм, социализм, монархизм, политические группировки, ультрароялисты, социалисты, народно-монархическая (правопопулистская) группировка, национальная мобилизация, мобилизация населения
Рубрики: История
История России и СССР (октябрь 1917 - 1991 г.)
История России и СССР (октябрь 1917 - 1991 г.)
Аннотация: Гражданская война в азиатской части бывшей Российской империи не закончилась с падением режима Александра Васильевича Колчака. На российском Дальнем Востоке ее активная фаза продолжалась по крайней мере до 1922 г. На завершающем этапе конфликта (1920–1922 гг. ) три основные группировки апеллировали к националистическим образам с целью мобилизации местного населения. Ультрароялисты под предводительством Михаила Константиновича Дитерихса, которым в 1922 г. удалось установить контроль над Временным Приамурским правительством с центром во Владивостоке, представляли Романовых в качестве спасителей в период Смутного времени (1598–1613 гг. ) и призывали созвать новый Земский собор для выборов царя из Дома Романовых во имя спасения от "чужеземных" большевиков. Социалисты - большевики, меньшевики, эсеры и другие группировки - акцентировали внимание населения на страданиях, вызванных политикой Романовых и столкновениями с Японией, и подчеркивали будущую роль русских как первой нации трудящихся в глобальной борьбе за социальную справедливость. Несмотря на контроль большевиков над Дальневосточной республикой (ДВР), умеренные социалисты смогли продолжать свою деятельность до конца 1922 г. Народно-монархическая (правопопулистская) группировка, созданная Григорием Михайловичем Семеновым, пытаясь найти компромисс, апеллировала к идее спасения в ходе Смутного времени, но при этом подчеркивала роль народа в этом спасении и потому призывала к выборам мужицкого царя. Ультрароялистская и монархическая риторика оказалась бесполезной в мобилизации населения Дальнего Востока, которое не солидаризировалось с евроцентристскими образами прошлого и осуждало сотрудничество монархистов с Японией. Возложение на Романовых и японцев ответственности за упадок соответствовало основному нарративу региональной истории, построенному на серии конфликтов с восточноазиатскими государствами, в то время как экономические, а не расовые интерпретации японской политики и инклюзивный характер социализма не привели к разрыву социалистов с национальными меньшинствами. В статье деятельность указанных группировок рассматривается с точки зрения конструктивистского и экономического подходов к национальной мобилизации. Исследование вводит в научный оборот документы из фондов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока и Государственного архива Хабаровского края.
14. Статья из журнала
Freeze, G. L.
Globalization and orthodoxy in imperial Russia = Глобализация и православие в царской России / G. L. Freeze
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 4-17. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 13-17 (91 назв.).
Globalization and orthodoxy in imperial Russia = Глобализация и православие в царской России / G. L. Freeze
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 4-17. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 13-17 (91 назв.).
Авторы: Freeze, G. L.
Ключевые слова: имперская Россия, церковная история, Русская православная церковь, история Русской Православной Церкви, глобализация, конфессионализация, трансконфессионализация, конфессии, православие, католицизм, протестантизм
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Религия. Мистика. Свободомыслие
Православие
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Религия. Мистика. Свободомыслие
Православие
Аннотация: Историки религиозной истории имперской России мало внимания уделили двум ее важнейшим движущим силам: глобализации и трансконфессионализации. Первая, конечно, уже учитывается и изучается в таких сферах, как политика и экономика, поскольку обусловливает размывание национальных границ, таким образом, устраняя традиционные национально-государственные парадигмы в исторических нарративах. С трансконфессионализацией, т. е. возрастающим значением конфессионального взаимодействия, которое все увеличивается и периодически вызывает полемику, дело обстоит сложнее, так как здесь невозможен, как в мирских сферах - экономике и политике, "узкоконфессиональный подход" к изучению внутренней истории церквей. Очень важно учитывать силу воздействия трансконфессионализации, которая сопровождает глобализацию. В статье изучены волны трансконфессионализации в царской России, объясняется, какая роль принадлежала данному процессу в развитии Русской православной церкви, раскрывается и ее отношение к государству и обществу. Особое внимание уделено непосредственному влиянию трансконфессионализации на церковные институты и их деятельность. Главная цель данной статьи - концептуально-методологическая: предложить, как в новых исследованиях может быть использован новый подход к русской церковной истории, и выборочно проиллюстрировать как на макроуровне, так и на микроуровне пользу такой "глобальной парадигмы". Для анализа примеров используются большой архивный материал и богато представленные конфессиональные издания и церковные журналы XIX - начала XX в. - как российские, так и зарубежные.
15. Статья из журнала
Baryshnikov, V. N.
From the enlightenment to National Socialism = От просвещения к национал-социализму / V. N. Baryshnikov, V. N. Borisenko, O. Y. Plenkov
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 91-105. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 104-105 (30 назв.).
From the enlightenment to National Socialism = От просвещения к национал-социализму / V. N. Baryshnikov, V. N. Borisenko, O. Y. Plenkov
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 91-105. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: с. 104-105 (30 назв.).
Авторы: Baryshnikov, V. N., Borisenko, V. N., Plenkov, O. Y.
Ключевые слова: история Пруссии, национализм, немецкий национализм, теоретические истоки национализма, пиетизм, национал-социализм и прусская традиция, Европа и национализм
Рубрики: Политика. Политология
Политические движения и партии зарубежных стран
Политические движения и партии зарубежных стран
Аннотация: Статья посвящена критике весьма широко распространенного заблуждения об особой "злодейской" роли Пруссии в возникновении и распространении одной из самых зловредных и катастрофических для современной истории доктрин - национализма. Этому заблуждению во многом способствовало то обстоятельство, что Пруссия как государство было уничтожено в 1947 г. по решению союзников. На основе анализа немецких философских систем XVIII-XIX вв., литературных течений и обзора существующих исторических теорий национализма в статье раскрывается происхождение мифа о прусском национализме, а также выявляются основные отличительные особенности прусского государства. Одной из таких ключевых прусских черт было то, что прусская государственная система отличалась особой эффективностью. В связи с этим прусское государство не нуждалось в дополнительных "подпорках" национализма, тем самым радикально отличаясь от большинства европейских государств того же времени. Отсутствие идеологии в Пруссии частично компенсировалось и пиетизмом - религиозной системой, которая способствовала воспитанию в подданных чувства преданности своему государству. В статье особенно подчеркивается, что в Пруссии не было этнических противоречий, а пруссаки-колонисты мирно сосуществовали в других странах с местным населением, включая страны Восточной Европы и России. Тем не менее, как показано в статье, инфильтрация национализма в немецкую политическую культуру все же произошла. В конечном счете национализм смог утвердиться в Пруссии, но не по ее вине, а в силу общих тенденций развития массового общества в Европе на пороге ХХ в.
16. Статья из журнала
Levin, F. E.
Forms of patriotism of the early modern Irish nobility = Формы патриотизма ирландской знати в раннее новое время / F. E. Levin
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 69-81. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: 79-81 (57 назв.).
Forms of patriotism of the early modern Irish nobility = Формы патриотизма ирландской знати в раннее новое время / F. E. Levin
// Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 1. - С. 69-81. - ISSN 1812-9323. - Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1882401. - Библиогр.: 79-81 (57 назв.).
Авторы: Levin, F. E.
Ключевые слова: история Ирландии, раннее Новое время, ирландская знать, патриотизм, патримониальный патриотизм, композитарное государство, домодерные идентичности
Рубрики: История
Европа в XVI в. - 1918 г.
Европа в XVI в. - 1918 г.
Аннотация: Статья посвящена феномену патриотизма ирландской знати при ранних Стюартах, в правление которых у католических подданных староанглийского и гэльского происхождения сформировалось самосознание собственной особости. В качестве термина для описания патриотизма в Ирландии раннего Нового времени автор предлагает "патримониальный патриотизм", вмещающий в себя как средневековые, так и новые аспекты. Сравниваются различные формы патриотизма в стюартовской Ирландии, а также особенное гэльское измерение патриотизма. В наиболее полной форме ирландский патриотизм, лучше всего представленный в "Основе знаний об Ирландии" Джоффри Китинга, предполагал присвоение гэльского прошлого и культурных практик и в то же самое время признание легитимности английского завоевания. Ирландские формы патриотизма представляли собой своеобразный конформизм элит. В то же самое время они артикулировали чувство собственной особости, но поскольку данное чувство было различным у представителей элиты, появилось несколько форм патриотизма. Автор также утверждает, что ирландский кейс показывает, что патриотизм не ограничивается только этническими или территориальными аспектами, но всегда смешивается с другими элементами.